«Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка

П. Алёна Викторовна

Взаимодействие специалистов в детском саду –

важная и ответственная форма работы

с детьми дошкольного возраста.

Практика подсказывает,

о необходимости поиска эффективных методик

по сохранению психического здоровья дошкольников.

Совместная работа специалистов ДОУ

помогает реализовать намеченные цели

в интересной для детей форме.

Именно в раннем детстве  формируются личностные качества,

 раскрываются способности ребёнка.

Главным средством взаимодействия ребёнка

и взрослого должны стать игровые ситуации.

Необходимо создать для малыша комфортную

психологическую атмосферу.

Совместная деятельность педагога-психолога

и музыкального руководителя

в дошкольном образовательном учреждении

строится в рамках психолого-педагогического сопровождения

реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

В совместной работе педагога-психолога

и музыкального руководителя

кроются большие возможности развития дошкольников

в условиях детского сада в данной образовательной области.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Росинка»

Тема: «Совместная деятельность

музыкального руководителя и

педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

                                                                                                Педагог-психолог:

                                                                                                Пестова Алёна Викторовна

                 

Музыкальный руководитель:

Ниязова Альфия Равильевна

                

г. Салехард

Взаимодействие специалистов в детском саду –

важная и ответственная форма работы

с детьми дошкольного возраста.

Практика подсказывает,

о необходимости поиска эффективных методик

по сохранению психического здоровья дошкольников.

Совместная работа специалистов ДОУ

помогает реализовать намеченные цели

в интересной для детей форме.

Именно в раннем детстве  формируются личностные качества,

 раскрываются способности ребёнка.

Главным средством взаимодействия ребёнка

и взрослого должны стать игровые ситуации.

Необходимо создать для малыша комфортную

психологическую атмосферу.

Совместная деятельность педагога-психолога

и музыкального руководителя

в дошкольном образовательном учреждении

строится в рамках психолого-педагогического сопровождения

реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

В совместной работе педагога-психолога

и музыкального руководителя

кроются большие возможности развития дошкольников

в условиях детского сада в данной образовательной области.

Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога осуществляется по двум направлениям:

  1. Коррекционно-развивающее
  2. Информационно-консультативное

        Педагог – психолог и музыкальный руководитель учитывают:

  1. Индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.
  1. Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности.
  2. Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях.

Основные задачи стоящие перед педагогом – психологом и музыкальным руководителем:

  • создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО;
  • развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников;
  • способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние;
  • обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребёнка с учётом особенностей его развития;
  • развивать двигательно-образные навыки — умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве;
  • развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
  • обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок;
  • учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • расширять лексический запас;
  • развивать коммуникативные навыки.

 

Области сотрудничества:

1. Практическая — взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями.

2. Консультативная — консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.

3. Методическая — взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.

Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог:

  • оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
  • проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
  • организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
  • проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребёнка;
  • учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений;
  • участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
  • оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
  • обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель:

  • консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз;
  • оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии;
  • консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учётом их возраста;
  • участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать;

Цель нашей совместной работы:

- помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.  

- оптимизация образовательного процесса по музыкальному развитию каждого ребёнка во взаимодействии музыкального руководителя и психолога

Основные задачи:

- преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- снять эмоциональное и мышечное напряжение;

- снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

- развивать внимание, восприятие, речь, воображение;

- развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики; координации движений;

- развивать игровые навыки, произвольного поведения.

        I. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети

переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

        Как психологу, так и музыкальному руководителю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях. 

        Малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения),мы проводим занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

        Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постоянно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

        Вызвать у ребёнка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем научить каким-нибудь движениям и умениям. Всегда нужно помнить, что именно игра – ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста, потому что является для них жизненной необходимостью. Именно в игре интенсивно развиваются высшие психические функции ребёнка: мышление, речь, память, воображение. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. С помощью игры решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционные.

        Музыка, игры-забавы, музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошколятами. Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют.

        От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приёмы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

        II. Дошкольникам сложно понимать и выражать свои чувства, эмоции, говорить о своих ощущениях, выстраивать диалог и партнёрские отношения друг с другом, выступать перед зрителем. Необходимо создать для малыша комфортную психологическую атмосферу. Для этого в нашем детском саду мы проводим театрализованные музыкально-психологические тренинги.

Театрализованный музыкально-психологический тренинг помогает решить следующие задачи:

- развитие саморегуляции;

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- приобретение социальных навыков, формирование навыков общения в различных ситуациях;

- снятие эмоционального напряжения;

- коррекция агрессивного поведения;

- формирование адекватной самооценки; развитие эмпатии, толерантности.

        Данный тренинг можно проводить в комплексе коррекции, а также и как профилактику нарушения поведения. В комплексе мы используем стихи, загадки, логоритмические этюды.  

        III. Наиболее видимое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка оказывает живопись и музыка.  Поэтому огромное внимание в нашей работе уделено арт-терапевтическим методикам, таким как рисование под музыку, слушание музыки и её анализ.  

        Мандала-терапия один из современных приёмов арт-терапии, который мы используем в своей работе. В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе.

        В детском саду ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание условий воспитания и обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод мандалы. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными) под музыкальное сопровождение.

Мандала – это, как правило, круг, имеющий выраженный центр.

Мандала — это не просто красивый замысловатый рисунок. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку.

Мандала — это ценный инструмент для развития положительных качеств человека, его силы и энергетики.

        Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Цель работы при закрашивании мандалы:

- развитие творческих способностей

- развитие произвольности поведения, коррекция эмоционального состояния

- диагностика актуального настроения (раскрашивание белого круга)

- развитие воображения

- снятие внутреннего напряжения, релаксация

- развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков

- воспитание аккуратности

- активизация бессознательного.

        Совершенно не важно, умеет ли ребёнок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» города Салехард «Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» Педагог-психолог : Пестова Алёна Викторовна

Слайд 2

Взаимодействие музыкального руководителя и педагога-психолога осуществляется по двум направлениям: 1. Коррекционно-развивающее 2. Информационно-консультативное Педагог-психолог и музыкальный руководитель учитывают: Индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка. Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности. Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях.

Слайд 3

Основные задачи, стоящие перед педагогом-психологом и музыкальным руководителем: создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО; развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников; способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние; обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребёнка с учётом особенностей его развития; развивать двигательно-образные навыки — умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память; обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек , считалок; учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука; развивать мелкую и общую моторику; расширять лексический запас; развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Области сотрудничества 1. Практическая 2 . Консультативная 3. Методическая Цель нашей совместной работы : помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. оптимизация образовательного процесса по музыкальному развитию каждого ребёнка во взаимодействии музыкального руководителя и психолога Основные задачи : преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; снять эмоциональное и мышечное напряжение; снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; развивать навыки взаимодействия детей друг с другом ; развивать внимание, восприятие, речь, воображение; развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики; координации движений ; развивать игровые навыки, произвольного поведения.

Слайд 5

I. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Как психологу, так и музыкальному руководителю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении . Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением : хороводы, марши, песенки, потешки , стишки, «ладушки» и «догонялки». От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях.

Слайд 6

II . Дошкольникам сложно понимать и выражать свои чувства, эмоции, говорить о своих ощущениях, выстраивать диалог и партнёрские отношения друг с другом, выступать перед зрителем. Необходимо создать для малыша комфортную психологическую атмосферу. Для этого в нашем детском саду мы проводим театрализованные музыкально-психологические тренинги .

Слайд 7

III . Наиболее видимое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка оказывает живопись и музыка . Поэтому огромное внимание в нашей работе уделено арт-терапевтическим методикам, таким как рисование под музыку , слушание музыки и её анализ . Мандала -терапия один из современных приёмов арт-терапии, который мы используем в своей работе.

Слайд 8

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...