Дополнительная образовательная программа кружка «Хореография» для детей средней группы (4 – 5 лет)
рабочая программа по музыке (средняя группа)

Давлетшина Диана Руслановна

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
    1. Направленность ДОП ……………………………………………... 4
    2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……... 6
    3. Цель и задачи……………………………………………………….. 7
    4. Принципы ДОП «Хореография»……………….………………... 7
    5. Возраст детей, участвующих в реализации ДОП…………….….. 8
    6. Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы)…………………………………………………….9
    7. Формы и режим кружка…………………………………………... 9
    8. Особенности развития детей дошкольного возраста 4-5

лет …………………………………………………………………..13

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. ……….…………………………………….… 14

 

  1. Содержание ДОП «Хореография»……………………………………15
    1. Перспективное планирование …………………………………... 17

 

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы……………………………………………………………...30
    1. Структура занятий кружковой работы «Хореография»…………………32

 

  1.  Кадровое обеспечение …………………………………………………32

 

  1. Список использованной литературы …………………………..…. 33

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horeografiya_diana.docx83.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 

Утверждаю

заведующий МАДОУ

детский сад № 18 г. Туймазы

  _______    Н.А. Бурашникова

Пр. № __ от «___» ________ 2021г.

Дополнительная  образовательная программа

кружка «Хореография» для детей средней группы (4 – 5 лет)

 

 

Срок реализации: 1 год

                                                                               Составил: Воспитатель

Давлетшина Д.Р.

Туймазы, 2021

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  1. Направленность ДОП ……………………………………………... 4
  2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……... 6
  3. Цель и задачи……………………………………………………….. 7
  4. Принципы ДОП «Хореография»……………….………………... 7
  5. Возраст детей, участвующих в реализации ДОП…………….….. 8
  6. Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы)…………………………………………………….9
  7. Формы и режим кружка…………………………………………... 9
  8. Особенности развития детей дошкольного возраста 4-5

лет …………………………………………………………………..13

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. ……….…………………………………….… 14

  1. Содержание ДОП «Хореография»……………………………………15
  1. Перспективное планирование …………………………………... 17

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы……………………………………………………………...30
  1.  Структура занятий кружковой работы «Хореография»…………………32

  1.  Кадровое обеспечение …………………………………………………32

  1. Список использованной литературы …………………………..…. 33

Введение

Настоящая дополнительная программа (далее ДОП) разработана в целях оказания дополнительной образовательной услуги детям 4 – 5 лет.

         Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

  1. Пояснительная записка

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Это связано с изменением нормативно-правовой базы: принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 и утверждение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым соответственно возрасту. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно и комплексно.

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определяется через выбор хореографического направления. Данная программа строится на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного для детей дошкольного возраста.

Программа «Хореография» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетический впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно и точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитывать в себе трудолюбие и терпение.

Танец имеет огромное значение, как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох так же необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей Родине.

В основу этой программы положен опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов-практиков: А.Я.Ваганова, Т.А.Устиновой, Т.С. Ткаченко и др.

  1. Направленность

ДОП кружка ориентирована на детей 4 - 5 лет без специальной подготовки и рассчитана на один год.

В данной ДОП учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
  3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
  9. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
  10. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
  11. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
  12. Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  13. Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  14. Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)
  15. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеева.
  16. Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы.
  17. Приказ №318 от 02.09.2021 г. МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы «Об утверждении деятельности детского сада на новый 2019-2020 учебный год»

Программа способствует обновлению содержания дошкольного образования. Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна данной программы выражается в создании целостной культурно-эстетической среды для успешного развития дошкольника, заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, в работе с подгруппами детей, в учете их возрастных особенностей, способствующих успешному личностному самовыражению дошкольника и обеспечении оптимальной физической нагрузки.

Актуальность  данной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. В «век гиподинамии» хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Программа ориентирует детей на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную память. Система занятий воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения.   Работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Педагогическая целесообразность. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и обосновал его в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед танцем он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Обучать танцу необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. В этом отражается художественное направление программы. Эффективность хореографии как образовательной программы в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. В связи с этим проблема разработки программы по хореографии с учетом ФГОС становится наиболее актуальной

  1. Цели и задачи дополнительной образовательной  программы

Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.

Задачи:

Обучающие– научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского бального танца, элементам музыкальной грамоты и основам актерского мастерства. Научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;

Развивающие – развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству;

Воспитательные – воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности и упорства в достижении поставленной цели, умение работать в паре и в коллективе.

  1.  Принципы дополнительной образовательной программы

Программа разработана с учётом принципов:

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности и индивидуальности  (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому        участнику кружка.)

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)

Принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

Игровой принцип (занятие стоится на игре.)   Игра не только как средства разрядки и отдыха, а необходимость пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. 

Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)

Принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации ДОП

Программа кружка «Хореография» рассчитана на детей:4–5 лет.

  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы  (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография» рассчитана на один учебный год с 01.10.2021 по 30.04.2022.

Этапы реализации ДОП.

Подготовительный этап  (педагогическая деятельность):

  1. Подбор, изучение и анализ методической литературы.
  2. Выявление интереса и умений детей.
  3. Обобщение полученной информации.
  4. Составление плана, сценариев занятий, графических упражнений для детей 4 – 5  лет.
  5. Создание условий для проведения занятий кружковой работы.

Основной этап: Ребенок получает первоначальные знания о хореографии, первоначальные исполнительские умения,   у   него   формируется творческий опыт работы с музыкой, закладывается фундамент для самостоятельной творческой деятельности. Главным результатом обучения являются:

1.укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и преобразовыватьмир;

2.развитие у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близкими,друзьями и другими людьми.

На этом этапе происходит развитие потребности в творческой деятельности, закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, через сочинение и выполнение танцевальных комбинаций, продолжается совершенствование умений и навыков в исполнении движений.

Заключительный этап: этап обучения способствует освоениюбольшого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру; формирует у детей  познавательные мотивы учения, так как они видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание совершенствовать умения.

Отчёт о кружковой деятельности (апрель) перед родителями и коллегами.

  1. Формы и режим кружка

Формы обучения:

- Подгрупповые

-Групповые

             Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-хореографические  занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

             Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретической дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в хореографии, об актёрском мастерстве и о танцевальных жанрах.

             Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

             Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Основные методы обучения

             Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.

  • Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-ритмический материал, прививаются навыки, формируется и развивается эстетический вкус и музыкально-двигательные способности.

  • Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

-        рассказ,

-        беседа,

-        обсуждение,

-        объяснение,

-        словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

 

  • Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их.

  • Метод устного изложения учебного материала – с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии. Ритмики. Рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
  • Методы танцевально-практических действий.

  • Методы познавательной деятельности детей:

-        иллюстративно-объяснительный метод

-        репродуктивный метод.

 

  • Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.

К этим методам можно отнести:

-        показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.

          Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию

          двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

  • При репродуктивном методе дети сами воспроизводят известный им по прошлому опыту материал.

          Этот метод позволяет педагогу в процессе обучения осуществить контроль, затем, как дети усваивают знания, овладевают танцевальными умениями и  навыками.

  • Методы воспитания

          Методы воспитания - это воздействие педагога на дошкольника с целью 

          формирования у них взглядов и убеждений, а также умений и навыков, как в общении, так и в деятельности.

          Один из методов воспитания :

  • Метод внушения, то есть способ воздействия, при котором педагог стремится передать ребенку своё отношение к определённому материалу – танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения движения, чувству ритма и т. п., а также своё (или других) мнение, настроение, оценку.
  • Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог обоснованно доказывает ребенку определённые положения, эстетические представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму дошкольника.
  • Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
  • Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений
  • Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

           Рассмотренные методы наглядного обучения и устного изложения материала сочетаются с методом ритмично-практических действий.

 

  •  Педагогические игры – метод с использованием игровых приёмов и ситуаций.
  •  Коллективно-творческое дело – метод применяется на такой стадии развития детского коллектива, когда воспитанники овладели определёнными навыками самостоятельной, практической и творческой деятельности.            

 

             Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Возраст детей

Время занятия

Количество занятий

в неделю

Количество

в год

4– 5 лет

20 мин.

1

32

Расписание дополнительной образовательной деятельности «Хореография»

Группы

Дни проведения занятий

Время проведения занятий

«Подсолнушек»

вторник

15:30-15:50

«Незабудка»

вторник

16:00-16:20

  1. Особенности развития детей дошкольного возраста 4 -5 лет.

             Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
На четвертом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети учатся самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой.

             Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

           На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)

              На пятом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

              На 5 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

     Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе занятия, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.

     Оценивая результат практической работы, а именно выступления детей, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.

Главным результатом обучения являются:

 - укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и преобразовыватьмир;

 - развитие у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близкими, друзьямии другими людьми.

              В результате реализации данной образовательной программы дети должны знать:

  • виды танцев (классический, народный, современный);
  • танцевальную терминологию (поклон – книксен, реверанс, позиции ног и рук классического танца и т.д.);
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш).
  • назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики.
  • взаимосвязь движения, ритма и музыки;
  • название основных музыкально-ритмических движений  и их элементов;
  • правила гигиены тела, тренировочной одежды;
  • правила сценического поведения.

          Дети должны уметь:

овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем, выполнять простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку;

  • освоить определенный запас  общеразвивающих и танцевальных упражнений;
  • красиво,  выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и  выражать  характер  танцевального  персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и др.);
  • импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение;
  • дети без подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации;
  • понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
  • определять и использовать основные рисунки, направления в движении;
  • исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
  • исполнять упражнения партерного экзерсиса;
  • красиво и правильно исполнять двигательные элементы;
  • быстро и чётко реагировать на замечания педагога;
  • координировать движения.

  1. Содержание ДОП «Хореография»

Содержание программы по разделам.

  1. Вводное занятие.  На данном занятии дети узнают, что такое танец, откуда идут его истоки, как овладевают этим искусством. О том, как зародился танец, виды танцев, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься в течении всего времени обучения.

  1. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика или партерный экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? Партерный экзерсис – это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, развить мышечную силу. Эти упражнения так же способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве. Данный раздел позволит детям познакомиться с элементами перестроений и построений (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в музыкальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.

  1. Упражнения для разминки. Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе.
  2. Народный танец. в данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебный год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволит детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут развить в них более раскрепощенную личности.

2.1 Перспективное планирование по хореографии.

Сроки

Программное содержание

Задачи

Октябрь

Урок 1

Знакомство с детьми. Что такое танец.

Приветствие.

Основные правила поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса. Положение рук на талии, свободная позиция ног.

Танцевальный шаг с носка.

- Формировать интерес к занятиям.

- Формировать общую культуру личности ребенка;

- формировать правильную осанку и положение головы, положение рук на талии, позиции ног.

- Обучить детей танцевальному шагу с носка.

Октябрь.

Урок 2

Разминка.

Повторить урок 1.Передвижение в сцеплении за руки («гусеница»).

Хлопки в такт музыки.

Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами, туловищем и головой .

Шаг с носка, на носках.

Игровой самомассаж. Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме.

- разогреть мышцы.

- формировать правильное исполнение танцевального шага.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

-научить перестраиваться из одного рисунка в другой

Октябрь

Урок 3

Разминка.

Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом -«Хоровод».

Построение врассыпную.

Повторить урок 2

Игровой самомассаж

- разогреть мышцы.

-научить перестраиваться из одного рисунка в другой

Октябрь

Урок 4

Разминка.

Ходьба сидя на стуле.

Построение в шеренгу и колонну, передвижение в сцеплении за руки, построение в круг и передвижение по кругу.

Полуприседы, подъемы на носки, полуприсед на одной ноге, другую – вперед на пятку.

Музыкально-подвижная игра «Нитка-иголка». Играющие строятся в шеренгу, берутся за руки и поворачиваются в колонну. Руководитель – водящий встает впереди: он «иголка», дети – «нитка». Куда иголка идет – туда и нитка тянется. Руководитель ведет детей по залу, что-то обходит, где-то проползает, идет «змейкой» по кругу и т.д. Водящего можно менять. Игра выполняется под музыку и без нее.

Поднимание рук – на вдохе. Свободной опускание рук -  на выдохе.

Речитатив:

Носом -  вдох,

А выдох – ртом.

Дышим глубже,

А потом –

Марш на месте,

Не спеша,

Коль погода хороша!

- разогреть мышцы.

- научить перестраиваться из одного рисунка в другой

- научить передавать заданный образ.

Ноябрь

Урок 5

Ходьба сидя на стуле. Хлопки в такт музыки.

Построение в шеренгу («солдатики»), в круг. Передвижение по кругу в различных направлениях. Бег врассыпную.

Стойка руки на пояс и за спину.

Пружинные полуприседы.

Танец сидя. Веселый танец-игра исполняется под музыку любой польки.

Описание танца

А. 1-2 – хлопки ладошками по коленям.

     3-4 – хлопки в ладоши перед собой.

     5-6 – «ножницы» (скрестные движения руками) справа.

     7-8 – «ножницы» слева.

Б. 1-2 – «погремушки» (имитация игры на погремушках) справа.

     3-4 – «погремушки» слева.

     5-6 – «Зайчики» (разгибание двух пальцев – «Ущки» - на правой руке, поднятой над головой).

     7-8 – «зайчики» левой рукой.

В. 1-2 – «пианино» (имитация игры на пианино) справа.

     3-4 – «пианино» слева.

     5-6 – поклоны головой вправо.

     7-8 – поклоны головой влево.

Г.  1-2 – топнули правой ногой.

      3-4 – топнули левой ногой.

      5-6 все встают.

      7-8 – все садятся.

Затем танец повторяется сначала.

Напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно-двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, стоя, сидя.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- познакомить детей со штрихами музыки (staccato (оторванный), legato (связанный)) отражение их движениями: хлопками, шагами, бегом, плавными и резкими движениями головы.

Ноябрь

Урок 6

Разминка.

Перестроение из одной шеренг в несколько по распоряжению.

Упражнения с погремушками.

Повторить уроки.Свободные, плавные движения руками.

Повторить уроки. Приставной шаг в сторону.

Танец сидя.

Напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно-двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, стоя, сидя. Потряхивание кистями рук.

- разогреть мышцы.

- совершенствовать исполнение выученных движений.

Ноябрь

Урок 7

Разминка.

Ходьба сидя на стуле. Хлопки в такт музыки.

Построение в шеренгу, перестроение из одной шеренги  несколько.

Упражнения с погремушками, хлопками.

Танец «Кузнечик». («Песня о кузнечике» на муз. В.Шаинского).

Описание танца

А.1-2 – два пружинистых полуприседа с двумя ударами руками по коленям.

3-4 – два пружинистых полуприседа и два хлопка в ладоши перед собой.

5-8 – повторить счет 1-4.

Б.1-2 – два пружинистых полуприседа со скрестными движениями руками справа («ножницы»).

3-4 – повторить счет 1-2 в другую сторону.

5-6 – два пружинистых полуприседа с двумя ударами кулак о кулак справа («молоточки»).

7-8 – повторить счет 5-6 в другую сторону.

Припев. «Представьте себе…»

А.1-2 – прыжком-стойка ноги врозь, руки в стороны – книзу ладонями вперед.

3-4 – прыжком – стойка ноги вместе, руки на пояс.

5-8 – четыре подскока на  месте с поворотом на 360 вправо.

Б. – повторить движение части А.

Упражнение на укрепление осанки, стоя спиной к опоре.

- формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- научить перестраиваться из одного рисунка в другой

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

Ноябрь

Урок 8

Разминка.

Построение в шеренгу, круг.

Приставные шаги в сторону. Шаг с небольшим подскоком.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли такта (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ногой или хлопком, сидя на стуле.

Упражнения с погремушками или хлопками.

Танец «Кузнечик».

Упражнение на укрепление осанки, стоя спиной к опоре.

- совершенствовать исполнение выученных движений.

- познакомить детей с темпами музыки (медленный, умеренный, быстрый)

- Формировать умение слушать музыку.

- Развить чувство ритма.

Ноябрь

Урок 9

Разминка.

Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом.

Приставные шаги в сторону. Шаг с небольшим подскоком.

Полуприседы, подъемы на носки. Свободные, плавные движения руками.

Упражнения с погремушками или хлопками  «У оленя дом большой»                    ( французская народная песня «Большой олень»; И.Мазнин, А.Фомин) Построение лицом в круг, предмет в руках.

Первый куплет.

А. 1-8 – восемь акцентированных шагов вперед к центру с ударами погремушек.

Б. 1-8 – повторить движения части а, шаги газад.

Припев:

А. 1-2- два удара погремушками(«Тук-тук»).

3-4 – три удара погремушками.

5-8 – повторить счет 1-4.

Б. 1-4 – повторить движение части А, счет 1-4.

5-8 – полуприсед, правую руку разогнуть вперед, левую за спину («Лапу подает»).

Проигрыш. Повторить упражнения первого куплета, но шаги – вправо по кругу и в конце – поворот лицом в круг.

Припев. Повторить упражнения припева, но вместо трех ударов в погремушки – три удара погремушками о колени.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева.

Проигрыш. Повторить упражнения первого куплета, но шаги влево по кругу и в конце – поворот лицом в круг.

Припев. Повторить упражнения припева с ударами погремушками о колени. При повторном припеве уйти по кругу к своему стулу.

Имитационно-образные упражнения на осанку: лежа на спине, стоя спиной к опоре («палочка», столбик»).

- формировать умение ориентироваться в пространстве

- формировать правильное исполнение танцевальных  шагов.

-научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

- научить передавать заданный образ.

Декабрь

Урок 10

Разминка.

Музыкально-подвижная игра «Быстро по местам!» (для закрепления строевых действий).

Акцентированная ходьба с махом руками вниз на сильную долю такта ( счет 1 или 3 при музыкальном размере 4/4; счет 1 при музыкальном размере 2/4 ).

Упражнения с погремушками или хлопками «У оленя дом большой» ( французская народная песня «Большой олень»; И.Мазнин, А.Фомин) Построение лицом в круг, предмет в руках.

Имитационно-образные упражнения на осанку: лежа на спине, стоя спиной к опоре («палочка», столбик»).

- Развить чувство ритма.

- Развивать координацию движений.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- совершенствовать исполнение выученных движений.

Декабрь

Урок 11

Разминка.

Построение врассыпную. Под музыку марша все маршируют в любом направлении, под музыку польки все прыгают.

Акцентированная ходьба с махом руками вниз на сильную долю такта ( счет 1 или 3 при музыкальном размере 4/4).

Танец «Кузнечик».

Танцевальная разминка.

Имитационно-образные упражнения в расслаблении. Лежа на спине, полное расслабление – поза «спящего».

- Развить музыкальный слух и чувства ритма.

- научить импровизировать.

- развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта.

Декабрь

Урок 12

Разминка.

Построение в круг.

Танцевальные шаги:

И.П. – передвижение по кругу в сцеплении за руки.

А. 1-8 – восемь шагов с носка по кругу вправо.

Б. 1-8 -  с поворотом налево четыре приставных шага вправо.

В. 1-4 – полуприсед на правой ноге, левую вперед на пятку.

     5-8 – четыре хлопка в ладоши.

Г. – повторить движение части В с другой ноги.

Всю композицию повторить в другую сторону.

Музыкально-подвижная игра по ритмике «Эхо».Педагог показывает движения детям, дети повторяют:

Четыре хлопка на каждый чет;

Один хлопок на два счета и еще один хлопок на два;

Четыре хлопка на каждый счет;

Один хлопок, и держать ладони вместе на четыре.

Имитационно-образные упражнения в расслаблении. Лежа на спине, полное расслабление – поза «спящего».

- Развить музыкальный слух и чувства ритма

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

Декабрь

Урок 13

Разминка.

Перестроение в шеренгу. Размыкание по ориентирам (на интервал – руки на поясе).

Выполнение движений туловищем в различном темпе.

Ритмический танец. «Травушка-муравушка». Музыкальный размер 2/4. Русская народная песня.

Описание танца

И.П. – построение парами по кругу, мальчик слева, девочка справа: руки в сцеплении во второй позиции. У мальчика свободная рука на поясе, у девочки – на платьице.

А. 1-4 – два переменных шага с правой ноги.

5-8 – четыре шага с носка с правой ноги.

Б. – повторить движения части А.

В. 1-4 – два приставных шага в сторону друг от друга (мальчик к центру, девочка от центра).

5 – полуприсед, правая нога вперед на пятку.

6 – встать, приставить правую ногу.

7-8 – повторить счет 5-6 с другой ноги.

Г. – повторит движения части В, выполняя приставные шаги в другую сторону (друг к другу). В конце принять исходное положение к началу танца.

Двигательные упражнения на имитационных и образных движениях «Волны шипят».

И.п. – сед на пятках, руки вниз.

1-2 – плавно поднять руки вперед – кверху (вдох).

3-4 – плавно опустить руки вниз (выдох черезрот со звуком: «ш-ш-ш!»).

-Развить музыкальный слух и чувства ритма.

-Обучить детей танцевальным движениям.

- Развивать координацию движений.

-научить передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.

-научить «чувствовать» пару.

Январь

Урок 14

Разминка.

Хлопки в ладоши -  простые и ритмические. Положение рук перед собой, вверху, внизу справа, слева, на уровне головы.

«Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4 темп умеренный. Приседание на два такта, на один такт, два приседания на один такт.

«шаг, приставить, шаг, каблук». Повороты вправо, влево.

Ритмический танец «Галоп шестерками».

Имитационно-образные упражнения в расслаблении. Потряхивание кистями рук – «воробушки полетели».

-Развить музыкальный слух и чувства ритма.

-формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-научить передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.

Январь

Урок 15

Разминка.

Построение в круг и передвижение по кругу в сцеплении.

Различие динамики звука «громко – тихо». Под громкую музыку – ходьба, акцентируя шаг, под тихую музыку – ходьба в полуприседе – крадучись. Выполнение ОРУ под музыку с акцентом на сильную долю такта – основного движения (наклона, приседа и т.д.).

Ритмический танец «Танец утят» (французская народная песня).

И.П. – стойка руки согнуты в стороны, ладонями вперед, лицом в круг.

А. 1-4 – четыре раза согнуть пальцы в кулачок («клювики»).

5-8 – четыре раза поднять и опустить локти вниз («крылышки»).

Б. 1-4 – приседая и вставая, четыре раза колени вправо – влево («хвостики»).

5-8 – четыре хлопка перед собой.

В – Г – повторить движения частей А – Б.

Припев.

А. 1-8 – восемь подскоков по кругу, держась за руки.

Б. – повторить движения части А.

В – Г – повторить движения частей А – Б в другую сторону.

Имитационно-образные упражнения на дыхание:

«насос»:

1-4 – на вдохе через нос руки поднять до уровня груди, ладонями вниз;

5-8 – на выдохе через рот руки вниз, ладонями вниз.

Повторить 3-4 раза.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- познакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано).

- научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

Январь

Урок 16

Разминка.

Маршировка ( шаг с носка, на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги в стороны, вперед, назад. Перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, в колонны по 2, 4).

Ритмический танец «Танец утят».

Имитационно-образные упражнения на дыхание:

«насос»:

1-4 – на вдохе через нос руки поднять до уровня груди, ладонями вниз;

5-8 – на выдохе через рот руки вниз, ладонями вниз.

Повторить 3-4 раза.

- Разогреть мышцы.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

- Развивать координацию движений.

Январь

Урок 17

Разминка.

Маршировка ( шаг с носка, на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги в стороны, вперед, назад. Перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, в колонны по 2, 4).

Упражнение «Хоровод» ( песня «От улыбки»,В. Шаинский, М. Пляцковский).

Описание танца

Вступление.

И.П. – стоя по кругу, держась за руки.

Первый куплет.

А. 1-8 – восемь шагов вправо по кругу.

Б. 1-8 – восемь шагов по кругу на носках.

В. – повторить движения части А в другую сторону.

Г. – повторить движения части Б в другую сторону.

Припев.

А. 1-4 – четыре шага вперед, поднимая руки вверх.

5-8 – четыре шага назад – руки вниз.

Б. 1-8 – «…И кузнечик запиликает на скрипке…» - изображают игру на скрипке.

В. 1-8 – восемь махов рукми в сцеплении вперед – назад.

Г. 1-8 – рук вверх в сцеплении (изображают дружбу), посмотреть друг на друга.

Д. – повторить движения части В.

Е. – повторить движения части Г.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева.

Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева.

Специальные упражнения на развития силы мышц. Морские фигуры:

«морская звезда» - лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;

«морской конек» - сед на пятках, руки за голову;

«краб» - передвижение в упоре стоя согнувшись, ноги согнуты врозь;

«дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх и в «замок».

-формировать правильное исполнение танцевальных  шагов.

- научить передавать заданный образ.

- формировать умение вытягивать, сокращать стопу.

Февраль

Урок 18

Разминка.

Построение в шеренгу и колонну по распоряжению. Перестроение из одной шеренги в несколько по команде.

«У оленя дом большой»  

«Хоровод»  

Специальные упражнения на развития силы мышц. Морские фигуры:

«морская звезда» - лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;

«морской конек» - сед на пятках, руки за голову;

«краб» - передвижение в упоре стоя согнувшись, ноги согнуты врозь;

«дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх и в «замок».

-формировать правильное исполнение танцевальных  шагов.

- научить передавать заданный образ.

Февраль

Сюжетный урок 19

«Поход в зоопарк»

Ход урока

Дети входят под песню о зоопарке (М.Гусев).Все строятся в колонну и идут дружно, не отставая. Игра «Нитка - иголка»

В клетках зоопарка сидят разные звери.

«медведь» - ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы;

«пантера» - мягкий шаг;

«цапля» - ходьба с высоким подниманием колена;

«орлы» - повороты головы;

«кошечка» - «котенок выгибает спину»(тянется);

«змея» - упор лежа на бедрах, поворот головы налево – направо (змея шипит);

«собачка» - упор стоя согнувшись; виляет «хвостиком» - таз влево - вправо;

«лев» - лежит и греется на солнышке.

3.Общеразвивающие упражнения на полу под песню Львенка и Черепахи (Ген.Гладкова и С.Козлова) «Я на солнышке лежу».

4.Все ребята очень стараются вести себя хорошо и дружелюбно, ведь доброта – это самое хорошее качество. Быть добрым – значит улыбаться, а от улыбки всем становится теплей: и слону и даже маленькой улитке. Все встают в дружный хоровод и танцуют.

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Хоровод» .

Организованный выход из зала – «уход домой».

-способствовать развитию творческих способностей, выдумки, фантазии;

-закрепить выполнение упражнений танцевально-ритмической гимнастики «Хоровод»;

Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентировки в пространстве.

Февраль

Урок 20

Разминка.

Построение врассыпную.

Ритмические хлопки в ладоши. Тройные притопы. «Пружинка» с наклонами в головы. Движение «Баю-бай», приставные шаги с приседанием.

 «Танцевальная - ритмическая гимнастика «Чебурашка» (песня «Чебурашка», В.Шаинский, Э.Успенский).

Описание танца

Вступление.

1-8 – И.П. – основная стойка.

1-4 – основная стойка.

Первый куплет.

А. 1-4 – подняться на носки, руки дугами наружу в стороны – кверху.

5-8 – опуститься на всю стопу в круглый полуприсед, руки дугами наружу расслабленно вниз.

Б. – повторить движения части А.

В. «Теперь я Чебурашка…»

1-2 – полуприсед с поворотом туловища налево, руки согнуть вперед, большой палец к ушам, остальные пальцы вместе, ладонями вперед («уши Чебурашки »).

3-4 – с поворотом И.П. встать, руки вниз.

5-6 – полуприсед с поворотом туловища направо, руки согнуть вперед, кисти вниз («дворняжка»).

7-8 – с поворотом в И.П. встать, руки вниз.

Г. 1-8 – в стойке ноги врозь поворот переступанием на пятках налево на 360 градусов – с наклоном туловища в сторону на каждый шаг, руки согнуть в стороны, пальцы в стороны.

Д. – повторить движения части В.

Е. – повторить движения части Г, только поворот переступанием выполнить в другую сторону и остаться в стойке ноги врозь.

Второй куплет.

А. 1-2 – в стойке ноги врозь поворот туловища налево, руки внизу расслаблены.

3-4 – поворот туловища направо, руки расслаблены.

5-8 – повторить счет 1-4.

Б. 1-4 – медленно упор присев.

5-8 – скольжением ног назад лечь на живот, правая согнутая рука на левой, подбородок на предплечье.

В. 1-2 – согнуть правую ногу назад.

3-4 – поменять И.П. ног.

5-8 – повторить счет 1-4.

Г. 1-4 – повторить  движения части В, счет 1-4.

5-6 – поменять И.П. ног.

7-8 – разогнуть правую ногу.

Д. 1-2 – разогнуть руки в упор лежа прогнувшись.

3-4 – толчком ног упор присев.

5-8 – медленно встать в основную стойку.

Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета, в конце принять основную стойку.

Специальные упражнения на развития гибкости – морские фигуры:

«улитка» - упор лежа на спине, касание ногами за головой;

«морской лев» - упор сидя между пятками, колени врозь;

«уж» - сед с предельно разведенными врозь ногами , руки на пояс;

«морской червяк» - упор стоя согнувшись.

- формировать правильное исполнение танцевальных  шагов.

- Развить чувство ритма.

- Обучить детей танцевальным движениям.

Февраль

Урок 21

Разминка.

Ритмические хлопки в ладоши. Тройные притопы. «Пружинка» с наклонами в головы. Движение «Баю-бай», приставные шаги с приседанием.

Ритмический танец  «Мы пойдем сначала вправо»

Танцующие стоят в кругу, взявшись за руки. Ребята поют песенку и выполняют те движения, о которых поют:

Мы пойдем сначала вправо: раз, два, три!

А потом пойдем налево:раз, два, три!

А потом все соберемся: раз, два, три!(идут в круг).

А потом все разойдемся: раз, два, три!(идут из круга).

А потом мы все присядем: раз, два, три!(приседают)

А потом все дружно встанем: раз, два, три!(встают)

А потом мы все станцуем: раз, два, три!

А потом еще станцуем: раз, два. Три!(выполняют произвольные движения)

«Танцевальная - ритмическая гимнастика «Чебурашка».

 Специальные упражнения на развития гибкости – морские фигуры:

«улитка» - упор лежа на спине, касание ногами за головой;

«морской лев» - упор сидя между пятками, колени врозь;

«уж» - сед с предельно разведенными врозь ногами , руки на пояс;

«морской червяк» - упор стоя согнувшись.

- научить импровизировать.

- формировать правильную осанку.

- формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

Март

Урок 22

Разминка.

Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы, Хлопки, притопы в паре, кружение в паре. Выпады.

Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо»

 «Танцевальная - ритмическая гимнастика «Чебурашка».

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме («Ладошки-мочалки», «Смываем водичкой руки, ноги»).

- Развить чувство ритма.

- Развить чувство ритма.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

Март

Урок 23

Разминка.

Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы, Хлопки, притопы в паре, кружение в паре. Выпады.

Ритмический танец «Танец утят»

Музыкально – подвижная игра «Совушка»

Выбирается водящий – совушка. Ее гнездо находится в стороне от площадки. Играющие стоят на площадке. Совушка сидит в гнезде.

По сигналу руководителя –«День наступает – все оживает» - дети ходят бегают, подражают полету бабочек, птиц, жуков. По сигналу: «Ночь наступает – все замирает» играющие замирают, останавливаясь в той позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводитв гнездо. Играющие опять оживают. Совушка меняется через две-три игры. Игра проводится под музыку: «день…» - музыка звучит горомко, «ночь…» - музыка звучит тихо.

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме («Ладошки-мочалки», «Смываем водичкой руки, ноги»).

- Развить чувство ритма.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано).

Март

Урок 24

Разминка.

Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы.

Маршировка (шаг с носка, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, полукруг.)

Музыкально-подвижная игра «Найди предмет».

Построение в круг. У кого-то из детей спрятан предмет. Водящий под музыку обходит детей и ищет предмет. По мере приближения к предмету музыка звучит громче, и наоборот. Выигрывает ребенок, который лучше ориентируется в динамике звука «громко – тихо» и быстрее найдет предмет.

Ритмический танец полька «Старый жук» (музыка из кинофильма «Золушка»).

И.П. – лицом в круг, стойка руки на пояс.

А. 1 – правую ногу вперед на носок.

2 – притоп правой ноги.

3 – левую ногу вперед на носок.

4 – притоп левой ногой.

5-8 – повторить счет 1-4.

Б. 1-3 – три шага вперед.

4 – приставить ногу.

5-7 – три хлопка в ладоши.

8 – руки на пояс.

В. - повторить движения части А.

Г. – повторить движения части Б, но шаги назад.

Потряхивание кистями рук. Сед руки за спину. Расслабление рук с выдохом.

- развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта.

- формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

- продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано).

Март

Урок 25

Разминка.

Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы.

Положение рук на поясе, открывание рук во 2 позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. Притопы одинарные, двойные, тройные.

Ритмический танец полька «Старый жук» (музыка из кинофильма «Золушка»).

Музыкально-подвижная игра «Найди предмет».

Потряхивание кистями рук. Сед руки за спину. Расслабление рук с выдохом.

- формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

- продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано).

Март

Уроки 26

Разминка.

Построение в две шеренги напротив друг друга по распоряжению.

Положение рук на поясе, открывание рук во 2 позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. Притопы одинарные, двойные, тройные.

Музыкально-подвижная игра «Эхо».

В положении лежа на спине вытягивание рук в стороны; вытягивание рук вверх, ног вниз.

- научить перестраиваться из одного рисунка в другой

- Развивать координацию движений.

- Развить чувство ритма.

Апрель

Урок 27

Разминка.

Построение в две шеренги напротив друг друга по распоряжению.

Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Исполнение движений с одновременной работой рук.

Музыкально подвижная игра «Отгадай, чей голосок?».

В положении лежа на спине вытягивание рук в стороны; вытягивание рук вверх, ног вниз.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- развить внимание, быстроту реакции.

Апрель

Сюжетный урок 28

«В гости к Чебуращке»

Ход урока

Дети входят в зал под песню «В мире много сказок» ( В.Шаинскоий, Ю.Энтин).Педагог встречает их со словами «Сегодня мы с отправляемся путешествовать в мир сказки, в гости к Чебурашке. Жители государства сказочного, волшебного и загадочного, веселого, говорливого, забавного и счастливого приветствуют дружно нас и в гости ждут сейчас!»

«Сказочный лес» - дети идут в обход по залу, выполняя различные движения: проходят речку (ходьба по скамейке), болото (прыжки), пещеру(переползания)», «переплывают озеро»(имитация движений руками.

2. «Сказочная зарядка». Для того чтобы набраться сил, дети выполняют комплекс зарядки.

Упражнение «Перестроение»:

Слушай сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй(круг) вставайте

И зарядку начинайте!

Упражнение «Потягивание»:

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Упражнение «Наклоны»:

Буратино потянулся,

Раз прогнулся, два нагнулся,

Зашагал и по порядку

Начал делать он зарядку.

Упражнение «Царя Гороха», или упражнение для мышц шеи и туловища:

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил - вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Упражнение «Дровосек»:

Чтобы лучше мне шагать,

Сделаю зарядку:

Помахаю топором

Я для вас, ребятки,

Ноги в сторону поставлю,

Вниз и вверх махну руками.

Упражнение «Выпады»:

Иван – Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом,

И змей – Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Еще выпад три – четыре –

Отлетели остальные.

Упражнение «Прыжки»:

Вот лягушка на дорожке –

У нее озябли ножки.

Чтобы ей помочь быстрей,

Мы попрыгаем за ней.

Будем вместе с ней играть,

Чтобы ей царевной стать.

Упражнение «Потопаем»:

Шел король по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

Еще разок порыгаем, попрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

3.Танец «Мы пойдем сначала вправо». Дети отправляются в путь.

4. Звучит песня Бабы – Яги ( на слова В.Александрова – кассета «Песни лукоморья»). Педагог читает письмо от Бабы-Яги, в котором говорится, что она превратила всех детей в Ежиков.

Игра «Совушка»

5. Расколдовать детей поможет сказочный герой Чебурашка.

Мы станцуем и споем,

А потом домой пойдем.

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Чебурашка».

6. Ходьба с песней. Подведение итогов занятия. Организованный выход из зала.

-совершенствовать выполнение упражнения танцевально-ритмической гимнастики «Чебурашка».

-закрепить выполнение группировки в положении лежа

-содействовать развитию танцевальности, координации движений.

Апрель

Уроки 29

Разминка.

Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»). Построение в круг.

Хлопки на каждый счет и через счет.

Выполнение ОРУ под музыку с притопом под сильную долю такта.

И.П. – стойка, руки на пояс.

1-2 – наклон вперед.

3-4 – выпрямиться.

5 – притоп.

6-8 – пауза.

Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую». Данное упражнение – импровизация для детей. Необходимо создать определенные условия для выполнения свободных движений по желанию и возможности детей. При необходимости музыкальное произведение можно заменить другим. ( Пластинка «Девочка на шаре», песня «Я танцую», В.Дашкевич, Ю.Михайлов).

В положении лежа на спине вытягивание рук в стороны; вытягивание рук вверх, ног вниз.

- развить внимание, быстроту реакции.

- развить внимание, быстроту реакции.

- Формировать навык «легкого шага»

Апрель

Уроки 30

Разминка.

Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, приставные шаги, легкие шаги на месте, хлопки в разных ритмических рисунках.

Танцевально-ритмическая гимнастика «Я танцую».

Расслабление рук и потряхивание кистями.

- развивать воображение, фантазию.

- развить артистизм.

Апрель

Уроки 31

Разминка.

Танцевальные шаги «Башкирский шаг», «Татарский шаг», «Полька».

Танцевальная разминка.

Повторение изученных танцев

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

- научить импровизировать.

- эмоционально разрядить детей.

Апрель

Уроки 32

Отчетный концерт

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы

 Учебно – методическое обеспечение:

  1. Технические средства обучения (звуковые):
  2. учебно-наглядные пособия:
  3. детские музыкальные инструменты:  трещотки,  палочки, металлофоны,  бубны, гармошки, свистульки и др. музыкальные инструменты
  4. нотное приложение .
  5. разнообразная атрибутика - платочки, платки, кокошники, шляпы. Ленты  (0,5 – 1,2 метра),  цветы,  листья.
  6. корзинки, мячи,  обручи,  палки,  игрушки.
  7. листочки  по  количеству  детей;  кукла  Катя(большая), кукла Зина (маленькая), бантики, колокольчик,  бубенцы.
  8. маски – атрибуты зайчиков, лисички, муляжи овощей, фруктов, картинки  разнообразные.  
  9. костюмы для выступлений, атрибуты.
  • видеоаппаратура;
  • мультимедийная система;
  • пианино.

10.  просмотр видеозаписей с методическим материалом;

11.  использование различных дисков с записями музыкальных произведений;

12.  использование дидактических пособий (фотографий, картинок, игрушек и др.);

13.  атрибуты для танцевальных композиций.

14.  создание предметно развивающей среды способствующей всестороннему развитию ребенка (яркие костюмы, красочные декорации зала и т.д.).

             Занятия ритмикой и хореографией является профилирующим направлением в эстетическом цикле предметом . Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания дошкольников – приобщению их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

            В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.

Обучение танцам – это всегда диалог, даже когда ребенок совсем еще маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

             Педагогу, обучающему детей дошкольного возраста основам хореографии, необходимо понимать внутренний мир ребенка, детское мировосприятие. Он должен уметь проникать в мир ребенка, стать человеком, открывающим малышу красоту танца и музыки.

             Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к самим себе. И здесь все имеет значение: интонация, настроение, взгляд и даже ваш внешний вид.

  1. Структура занятий кружковой работы «Хореография»

Структура занятия состоит из трех частей: 

             1 часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности - 1/3 часть общего времени занятия.

             2 часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности - 2/3 общего времени занятия.

             3 часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности - 2-3 минуты.

  1. Кадровые обеспечения

Реализацию ДОП кружка «Хореография» осуществляет воспитатель Давлетшина Д.Р., имеющая среднее специальное образование, , педагогический стаж-3,8 лет.

  1.   Список использованной литературы

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии», М., 2018г.
  2. Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 2017 г.
  3. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2015, с. 3-13, 123-129, 153-162. 163-166, 192-202.
  5.  «Эстетическое воспитание в детском саду»под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 2020г.
  6. Г.А. Колодницкий - Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей
  7. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3 издание, дораб. – М.: «Просвещение», 2017г.
  8. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб.: «Музыкальная палитра», 2016г.
  9. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2014г.
  10. Конорова Е. В. :Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 2019г.
  11. Муз.-но - ритмические движения для детей дошкольного возраста - Т.Ф. Коренева 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка “Эвристика” для детей средней группы

Развитие логического мышления  с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат  только отголоском того, что...

Конспект занятия по хореографии для детей средней группы «В гостях у гномиков»

Цель: Развитие двигательной сферы детей, развитие воображения и способности к двигательной импровизации. Задачи:Заинтересовать и создать условия для творческой работыФормировать навыки орие...

Программа кружка по экологии для средней группы «Капелька»

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе

Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...

Программа по хореографии для детей среднего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.

Кружок "Умелые пальчики" для средней группы....

Программа кружка "Ладушки" для детей средней группы

ПРОграмма кружка "Ладушки" для детей средней группы...