ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К МИРУ ПРЕКРАСНОГО
статья по музыке (подготовительная группа)

Злобина Замира Ягудаевна

Злобина З.Я.,  ГБДОУ  детский сад № 95 Красногвардейского района /г. Санкт-Петербург/

ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К МИРУ ПРЕКРАСНОГО

/Из опыта работы/

Творческое наследие выдающегося педагога–гуманиста В. А. Сухомлинского многогранно. В настоящее время необходимо изучение, осмысление и глубокое проникновение в его творчество.

Значение красоты для жизни и всестороннего развития ребенка В. А. Сухомлинский в полной мере раскрывает в своих многочисленных статьях и книгах. А его высказывания о красоте стали крылатыми фразами: «Через красивое - к человечному», «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_rebenka_k_miru_prekrasnogo.docx34.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Злобина З.Я.,  ГБДОУ  детский сад № 95 Красногвардейского района /г. Санкт-Петербург/

ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К МИРУ ПРЕКРАСНОГО

/Из опыта работы/

Творческое наследие выдающегося педагога–гуманиста В. А. Сухомлинского многогранно. В настоящее время необходимо изучение, осмысление и глубокое проникновение в его творчество.

Значение красоты для жизни и всестороннего развития ребенка В. А. Сухомлинский в полной мере раскрывает в своих многочисленных статьях и книгах. А его высказывания о красоте стали крылатыми фразами: «Через красивое - к человечному», «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» и др.

«Все прекрасное, существующее в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребенка и облагородить его» [1, 151]. Красота окружает нас повсюду. Надо учиться   ценить и беречь её. «Мы с первых же дней школьного воспитания, – пишет В.А. Сухомлинский, – учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысление красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд,  через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь» [1, 149].

Когда ребенок растет в окружении красоты, впитывает, переживает ее, тогда он начинает воспринимать слова, а значит, становится, по Сухомлинскому, «воспитываемым». Сухомлинский и педагоги Павлышской школы учили детей чувствовать красоту природы и не только ярко и эмоционально рассказывали детям о красоте окружающего мира, но и совершали экскурсии, походы, вели наблюдения за явлениями природы. Дети наблюдали за сменой красок и вслушивались в музыку природы. Воспитывали в детях умение видеть в повседневной жизни необыкновенное и прекрасное, чувствовать это прекрасное. Открывали и взращивали в них эти способности. Дети, подрастая, проносили через всю свою жизнь чуткость души и доброту. 

От постижения красоты природы идет путь к красоте слова, музыки и живописи, т.е. следующая ступень познания красоты – это красота искусства.  Общение с искусством – это одна из самых больших радостей жизни. «Искусство надо знать и понимать, но этого мало, – писал Сухомлинский, - искусство должно приносить еще и радость, и первая и самая трудная задача воспитателя — вызвать у ребят чувство наслаждения, потребность любоваться природой и произведениями искусств. Ведь настоящее воспитание — это воспитание культуры потребностей, духовных запросов, желаний. Воспитайте у ребенка духовную потребность трудиться, потребность учиться, потребность наслаждаться искусством, и вы воспитаете прекрасного человека. Воспитание создает духовные потребности, обучение дает возможность удовлетворить их… Любование, наслаждение прекрасным, естественно, перерастает в желание жить по законам красоты — творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданное своими руками». А это уже следующая ступень познания красоты. Сухомлинский, пройдя с детьми первые две ступени, подводил воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, поступков, жизни. Все эти ступени условны, ведь на практике уже маленькие дети могут любоваться и природой, и человеческим поступком. По Сухомлинскому научиться любить можно только в деятельности, поступке. Созерцать, восхищаться природой – это, конечно же, оберегать и поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку. Педагогу нужно терпеливо воспитывать чувство красоты, ждать, когда сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем, верить, что непременно этот миг настанет и всячески подготавливать его. Сухомлинский считает, что воспитание чувств – это самое трудное в работе педагога. Не надо ждать быстрых результатов - нужно верить в ребенка, и он полюбит прекрасное.

Василий Александрович писал, что в детстве душа ребенка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов – всего, что ребенок воспринимает, о чем он думает, и поэтому уже в детстве, в период младенчества нервной системы, до 7-8 лет и далее, красота должна стать могучим средством нравственного воспитания, источником подлинной человечности. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности… Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности» [2, 162]. Все ступени познания красоты проходят дети дошкольного возраста.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» [2, 170]. Поэтому музыкальные занятия в детском саду играют огромную роль в приобщении ребенка к миру прекрасного.

Главная задача музыкального руководителя – прививать и развивать у своих воспитанников интерес к музыке, вызвать желание ее слушать, эмоциональную отзывчивость. К восприятию музыки необходимо подходить скрупулезно - тщательно подбирать музыкальный репертуар. По мнению Сухомлинского, слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, ребенок и воспитатель становятся роднее, ближе.  Беседа, рассказ, разъяснения перед прослушиванием музыки, настраивает ребенка на восприятие музыки: оно делается образным, осмысленным. Включение в занятие сказочного сюжета вносит ощущение необычности обстановки,  уводит от будничности. Использование поэтических сравнений с картинами природы, эпитетов, позволяют охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью. В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [2, 174]. В беседе с детьми о музыке необходимо использовать образную речь, помогать определять ее характер, настроения, выраженные в ней, понять, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. И тогда ребенок начинает понимать, что в музыке могут быть выражены не только веселое и грустное настроение, но и множество других чувств и их оттенков: нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь.  

На занятиях используем разнообразные методы и приемы, и виды деятельности. Например, чтобы дети с интересом слушали новое музыкальное произведение, используем Музыкальную шкатулку, которая открывается после произнесения слов: «Шкатулка наша тайнами и музыкой полна! Секреты музыкальные откроет нам она!».

Игра – самый любимый вид деятельности дошкольников. Играя, они учатся понимать мир вокруг, общаться с взрослыми и детьми, говорить и что-то делать, мыслить и творить.

А сколько счастья, радости несет детям праздник! Музыкальному руководителю необходимо подготовить интересный сценарий, разучить разнообразные песни, танцы, роли, обдумать костюмы, настроить детей перед праздником. Тогда праздник удастся, и дети будут счастливы.

«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» [2, 174]. Регулярно показываем детям кукольный театр. Сказка в исполнении кукол, музыкально оформленная, - это всегда праздник для детей. Для развития творчества детей готовим и показываем  музыкальные сказки. Дети создают точные образы, передают характер героев выразительным исполнением песенок и движений, мимикой, красочными костюмами.

Маленькие воспитанники очень любят петь и танцевать, выступать перед родителями. Самых талантливых мы готовим к фестивалям и конкурсам.

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью» [2, 158].

Т.о. приобщение ребенка к миру прекрасного с раннего возраста должно постепенно перейти в потребность к красоте внутри и вокруг него.

Литература:

  1.  Глейзер, Г.Д.  Антология гуманной педагогики. Сухомлинский / Г.Д. Глейзер, И.В. Федорович. - М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 2002. - 224 с.
  2.  Соловейчик, С.  В.А. Сухомлинский о воспитании / С. Соловейчик. - М. : Политиздат, 1982. - 270 с.
  3.  Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -М.: Народная асвета, 1981. - 288 с.

Интегрированное музыкальное занятие

в подготовительной к школе группе

Злобина З.Я.,  ГБДОУ  детский сад № 95 Красногвардейского района /г. Санкт-Петербург/

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыка)

Вид деятельности: Музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, чтение художественной литературы,  продуктивная, игровая.

Тема ООД: «В гостях у волшебницы Осени»

Методы и приемы: использование стихов, репродукции картин, упражнение для подготовки дыхательного аппарата, использование распевки, дидактической игры «Кто в домике живет», пальчиковой гимнастики «Вышли пальчики гулять», исполнение песен и танца «Смени пару».

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира),  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель занятия: Создание условий для развития художественно-творческих способностей дошкольников через использование различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Развивать певческие навыки детей, совершенствовать танцевальные.

2.Воспитывать музыкально-эстетическую культуру во время восприятия музыки.

3.Продолжать работу над песенным исполнительством.

4.Воспитывать интерес к природе, показывая красоту русской природы в репродукциях картин, обогащать словарный запас.

5.Обучать умению вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

6.Вызвать у дошкольников эмоциональный отклик на занятие.

Организация среды: магнитная 2-х сторонняя доска,  видеоэкран; МP-3 записи с фрагментами музыкальных произведений, порывистого ветра, дождя, волшебной музыки; волшебная кисточка; портрет композитора П. И. Чайковского; кукла в осеннем наряде; осенний мешочек с аппликацией; кленовые листочки, вырезанные из цветной тонкой бумаги по количеству детей;  музыкальная шкатулка; дидактический материал для распевания детей – «Музыкальный домик»; картины русских художников: М. Нестерова «Осенний пейзаж», Поленова «Ранний снег»; угощение для детей; музыкальный центр.Фрагменты музыкальных произведений П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке», «К Элизе»; репродукции картин  М. Нестерова «Осенний пейзаж», Поленова «Ранний снег»; отрывок стихотворения Ивана Бунина; песни: «Встреча осени» Ю. Слонова, «Капельки» В. Павленко, «Зимушка-зима» Л. Вахрушевой.

Ход организованной образовательной деятельности

Под веселую музыку дети входят в зал. Встают вдоль центральной стены.

Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, вы пришли не в простой зал, а в волшебный, красочно украшенный, осенний зал. Сегодня будет  много сюрпризов для вас. Первый сюрприз – это к нам на занятие пришла Волшебница Осень.

Музыкальный руководитель: Осень принесла на занятие музыкальную шкатулку. Говорит таинственным голосом:

Вот открою я шкатулку,

Чудо вдруг произойдет –

Нежный голос из шкатулки

Танцевать нас всех зовет!

Открывает музыкальную шкатулку, звучит «К Элизе» Л. Бетховена.

Музыкальный руководитель: Тихо подойдите и послушайте хрустальные звуки из шкатулки.

Дети окружают музыкального руководителя, слушают музыку и разглядывают ее.

Музыкальный руководитель: Шкатулка позвала нас танцевать.

Смело дали руку другу -

Встали парами по кругу!

Дети исполняют знакомый танец «Смени пару».

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, хорошо станцевали. А сейчас мы с вами разучим  новое танцевальное движение.

Музыкальный руководитель показывает танцевальное движение «Полочка». Дети повторяют вместе с ней и воспитателем, затем выполняют еще раз с воспитателем под музыку. Дошкольники оцениваются и показывается следующее танцевальное движение «Ковырялочка», дети повторяют без музыки, затем с музыкой.  Музыкальный руководитель и воспитатель оценивают воспитанников.

Музыкальный руководитель: А сейчас Осень приглашает вас сесть на стулья.

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Что такое осень? Каковы ее приметы? Когда, после какого времени года она наступает? (Педагог мотивирует детей на концентрацию их представлений об осени). Сегодня волшебница осень милостиво согласилась поиграть с вами, спрятавшись в 2-х картинах известных русских художников, в стихотворении Ивана Бунина, в музыкальном произведении Петра Ильича Чайковского и в осенних песнях. Но в начале, пожалуйста, ответьте на два вопроса: «За что вы любите осень?» и «За что вы не любите осень?». (Педагог обобщает и систематизирует ответы детей и выводит обсуждение в эстетическую плоскость).

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите сказки? (Да). Вот послушайте… Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и... капризной. Часто меняла свое настроение. В заколдованном мешочке (достаю мешочек, украшенный кленовым осенним листочком) хранила она свое главное сокровище - волшебную палочку. (Из мешочка извлекается большая мягкая кисть, обвитая парчовой золотой ленточкой.) Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и... (воспитатель включает музыкальный центр, звучит волшебная музыка, музыкальный руководитель кистью дотрагиваюсь до картины Нестерова «Осенний пейзаж») раз! Из зеленых они превращаются... В какие?.. Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зеленые и даже лиловые и фиолетовые. (Кисть - волшебная палочка - в руках педагога «помогает» находить на картине все новые оттенки.) Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами (воспитатель включает следующий трек с шумом дождя). Покрутит палочкой над головой (муз. руководитель выполняет круговые движения кистью над головой) - налетит ветер порывистый (включается фонограмма со звуками ветра), безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо? Когда крутит палочкой над головой? (Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное). Молодцы, дети.

Музыкальный руководитель: Мы с вами рассматривали картину художника М. Нестерова, которая называется «Осенний пейзаж».

Итак, продолжаем слушать сказку… Зимой Осень засыпала, укрывшись снежным толстым одеялом, а весной отправлялась на далекий ледяной и большой остров Гренландия. Все лето Осень гостила в ледяном дворце у одной сказочной королевы. Может быть, вы даже знаете, как ее зовут? Конечно, Снежная королева. Но каждый сентябрь она обязательно возвращалась, чтобы вновь проверить свою волшебную власть над природой.

А сейчас Волшебница Осень прощается с нами. Зимой, как мы уже знаем из сказки, она будет спать под снежным покрывалом. Посмотрите на картину Поленова «Ранний снег». Здесь она встречается с зимой и просит укрыть ее снежной пеленой.

Вы уже знаете, что осени поклоняются, как прекрасной даме, и художники, и поэты, и музыканты. Первые описывают ее красками, вторые восторгаются ею в стихах. Вот послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина:

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Музыкальный руководитель: Какое настроение у Осени в этом отрывке? (Веселое, солнечное, улыбающееся).

А вот музыканты звуками передают различные настроения Осени.

Послушайте, как Петр Ильич Чайковский (показываю портрет композитора) передал настроение осени в своем музыкальном произведении «Ноябрь. На тройке».

Дошкольники слушают «Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковский из фортепианного цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель: Какое у Осени настроение? Как звучит музыка? (ответы детей). Правильно печально, задумчиво, грустно. Осени не хочется прощаться, но нужно уступить место Зиме.

Музыкальный руководитель: Осень в волшебном мешочке принесла вам в подарок кленовые листочки.

Музыкальный руководитель достает кленовые листья.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, кленовые листочки разных цветов. А значит, они передают различные приветы от Осени – жаркий и огненный, горячий и игривый, унылый и скучный, прохладный и сухой.

Воспитанникам раздаются кленовые листочки.

Музыкальный руководитель: Полина, у тебя какой привет от Осени? А у тебя, Булат? (Ответы детей).

Давайте поиграем с листьями. Возьмите их в правую руку и подуйте на них. Сначала мы очень тихо, осторожно подуем на них – Осень в хорошем настроении (дуют). А сейчас подуем на листочек очень сильно – так Осень гневается, сердится, злиться. Посмотрите, как они отклоняются назад.

Спасибо, Осень, за замечательный подарок! Дети, вам задание на дом – обведите свой листик и разукрасьте его такими красками, какое у вас будет настроение. А когда я на следующем музыкальном занятии посмотрю на ваши листочки, то сразу догадаюсь, в каком настроении вы были, когда рисовали его. А сейчас положите листочки под стульчики, в конце занятия вы их возьмете.

Нам осталось найти Осень в песнях. Но прежде мы должны с вами распеться. Для этого мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Музыкальный домик». Кто желает поработать у доски?

Вызывается желающий, ребенок берет в руки Ворона и Вороненка. Дети исполняют попевку:

Воронят своих зовет

Ворон на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка.

Пою высоким голосом «Кар-кар». Ребенок поднимает вверх руку с маленьким вороненком.

Музыкальный руководитель: Дети, правильно?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Дети, пропойте все вместе. А теперь пропой ты, Сережа. Ребенок исполняет «Кар-кар» высоким голосом.

Музыкальный руководитель: Сережа, посади Вороненка в домик.

Ребенок сажает Вороненка на верхний этаж.

Музыкальный руководитель: Объясни, почему ты посадил Вороненка на верхний этаж домика?

Сережа: Потому, что он поет высоким голосом.

Попевка исполняется низким голосом. Сережа (можно вызвать другого ребенка) поднимает вверх руку с Вороном. Поют дети, затем поет Сережа и сажает Ворона на нижний этаж, объясняет, почему посадил на нижний этаж потому, что Ворон поет низким голосом.

Музыкальный руководитель: Молодец, садись на место. А сейчас мы с вами исполним знакомую песню «Встреча осени». В этой песни, какое настроение у Осени? Ответы детей. Правильно –  веселое, радостное, задорное.

Музыкальный руководитель: Песню «Капельки» исполним стоя.

Дети исполняют песню.

Музыкальный руководитель: Здесь Осень печалиться или радуется? Конечно же печалиться, плачет дождем, грустит. Мы даже слышим, как ударяют капли по стеклу. А я могу изобразить стук капелек по стеклу. Вот послушайте.

Музыкальный руководитель исполняет припев и играет на музыкальном треугольнике.

Музыкальный руководитель: Кто хочет спеть эту песню? А кто ей подыграет на треугольнике?

Вызываются желающие.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Все загадки вы отгадали. А сегодня мы с вами разучим 1-й куплет зимней песни. Называется песня «Зимушка-зима».

Музыкальный руководитель исполняет песню.

Музыкальный руководитель: О чем поется в этой песни? (Ответы детей).

Разучивание по фразам 1-го куплета песни.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем с пальчиками, повторяйте все за мной:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять (растопыренные пальчики).

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять (сжимаем в кулак).

Музыкальный руководитель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора. Выходите в зал, постройте круг. Осень с вами хочет поиграть в игру «Поспи и попляши». Мы ее будем то укачивать, то играть с ней, подбрасывая ее слегка вверх.

Дети встают круг.

Музыкальный руководитель: Под спокойную музыку вы будите передавать ее по кругу вправо. Когда зазвучит колыбельная музыка – куклу нужно будет убаюкать, выйдя в центр круга. А если зазвучит веселая музыка, значит, тот, у кого оказалась в руках кукла, будет играть, подбрасывая ее слегка вверх. А остальные будут выполнять соответствующие движения, стоя в кругу.

Играют.

Музыкальный руководитель: Хорошо поиграли. А Осень приготовила для вас еще сюрприз.

Достаются из мешочка осени конфеты. Раздача конфет вместе с воспитателем.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что вы сегодня узнали нового? С каким произведением Петра Чайковского вы сегодня познакомились? А каких русских художников вы запомнили? Как называются их картины? Молодцы!

Осень прощается с вами до следующего сентября.

Музыкальный руководитель берет в руки куклу.

Музыкальный руководитель: До свиданья, дети!

Дети: До свидания. Дети  выходят из зала под музыку.

Использованная литература:

Дошкольное воспитание, 6-1994.

Дошкольное воспитание, 2-2001.

Дошкольное воспитание,7-2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство ребенка с миром прекрасного.

Часто современные родители задаются вопросом, когда и как начинать знакомство ребенка с миром прекрасного, то есть заниматься его эстетическим воспитанием.  Именно это и обсуждается на наших стра...

Приобщение ребенка к миру прекрасного

Статья  советует когда можно и нужно начинать приобщение ребенка к искусству...

"Когда и как следует начинать приобщение ребенка к миру прекрасного"

Приобщение к прекрасному начинается с пробуждения и развития души ребенка с его самых первых дней. Теплые отношения между родителями и внимание к своему чаду, эстетическая атмосфера дома, игрушки, нап...

«Когда и как следует начинать приобщение детей к миру прекрасного»

Памятка для родителей "«Когда и как следует начинать приобщение детей к миру прекрасного»...

Консультация для родителей "Когда и как следует начинать приобщение ребенка к миру прекрасного"

Консультация для родителей Когда и как следует начинать приобщение ребенка к миру прекрасного...

Приобщение ребёнка к миру прекрасного!

Консультация для родителей...

Когда и как следует начинать приобщение ребенка к миру прекрасного

Статья "Когда и как следует начинать ребенка к миру прекрасного"- информирование родителей- способствуем развитию художественно-эстетического вкуса ребенка- развиваем художественные навыки...