Дополнительная общеразвивающая программа объединения по интересам "Танцевально - игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ"
материал по музыке

Марухина Елена Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа объединения по интересам "Танцевально - игровая гимнастика "СА - ФИ - ДАНСЕ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

Дополнительная общеразвивающая

программа объединения по интересам

 «Танцевально – игровая гимнастика

«СА – ФИ – ДАНСЕ»

 

 Руководитель:

Инструктор по физической культуре

Марухина Е. С.

Пояснительная записка

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г.

Программа рассчитана на один год обучения, реализуется в форме объединения по интересам и охватывает детей (6 - 7 лет) подготовительной к школе группы. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Объем программы – 35 часов, рассчитано на 1 раз в неделю.  Для реализации данной программы в ДОУ созданы необходимые условия: для проведения занятий зал оборудован и оснащён стандартным и нестандартным оборудованием (шипованные дорожки, массажные мячи, доски  и дорожки для профилактики плоскостопия, массажеры для ног и т. д.). Для проведения общеразвивающих упражнений оснащен флажками, ленточками, платочками, мячиками, гимнастическими палками, скакалками, снежинками, листиками, цветочками, колечками, гантелями, массажерами, Имеется обширная аудиотека.

Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.

Задачи:

  1. Укреплять здоровье:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.

  1. Совершенствовать психомоторные способности дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.

  1. Развивать творческих и созидательных способностей воспитанников:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движения под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Прогнозируемые результаты освоения программы

В конце года воспитанники:

  • знают  о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
  • могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр;
  • умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
  • владеют основами хореографических упражнений;
  • умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике.

Разделы работы объединения по интересам:

  • игроритмика;
  • игрогимнастика;
  • игротанцы;
  • танцевально – ритмическая гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игровай самомассаж;
  • музыкально – подвижные игры;
  • игры – путешествия (или сюжетные занятия);
  • креативная гимнастика.

Планирование НОД по танцевально - игровой гимнастике на

2017 – 2018 учебный год

Сетка НОД, рассчитанная на 1 раз в неделю

п\п

Название раздела

 спортивно – оздоровительных

НОД

Всего

НОД

в год

1

Игроритмика

4

2

Игрогимнастика

4

3

Игротанцы

4

4

Танцевально-ритмическая гимнастика

4

5

Игропластика

3

6

Пальчиковая гимнастика

4

7

Музыкально – подвижные игры

4

8

Игры – путешествия

4

9

Креативная гимнастика

4

Итого:

35

Характеристика, цели и содержание разделов программы

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.

В разделе «Танцевально – ритмическая гимнастика» представлены образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений, выполняемые в игровой сюжетной форме.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике.(Приложение 4)

Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

1.Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт и другие сочетания ритмического рисунка. Хлопки и удары ногой на сильную долю такта двухдольного и трёхдольного музыкального размера. Гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер 4\4 и 3\4.

2. Игрогимнастика.

2.1. Строевые упражнения.

  • Строевые приёмы «Направо!», «Налево!», «Кругом!» при шаге на месте, переступанием.
  •  Строевой шаг на месте, походный шаг в передвижении.
  • Упражнение типа задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу, на внимание.
  • Размыкание колонн на вытянутые руки вперёд и в стороны.
  • Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки и по ориентирам.

2. 2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предмета.

  • Прыжки на двух ногах и одной ноге, с ноги на ногу.
  • Общеразвивающие упражнения по типу «Зарядка».

Упражнения с предметами.

  • Основные положения и движения в упражнениях с флажками, мячами, обручами (элементы классификационных групп).

2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

  • Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и положения лёжа на спине.
  • Посегментное расслабление ног из положения, лёжа на спине ноги вперёд (в потолок).
  • Расслабление всего тела, лёжа на спине.
  • Свободное, расслабленное раскачивание ноги, стоя боком к опоре на одной ноге и держась за неё.
  • Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук.
  • Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.), лёжа на спине и на животе.

2.4. Акробатические упражнения.

  • Акробатические комбинации их пройденных упражнений.
  • Горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без опоры («ворона»).

3.Игротанцы.

3.1. Хореографические упражнения.

  • Русский поклон.
  • «Открывание» руки в сторону и на пояс, стоя боком к опоре.
  • Полуприседы и подъёмы на носки с движением руки, стоя боком к опоре.
  • Выставление ноги вперёд, в сторону, назад – «крестом», «носок – пятка».
  • Наклоны туловища, стоя спиной и боком к опоре.
  • Подъёмы ног и махи ногами через выставление ноги на носок.
  • Прыжки, стоя лицом к опоре из первой позиции ног во вторую.
  • Перевод рук из одной позиции в другую на шаге.
  • Соединение изученных упражнений в законченные композицию у опоры и вне её.

3.2. Танцевальные шаги.

  • Шаг с подскоком с различными движениями руками.
  • Поочерёдное пружинное движение ногами в стойке ноги врозь.
  • Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в стороны.
  • Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание» с поворотом, «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка».
  • Основные движения танцев «Ча – ча – ча», «Самба», «Полонез»
  • Комбинации из изученных шагов.

3.3. Ритмические и бальные танцы.

  • «Танец с хлопками».
  • «Тайм – степ».
  • «Степ».
  • «Слонёнок».
  • «Круговая кадриль».
  • «Полька тройками».
  • «Полонез».
  • «Московский рок».
  • «Самба».
  • «Божья коровка».

4.Танцевально – ритмическая гимнастика.

Специальные композиции и комплексы упражнений

  • «Марш».
  • «Упражнение с флажками».
  • «Три поросёнка».
  • «Упражнение с мячами».
  • «По секрету всему свету».
  • «Упражнение с обручами».
  • «Ванька – Встанька».
  • «Пластилиновая ворона».

5.Игропластика.

  • Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях.
  • Комплексы упражнений.

6.Пальчиковая гимнастика.

  • Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях по сказкам и рассказам.

7.Игровой самомассаж.

  • Поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно – игровой форме.

8.Музыкально – подвижные игры.

  • «День – ночь».
  • «Запев – припев».
  • «Нам не страшен серый волк».
  • «Дети и медведь».
  • «Трансформеры».
  • «Горелки».
  • Музыкально – подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений.
  • Подвижно – образные игры по типу заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.

9.Игры – путешествия.

  • «Охотники за приключениями».
  • «Путешествие в Играй – город».
  • «Морские учения».
  • «Королевство волшебных мячей».
  • «Россия – Родина моя!»
  • «Путешествие в Маленькую страну».
  • «В гостях у трёх поросят».
  • «Спортивный фестиваль».

10.Креативная гимнастика.

  • Музыкально – творческие игры «Займи место».
  • Специальные задания «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».

Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:

  • начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
  • этап углубленного разучивания упражнения;
  • этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения. Дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

ЛИТЕРАТУРА

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально  –  игровая

гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».

Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Занятия по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе»

Дополнительная образовательная программа "Занятия по танцевально-игровой гимнастике "Са-фи-дансе" направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, на со...

РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРИГАМИ (МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ)

Программа дополнительного образования кружка «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности.Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребен...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Игровой стретчинг"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг» (возраст обучающихся от 5 до 7 лет)Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основан...

Дополнительная общеразвивающая программа творческого направления объединения «Электроконструирование»

Цель и задачи обученияЦель - формирование познавательного интереса к изучению электрических явлений и технического творчества, развития начальных исследовательских умений и навыков.ЗадачиПредметн...