Долгосрочный проект на тему «Музыкальная культура Адыгов».
проект по музыке (подготовительная группа)

развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt.docx29.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

Долгосрочный проект

на тему:

«Музыкальная культура Адыгов».

Музыкальный руководитель

Хушт Рузанны Руслановны

пгт Яблоновский

2022 г.

Цель: Познакомить учащихся  с музыкальной культурой адыгов.

Задачи:

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями музыкальных, песенных и танцевальных традиций  адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать.

3. Воспитательная: воспитывать  чувство прекрасного, уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости  сохранения и приумножения историко-культурных традиций.

Основные понятия: фольклор, жанр, песня, танец, шичепшин, камыль, пхачич,  пшине, джигитовка, джегуако, исламий, зафак, зыгетлат, удж.

Фонохрестоматия:  гимн Адыгеи, М. Глинка «Марш Черномора», народные песни и танцы аудио и видеофрагменты.

ТСО: мультимедийное оборудование

    Поговорим о музыке гор. Горцы — народ музыкальный, песни и танцы для них так же привычны, как бурка и папаха. Они традиционно взыскательны к мелодии и слову, потому что знают в них толк. Пожалуй, ни в каком другом крае нет такого песенно-музыкального, танцевального своеобразия, такого уникального музыкального сплава как у народов Кавказа. Сохранилось богатое наследие различных форм музыкального фольклора: песен, обрядов, танцев, инструментальной музыки. Их образцы собираются по крупицам ценителями народного искусства и обретают вторую жизнь благодаря отдельным исполнителям и творческим коллективам.

        За свою многовековую историю адыгские народы создали богатую духовную культуру, где наиболее полно представлен фольклор. Что же такое фольклор? Фольклор – устное народное творчество (от староангл. folklore – народная мудрость). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Существуют различные музыкальные жанры. Жанр – (от фр. Genre)это вид, род  музыкального произведения. Самым распространённым жанром музыкального фольклора по праву, является народная песня. «Песня – это  бесценное богатство народа. По её историческим и походным образцам можно представить историю страны,  региона, народа» (поэт Н. Харченко). Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. У народной песни  автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ.

Как правило, песни имеют хоровое сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) - мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна: сказания нартского эпоса (нарты – народные герои у адыгейцев), героические военные, походные, шуточные, лирические, охотничьи и др. Особую группу составляют исторические песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев - игыбыз. Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. Кроме песен, сплошь идущих с инструментальным сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вокальных (хоровых) и инструментальных эпизодов.

Слушание музыки.  (Марш Черномора)

Национальные музыкальные инструменты.

        Музыкальные инструменты, на которых исполняется музыка адыгов, традиционны для многих народов Кавказа. Музыка исполнялась на разнообразных инструментах — духовых, смычковых, щипковых и ударных. В арсенале горских исполнителей были свирели, зурна, бубен, струнные инструменты пандур, чагана, кеманга, тар, басамей (у черкесов и абазинцев) и множество других. Смычковый инструмент типа скрипки – шичепшин (от слов: шиче – конский хвост и пшин – музыкальный инструмент)камыль (буквально означает камыш) – флейтовый духовой инструмент, пхачич – трещетка – ударный инструмент, представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью.  Во второй половине XIX века в музыкальный быт горцев начинают проникать русские фабричные музыкальные инструменты (гармошка и др.). Национальная адыгейская гармоника – пшине, пользовалась особой популярностью. Именно в ее исполнении и звучат сегодня многие традиционные танцевальные мелодии адыгов.

2. Танцевальное искусство адыгов.

        "Танец - это эхо музыки". Отсюда следует, что танец является производным, и танец без музыки не может существовать. Танцевальное искусство адыгов преобладает над песенным. Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски. В седую древность пляски с участием больших масс людей являлись магическими актами, которые должны были обеспечить удачу в борьбе с силами природы, принести успех в труде, на охоте, в бою с врагами и т.д. Со временем магические формулы с их обрядовыми ритуалами постепенно переплетаются с обрядами семейных, общинных, племенных и общенародных празднеств, приурочиваемых к различным событиям и памятным датам, к сельскохозяйственному календарю и так далее. В народных танцах четко выражены стойкость и выдержка, чувство достоинства и горделивости, красота и изящество, удаль и сдержанный внутренний темперамент. Хореографическое искусство связано с борьбой народа за независимость. Отсюда – состязания, поединки, элементы военной гимнастики, джигитовка. Джигитовка славилась далеко за пределами гор. Были целые династии джигитов-виртуозов, покорявших зрителей. Уникальные трюки и невероятное мастерство на всем скаку поднять «глазом» монету с земли, а затем танцевать лезгинку, стоя на коне. Очевидцы рассказывали, что природная слитность джигитов и их коней рождала мысль о том, что мифические кентавры могли иметь вполне реальных прототипов. Нартские сказания описывают эти умения мужчин: «На одном из нартских собраний первый танец предложили Бадыноко, который прыгнул на стол и протанцевал на краю круглого столика, не пошатнув его и не опрокинув деревянные чашки с подливой. Вслед за ним станцевал Сосруко, но уже не по краю стола, а по краю чаши, стоявшей на столе. После танца Сосруко, на лезвиях мечей Бадыноко показывает невозможное: он вбивает свой меч рукоятью в землю и на острие лезвия пляшет на носках».

        Танцами и песнями были насыщены свадебные обряды, обряды взаимопомощи, куначества, воинские обряды, начало и конец сельскохозяйственного года, победы и неудачи в сражениях и т.д.

        Наиболее распространенные танцы "Удж", "Зафак", "Зыгетлат", "Исламей", дошли до наших дней. Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является "Удж-хъурай" – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость. Для исполнения выбирается самая красивая, грациозная девушка. Выбирает ее совет старейшин. Распорядителем танцев являлся «джегуако» (народные певцы и импровизаторы героических, шуточных и лирических песен).

        Во всем мире известны адыгейские танцевальные ансамбли «Кабардинка», «Нальмэс», «Хатти», «Исламей».

Просмотр видеофрагментов адыгейских танцев.

    «Исламий». У адыгского народа «Исламий» известен как жизнерадостный лирический танец подвижного характера. Это танец первой любви, танец счастья, ухаживания. Его композиция насыщена разнообразием линий, диагоналей и круговых мотивов, сочетающихся с различными перестроениями, неожиданными поворотами и разводами. У адыгского народа музыка к «Исламий» особенная, единственная, которая состоит из нескольких частей и является традиционной, обязательной. Танец этот широко популярен в народе, потому что является средством общения молодежи. В виду строгих традиций и обычаев, юноши и девушки могли встречаться и как-то проявить свои симпатии только на народных празднествах, свадьбах, в которых участвовали целые аулы, селения. Познакомившись однажды на каком-либо торжестве с девушкой, юноша искал встречи с нею и на других праздниках. С приглянувшейся ему девушкой он стремился танцевать все танцы. Так завязывался узел их будущих взаимоотношений. «Исламий» — танец второго свидания. Здесь юноша и девушка обретают взаимопонимание, они рады новой встрече. Юноша стремительно, радостно несется по кругу, исполняя то строгие, то замысловатые движения и повороты. Пластика девушки сдержана, стан ее грациозен. Но, бисерные переборы ног, горделивые, полные достоинства движения, ловкие повороты наполнены внутренней взволнованностью и искренней девичьей радостью. Его называют также танцем будущих жениха и невесты.

     «Зафак» -  был танцем первого свидания. Это парный лирический танец, исполняемый в умеренном темпе, плавно и грациозно. Слово  «зафак»  означает «идти навстречу друг другу». Именно такое движение является основным в танце. Движения в танце играют огромную роль, так как основной смысл заключается в них. В «зафаке» девушка должна вести себя скромно, ее движения должны быть плавными, и она должна танцевать с опущенными глазами. Девушка не должна была прямо смотреть парню в лицо, что придавало бы ей вызывающий вид, а это не свойственно для девушки того времени. Она могла только подсматривать. Парень, в свою очередь, должен танцевать с поднятой головой, показывать свою стройность, мужественность, но ни в коем случае он не должен был вести себя вызывающе, делать движения, оскорбляющие девушку, допустим; подмигивать ей, - иначе для него последствия оказались бы чреватыми. Дело могло дойти вплоть до выкалывания глаза. Этот танец является танцем первой встречи, юноша и девушка должны понимать друг друга через движения. Это надо было сделать очень красиво и так, чтобы стоящие вокруг не догадались, о чем они говорят на языке движений. Обычно «зафак» открывал вечер танцев на любом торжестве адыгов.

    «Зыгетлат». Старинный адыгейский народный танец. Для молодежи он был поводом самовыражения, показа ловкости, удали, стати и грации. В этом танце молодежь, определившаяся в своих отношениях в предшествующих празднествах, вновь встречалась. В отличие от «Зафака» и «Исламия», где юноша ухаживал за девушкой, «Зыгэльат» — очередное третье свидание, а потому в темпераментном танце юноша и девушка демонстрируют свое мастерство.

        Их взаимопонимания, определившиеся отношения сообщают свободу, раскованность и непринужденность их движениям. Радость новой встречи, уверенность во взаимном внимании рождает творческий порыв молодежи, проявляющийся в яркой индивидуальности мастерства, в импровизации виртуозных движений и замысловатых рисунков танца. Пластика, движения девушек в этом танце мягки и уверены, полны грациозности, гордости и достоинства. Независимо от темпа музыки, от стремительного, порой бурного, танца юноши, девушка держится в танце спокойно и величаво, а юноша бурно проявляет свою радость. Стремительно он несется по кругу, останавливаясь в разных концах его, исполняет, импровизирует замысловатые движения, в которых проявляется его фантазия и мастерство танцовщика.

        Гордый своим успехом во время танца, он с удовлетворением поворачивается то к музыкантам, то к друзьям. Увлекшись виртуозностью движений, почти забывает о девушке. Часто, увлекшись танцем, юноша и девушка начинают своеобразный хореографический диалог, который, по существу, переходит в пляску-соревнование. Юноша встает перед девушкой на пальцы, исполняет ловкие повороты, выпады, прыжки, пируэты. Девушка точно реагирует на смену движений юноши. То плавно и величаво, как лебедь, «плывет» она вокруг юноши, то, резко повернувшись, мелкими переступаниями из стороны в сторону как бы манит его, то гордо, как орлица, широкими взмахами рук-крыльев неторопливо «кружит» на месте.

    «Удж» — это древний адыгейский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью в парах. Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты. Обычно на этот танец юноша приглашает ту девушку, с которой он танцевал «Зафак», «Исламий», «Зыгетлат», где завязывался узел их взаимоотношений. На народных праздниках и свадьбах этому танцу всегда предшествует предисловие:

 «Парни косо смотрят на меня,

Девушки же, мечтая, смотрят вниз.

Я знаю их печаль:

О, музыканты, сыграйте волшебную музыку «Уджи».

        В этом танце молодежь берется за руки и это дает ей возможность общения, украдкой перекинуться словечком, условиться о новой встрече.

    В «Удж» раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, они уже хорошо знакомы, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу выражают согласие в мыслях и чувствах. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры, взаимоотношения молодежи в «Удж» остаются более непринужденными. Однако возможность общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм, а, наоборот, подчеркивает уважительное почтительное отношение молодого поколения к традиционным формам коллективного танцевального творчества народа, как к средству общения с современниками.

    «Лезгинка» — ныне распространен почти у всех народов Кавказа. . В некоторых источниках определяется и как народный танец лезгин. Родиной «лезгинки», по мнению исследователей, является Лезгистан (историческая область на Восточном Кавказе), где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области. «Лезгинка» стал своего рода эмблемой или визитной карточкой любого кавказца, выражением души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев. Исполняется в быстром, стремительном темпе, требует большой ловкости и силы. Лезгинка встречается в музыкальной литературе (напр., в опере “Руслан и Людмила” М. И. Глинки, в опере “Демон” А. Г. Рубинштейна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект на тему: "Моя радость, моя боль..."

Многие женщины почему-то думают, что родить ребёнка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом. С. Харрис Невероя...

ПЛАН ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА На тему: «Подводный мир»

План  долгосрочного проекта На тему: «Подводный мир»...

«Бережем планету вместе» -долгосрочный проект по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Бережем планету вместе» -долгосрочный проект по формированию экологической культуры  у дошкольников...

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

«Народные куклы Руси» в рамках долгосрочного проекта «Приобщение к народной культуре»

Конспект НОД занятия-беседы с практической частью «Куклы Древней Руси»Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.Автор: Кусаинова С.В. Цель н...

Долгосрочный проект на тему "Волшебный мир музыкального театра «Сказка"

Долгосрочный проект на тему "Волшебный мир музыкального театра «Сказка"...