Сказки шумелки
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

«Сказки шумелки» Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки. Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие фантазии. Тренировка памяти. Материал: металлофон, ксилофон ,деревянные ложки ,барабан ,бубен ,трещотка ,треугольник ,колокольчик ,тон-блок /рубель ,большая тарелка ,маленькие тарелочки ,коробочка (деревянная) ,погремушка/маракасы ,бубенчики или колокольчик, целлофан ,расчёска ,трубка с фольгой (мирлитон),платяная щётка ,гитара или леска – струна Описание игры: Дети должны рассказать сказку, используя музыкальные инструменты. Каждый участник игры представляет свой инструмент. Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки. Текст сказки озвучивается. Сказки 1.Лиса и рыба 2.Танец для мышки 3.Заяц в лесу 4.Страшный пых 5.Зима в лесу 6.Глупая лисичка 7.День рождения 8.Пришла весна 9.Чей голос лучше 10.Три поросенка МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДВЦИИ К СКАЗКАМ ШУМЕЛКАМ Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. ВЫБОР ТЕКСТА 1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму. 2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия. 3. Определите заранее смысловые акценты и паузы. ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ 1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность. 3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ металлофон ксилофон деревянные ложки барабан бубен трещотка треугольник колокольчик тон-блок /рубель большая тарелка маленькие тарелочки коробочка (деревянная) погремушка/маракасы бубенчики или колокольчик целлофан расчёска трубка с фольгой (мирлитон) платяная щётка гитара или леска – струна ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Возможно также музицирование детей без помощи взрослых. На диске даны фонограммы сказок с паузами для музицирования. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. ЛИСА И РЫБА 3 мин 08 сек. 6 шумов Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, БАРАБАН а сам пошёл впереди. ЦЕЛЛОФАН Лошадка бежит, колокольчиком звенит БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке КСИЛОФОН ГЛИССАНДО Выбросила всю рыбку и сама убежала БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ 2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ 4 мин 16 сек 13 шумов Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала. «Там в комнате - светло» - сказала мышка, МЕТАЛЛОФОН «Там много места и можно бегать и танцевать!» КСИЛОФОН Она вылезла из норки и побежала к знакомому Таракану. БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ Усатый Таракан сидел под большим пакетом. РАСЧЁСКА Мышка спросила у Таракана: « Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!» «Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз. РАСЧЁСКА И побежала мышка дальше. БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха. ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!» «Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол. ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок. РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал. РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку. КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче: КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ «Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать. СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ 3. ЗАЯЦ В ЛЕСУ 2мин 52 сек. 9 шумов Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! ЦЕЛЛОФАН Испугался заяц и - бежать. ТРЕЩОТКА Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! КОРОБОЧКА Бросился заяц бежать. ТРЕЩОТКА Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. ТКАНЬ Побежал заяц из леса к речке. БАРАБАН (быстро) А на берегу речки лягушки сидели. ТОН-БЛОК Увидели они зайца – и прыг в воду. МЕТАЛЛОФОН Заяц обрадовался и говорит: - А звери меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ 4. СТРАШНЫЙ ПЫХ 5 мин 58 сек 24 шума Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька. Дед мастерил: молотком стучал БАРАБАН и пилой пилил. РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА Бабка пол подметала СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ) И пыль вытирала. ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала КСИЛОФОН Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу БАРАБАН Потом по камушкам, КСИЛОФОН А потом по травке ЦЕЛЛОФАН Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ» и комарики пищат «зззззззззззззз» И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то на него как фыркнет: ФЫРКАТЬ: ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ… Дед испугался и домой побежал. КСИЛОФОН И БАРАБАН Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит». Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу БАРАБАН потом по камушкам, КСИЛОФОН а потом по травке. ЦЕЛЛОФАН Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ» и комарики пищат. «зззззззззззззз» И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает: ФЫРКАТЬ Бабушка испугалась и домой побежала. БАРАБАН Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит». Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки, я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу, БАРАБАН потом по камушкам КСИЛОФОН а потом по травке. ЦЕЛЛОФАН Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает: ФЫРКАТЬ А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком. ГИТАРА ИЛИ НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек. КСИЛОФОН Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал. БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ. очень рада, что понравилась эта тема, предлагаю еще сказки шумелки 5. ЗИМА В ЛЕСУ 3 мин 19 сек 10 шумов Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. ТРЕЩОТКА Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. ЛОЖКИ И вот с неба стали падать снежинки. МЕТАЛЛОФОН Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. ТРЕУГОЛЬНИК Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы. ШУРШАТЬ БУМАГОЙ У всех было много еды. Белки грызли орешки, КСИЛОФОН Мышки грызли зёрнышки ТОН - БЛОК (рубель) РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель) В лесу шумел холодный зимний ветер. ДУТЬ Но белочкам было тепло в гнёздах ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. ПИЩАТЬ 6. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА 4 мин 25 сек 10 шумов Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит. КОЛОКОЛЬЧИК Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка. Не возьму тебя! И побежала лисичка дальше. ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит. ДУТЬ В БУТЫЛКУ - Напугать меня хочет! – сказала лисичка. А я её сейчас утоплю! Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке. БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду. ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ? Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала. КАСТАНЬЕТЫ?? Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан. - Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка. Посижу - ка я на ней, отдохну. Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! ТАРЕЛКА Уж лисичка его царапала – царапала, ПЛАСТИК БАРАБАНА стучала – стучала… СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ Еле вырвалась! И скорей домой побежала. БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ 7. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 4мин 46 сек 17 шумов Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так: ПИЩАТЬ Курица - мама подбежала к гнезду и стала слушать: В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть – чуть громче: ПИЩАТЬ Курица осторожно постучала по яйцу. ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок: ПИЩАТЬ «С днём рожденья, малыш»,- сказала мама-курица. «Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать», и она пошла из курятника во двор, вот так: КОРОБОЧКА А цыплёнок побежал за ней, вот так: КОРОБОЧКА Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с кашей. И они начали её клевать. Вот так: КСИЛОФОН Мама – курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал тихий звон. ТРЕУГОЛЬНИК «Как красиво звонят»,- сказал цыплёнок. «Это потому, что у меня день рожденья? Надо об этом всем рассказать.» И он подошёл к большой важной утке. УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ «Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок. ТРЕУГОЛЬНИК «Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не ответила . Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинье, которая что-то ела из корыта. ХРЮКНУТЬ «Слышите, как красиво звонят?» ТРЕУГОЛЬНИК «Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок подошёл к чёрной кошку, которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите как красиво звонят?». Кошка сказала «Мяу» и тихонько пошла к цыплёнку поближе. ТИХОНЬКО ПОСТУЧАТЬ подушечками пальцев Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка быстро домой!» И они пошли в курятник. ПОСТУЧАТЬ ПО КОРОБОЧКЕ А в курятнике бегало много маленьких цыплят: ПИЩАТЬ «Слышите, как красиво звонят»,- спросил цыплёнок. ТРЕУГОЛЬНИК «Это потому, что у нас день рожденья!»,-запищали цыплята и захлопали крылышками. Вот так: ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые  сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...

«Сказки - шумелки»

Мастер – класс  для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"

Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"

Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...

Музыкальная дидактическая игра «Сказки шумелки»

Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...

Музыкальные сказки с шумовым исполнением «Сказки-шумелки»

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...