Инновационные формы работы музыкального руководителя с родителями
статья по музыке

Чернявская Анастасия Сергеевна

Статья полезна как для музыкальных руководителей, так и для родителей.

Благодаря системе работы представленной в статье, дети с удовольствием ходят в детский сад, а родители - благодарны. Любая инновационная форма работы обогащает всю систему работы педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx18.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы работы с родителями»

Чернявская Анастасия Сергеевна,

музыкальный руководитель,

первой квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад №16 Красносельского района,

город Санкт-Петербург

В современных условиях родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей, а также имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания. Дошкольная образовательная организация призвана помогать им в этом. Работники детского сада готовы консультировать родителей по любым вопросам, но эффект будет только тогда, когда эти вопросы актуальны для самих родителей и, если родители будут сами активны и инициативны в их решении. Для того, чтобы взаимодействие и сотрудничество стало актуальным для родителя, необходимо создать условия для возникновения интереса родителя к успехам и достижениям своего ребёнка.

Т.е. необходимо продумать такие формы организации сотрудничества, при которых центром сотрудничества педагога и родителя станет их ребёнок. В нашем саду осуществляется сотрудничество с семьями воспитанников по реализации образовательной программы ДОУ через вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в рамках проектов, клубов, кружков и других досуговых мероприятий.

Музыкально-театральные проекты – это цикл долгосрочных педагогических проектов «С игрой по сказке». В каждой группе в течение года был поставлен спектакль, в котором участвовали педагоги и дети. Родители помогали в изготовлении шапочек, костюмов к спектаклю. Постепенно родители сами стали выполнять небольшие роли со своими детьми. В течение 5-ти лет пребывания ребенка в детском саду совместно с родителями поставили большое количество спектаклей по сказкам.

Так в результате реализации проекта появился родительский клуб «Зазеркалье», в рамках которого родители не только создавали условия, но и стали полноправными участниками спектакля – актёрами, костюмерами, декораторами.

От театральной деятельности перешли к организации семейных встреч в группах. Такие встречи важны для родителей особенно ясельной группы, т.к. дети ярко откликаются на музыку и проявляют большой интерес к играм под музыку. В рамках клуба «Растём вместе» в первой младшей группе были проведены встречи: «Игры с шарами», «Игры с куклой», «Путешествие с колобком», «Жадина» и др.

 В старшей и подготовительной группах реализовывалась авторская программа «Волшебные звуки музыки» по развитию интереса к классической музыке у детей. Занятия проводились в форме музыкальной гостиной с введением интеграции видов искусства: музыки, литературы, живописи. Со временем на гостиные стали приходить члены семей воспитанников. Так зародился семейный клуб «Большое искусство – детям». Встречи строились на основе искусствоведческого рассказа по картинам, который сопровождался слушанием классической музыки композиторов разных эпох.

Занятия по информационной насыщенности являются итоговыми. Подготовка к ним включает в себя деятельность музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей.

Воспитатели в совместной работе обогащают детей знаниями о мире природы, социальном окружении, знакомят с литературными произведениями. В образовательных ситуациях по продуктивным видам деятельности дают представления о художественных средствах выразительности. Именно воспитатели в индивидуальной работе с детьми имеют возможность узнать о переживаниях и чувствах ребёнка, вызванных тем или иным произведением искусства, поэтому мы при подготовке к итоговому занятию ориентируемся на возможности детей, о которых сообщают воспитатели. Музыкальный руководитель знакомит детей с творчеством русских и зарубежных композиторов, с видами различных оркестров, с их составом. Дети с удовольствием музицируют на инструментах Карла Орфа в детском оркестре.  Педагог-психолог проводит эмоционально-развивающие занятия с введением игр и игровых этюдов по ознакомлению с эмоциями и чувствами человека. Каждая такая встреча завершается совместным выполнением творческого задания, например, «Открытка для бабушки», «Снеговики и снеговички», «Цветы для мамы» и др. Родители всегда благодарят нас за возможность окунуться в мир искусства вместе с детьми. Из всего сказанного можно сделать вывод: только увлечённые и эмоционально-чуткие взрослые могут помочь ребёнку открыть мир большого искусства, которое будет способствовать развитию любви к Родине.

К индивидуальным формам активного взаимодействия педагога, ребёнка и родителя относится кружковая работа. Таким кружком по обучению детей старшего возраста игре на фортепиано является кружок «До-ми-солька».

Большую роль в поддержке интереса родителей к обучению детей играет исполнительская деятельность ребёнка. Для этого требуется подготовка материала для домашних заданий – авторская тетрадь донотного и нотного периодов «Музыкальная фасоль». Большую подготовку требуют  сольные концерты, где родители активно помогают музыкальному руководителю и ребёнку в организации концерта.  Дети с родителями выполняют рисунки к музыкальным произведениям, ребенок разучивает нотный текст, учится играть в ансамбле. На сольных концертах дети группы исполняют песни под аккомпанемент ребенка. В такую работу в кружке могут включаться одаренные дети и их родители. За 20 лет работы кружка наш детский сад воспитал не одно поколение музыкантов.

Использование этих форм сотрудничества с родителями оказывает большую помощь в организации утренников, развлечений, комплексных и интегрированных занятий, общесадиковских мероприятий, таких, как «День рождения детского сада», «День знаний», праздник успешности «Звёздный дождь», «День подарков» и др.

Комплексные и интегрированные занятия «Овощная сказка», «В гостях у королевы ножниц», «Математика и ложки» и др.

Так как родители заинтересованы в музыкальной деятельности ребёнка, то мы принимали участие в различных музыкальных конкурсах. Это ежегодный городской фестиваль «Шире круг», «Лучше всех!», городские конкурсы: «Музыкальная семья»  (1 место), «Родные просторы» (1 место), «Минута славы» (два 1-ых места), «Поющее детство» (2 место), «Сказочная карусель» (2 место), региональный конкурс «Малыш на сцене» (победители в номинации «шумовой оркестр»). Дети приняли участие во всероссийском краеведческом конкурсе «Всякому мила родная сторона», где заняли 2 место.

Благодаря такой системе работы, дети с удовольствием ходят в детский сад и родители нам за это благодарны. Любая инновационная форма работы обогащает всю систему работы педагога.

Литература

  • Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002. – 96 с.
  • Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 88 с.
  • Артобалевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1989.
  • Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Ленинград: Советский композитор, 1980. – 183 с.
  • Барсукова С. А. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. – Р н/Д: Феникс, 2001. – 120 с.
  • Дьяченко Н. Музыкальные картинки. – М.: Музыка, 1992.
  • Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. – Ленинград: Советский композитор,1986. – 67 с.
  • Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  • Крюкова С. В., Слобоняник М. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радусь. – М.: Генезис, 2000. – 208 с.
  •  Лебедева А. М. Развитие сенсомоторики для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с.
  • Маралов В. Г., Фролова Л. П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец: НМЦ управления образования мэрии, 1995. – 97 с.
  • Петалова О.А., Видная И.В. В музыку с радостью. СПб.: Композитор, 2005.
  • Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997.
  • Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

https://muz-rukdou.ru/blog/innovacionnye_formy_raboty_s_roditeljami/2020-09-11-173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные формы работы музыкального руководителя с родителями"

Опыт работы "Современные формы работы музыкального руководителя с родителями"презентация...

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Формы работы музыкального руководителями с родителями

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является  важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.Поэтому очень важно создат...

Рекомендуемые формы работы музыкального руководителя с родителями

Формы работы музыкального руководителя с родителями...

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...

Формы работы музыкального руководителя с родителями

Вопросы сотрудничества родителей и музыканта детского сада....

Формы работы музыкального руководителя с родителями воспитанников

презентация о формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников детского сада...