Долгосрочный проект музыкального руководителя «Музыкально – звуковой калейдоскоп»
проект по музыке

Буянова Маргарита Юрьевна

Актуальность проекта:

В настоящее время  возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и образованию дошкольников.

Умение видеть, слышать и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию

художественно - музыкального вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, дает

 возможность творческой самореализации личности ребёнка, обогащает ребёнка более прочными  и широкими знаниями о музыке. А самое главное –

дети очень любят музицировать и часто просят меня заняться этим видом деятельности.

Цель проекта:

Приобщение  детей средствами музыки к  искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование

 творческой личности и

инициативы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_muz.kaleydoskop_2018-2022.docx95.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО

 Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 62 «Каравай»

Протокол от 31.08.2018г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом  заведующего

МБДОУ «Детский сад №

62  «Каравай»

от 31 августа 2018 г. №49-адм

__________Т.А. Васюхина

Долгосрочный проект музыкального руководителя

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 62 «КАРАВАЙ» на 2018-2022 учебный год

«Музыкально – звуковой  калейдоскоп»

                                                                    Автор проекта:

                                                                      Музыкальный руководитель

                                                                        Буянова Маргарита Юрьевна

Смоленск-2018

 

 

Паспорт проекта:

Тип  проекта:   Экспериментально-творческий.

Образовательные области: музыка, познание, коммуникация, социализация.

Участники:  дети  старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель , узкие специалисты.

Актуальность проекта:

В настоящее время  возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и образованию дошкольников.

Умение видеть, слышать и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию

художественно - музыкального вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, дает

 возможность творческой самореализации личности ребёнка, обогащает ребёнка более прочными  и широкими знаниями о музыке. А самое главное –

дети очень любят музицировать и часто просят меня заняться этим видом деятельности.

Цель проекта:

Приобщение  детей средствами музыки к  искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование

 творческой личности и

инициативы.

Возраст 6-7 лет.

Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах музыкального искусства.

Задачи:

  1. Обогатить образовательный процесс,  предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей музыкой.
  2. Поощрять проявление творческой инициативы и активности детей в играх, желание участвовать в праздниках, концертах.
  3. Побуждать детей самостоятельно организовывать собственную музыкальную деятельность, как в детском саду,
  4.  так и дома.
  5. Совершенствовать умение слушать музыку, эмоционально откликаясь на неё. Воспитывать культуру слушания музыки, развивать музыкальную память.
  6. Развивать музыкальные способности у детей.

Основные дидактические принципы проекта:    доступность и наглядность, последовательность и

систематичность обучения и

 воспитания, учет интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

 деятельность детей организована на добровольном участии воспитанников, с учётом  их интересов и

 предпочтений.

Проект предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации деятельности

 детей.

Работа с воспитателями: Использует ли воспитатель предложенную музыку в процессе режимных моментов:

  1. Утренние часы, 2- Укладывание спать, 3- Прогулка, 4- гигиенические процедуры,
  2. 5- занятия, 6- самостоятельные игры детей в музыкальном уголке.

Ресурсное обеспечение.

Материально-техническое

Информационно-методическое

кадровое

синтезатор, детские музыкальные инструменты, большой телеэкран, музыкальный зал, пианино, музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы. Музыкальная литература, периодическая печать.

Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физкультуре.

Риски и пути их преодоления.

Недостаточное использование музыкальных записей в совместной деятельности детей и воспитателя, самостоятельной деятельности детей.

Оснащение предметно-развивающей среды, консультации для воспитателей и совместное планирование.

Недостаточное наличие фонограмм.

Приобретение дисков с музыкой и самостоятельная запись на диски из интернета.

Ожидаемые результаты:

Дети:  положительная динамика в развитии интереса к музыке композиторов – классиков и современных композиторов.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие интереса к музыкальной деятельности.

Расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах и нотной грамоте.

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.

Воспитатели: Стремление более активно использовать музыку в педагогическом процессе.

Анкетирование родителей:

  1.  Вспоминает ли о прослушанной музыке?
  2. Есть ли привязанность к определённому композитору?
  3. Как реагирует на музыку разного характера?
  4. Выражает ли внешне своё настроение?
  5. Есть ли дома музыкальные инструменты, и пытается ли играть на них?
  6. Отражает ли ребёнок музыку в танце, в игре или в рисунке?
  7. Поет ли дома самостоятельно или вместе с взрослыми?

Итоговые  мероприятия:

  1.  Открытый показ встречи детей с музыкальным руководителем  для педагогов детского сада.
  2.  Открытый показ с участием родителей: «Мастер класс».

Примерный план проекта

Тема

Содержание

1.

Беседа  «Где живут звуки?»

С использованием

нетрадиционных

музыкальных инструментов   – самоделок.

 

Слушание фонограмм с записями различных шумов. Игра « Угадай кА».

 

 

Слушание фонограммы:

«Звуки  леса».

 

 

Изготовление с детьми совместно с родителями: барабанчиков из коробочек от кофе, у которых одно донышко звучит звонко, потому что, металлическое. А крышка у барабанчика сделана из пластмассы и звучит тихо. Детям предлагается исследовать звук с помощью молоточков. Из барабанчика, заполнив его косточками и крупой, дети делают маракасы. Дети самостоятельно решают, какой использовать наполнитель и исследуют звучание. С этими инструментами  дети организуют  ударно – шумовой оркестр.

Музыка: «полянка», «Калинка», «Я на горку шла».  

На земле живёт много разных звуков, мы всегда их слышим: это шорохи, хруст и скрип веток, журчание воды в водоёме, стрекотание насекомых. Они называются звуки-шумы.

Чтобы их услышать, нужно только внимательно прислушаться ко всему, что происходит вокруг нас. Все что движется вокруг, издает какие либо звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли. Как бы мы не хотели их слышать, мы их всё равно слышим.

Шум может быть приятным или неприятным, всё зависит от того, какое у нас в данный момент настроение. Многие музыкальные инструменты научились подражать им. Например, трещотки (стрекотание), погремушка (шум леса)…

Но на земле живут не только звуки – шумы, но есть еще Звуки речи. Они то и складываются в различные слова.

Стихи В.Д. Королёвой: Все на свете дети знают, звуки разные бывают.  Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий рокот. Гул машины во дворе, лай собаки в конуре, стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка. Это – звуки шумовые. Только есть ещё другие. Не шуршание, не стуки – музыкальные есть звуки.

Вопросы: Какие звуки вы слышали? Какое настроение у вас сейчас? О чём вы думали, слушая музыку леса? Она успокаивающая? Давайте нарисуем музыку. Дать детям всё для рисования.

2.

Царство музыки.

 

Песня «Царица – музыка».

 

Беседа о регистрах.

 

Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон,  металлофон, синтезатор, триола. Детям предлагается выбрать по желанию инструмент  и сыграть на нём загадку для других детей.

 

Музыкальный букварь: Птица и птенчики, Качели.

 

 

Что такое лад: мажор и минор. Рассказ музыкального руководителя.

Самые красивые на свете – музыкальные звуки. Они создают настроение, могут сделать нас радостными и печальными. Они живут в сказочном мире. Сегодня мы будем разучивать песню «Царица – музыка» и постараемся попасть в царство музыки.  «Жила-была царица, царица, царица. Прекрасная царица – волшебница! Музыкой звалась она, звалась она, звалась она. Прекрасная  царица – волшебница! Её строгие министры называются регистры. Её подданные, слуги – музыкальные звуки». Слова и музыка Быстровой Елизаветы Павловны.

Музыкальные звуки бывают очень разные: высокие, средние и низкие. Высокими звуками управляет высокий министр – регистр, средними – средний, а самыми низкими управляет низкий регистр, коротышка – толстячок. Будем с вами отгадывать, какой регистр открывает дверь в музыкальное царство? Дети с помощью жеста показываю высоту звуков, пропевают их.

Лад – это порядок в царстве музыки. Все звуки живут дружно, в согласии. Мажор – светлый, уверенный, твёрдый. Минор – лёгкий, с оттенком грусти.

«Мажор и горюшка не знает, минор всё время унывает».

Извлечение звуков на разных инструментах, определение их высоты, определение регистра. Дети поют и играют песенки из музыкального букваря. Показать устройство пианино, раскрыть низ, показать струны толстые и тонкие. Как звучат струны? Высказывания детей.

3.

Беседа: Из чего состоит музыка?

 

Кто в музыкальном царстве её сочиняет?

 

Портреты знакомых композиторов: Глинка, Чайковский, Кабалевский, Бетховен, Шуман.

 

Использование иллюстраций к знакомым музыкальным произведениям.

Музыкальный звук не живёт один, иначе было бы очень скучно. Звуки складываются в музыкальную речь: слова, фразы и целые музыкальные рассказы. В музыкальном царстве кроме министров есть еще и композиторы, которые сочиняют музыку. Вспомним. Каких композиторов мы с вами знаем? Дети называют. Музыкальный руководитель показывает портреты. Игра: Узнай произведение, назови композитора. Использовать иллюстрации к знакомым произведениям.

 

А какие произведения вы хотели бы отразить в танце или игре? Дети называют.  Предложить детям на выбор следующие предметы для движений: ленточки, цветы, платочки, музыкальные молоточки.

По подгруппам дети показывают творческие танцевальные этюды.  Положительная оценка.

4.

«Нотоносец – нотный дом» Вступительная беседа: « Для чего нужны ноты?  Где они живут? Как звучат?

 

 

 

 

 

Моделирование простейших мелодий  способом выкладывания нот на фланелеграфе. Понятие о тактовой черте и репризе – знаку повторения.

 

 

Игра: « Учимся читать ноты».

Дать детям карточки с нотами простейших песенок. Дети сначала поют  песенку, называя ноты. Потом играют, на каком либо мелодическом инструменте.

 

 

Игра «Живые нотки».

Дети наряжаются нотами. Используются шапочки на голове или карточки, к которым прикреплена тесьма. Такая карта крепится на шее и висит на груди. Детям предлагается подвигаться поскоками под любую польку. Как только музыка заканчивается, дети останавливаются и слушают мелодию песенки, состоящей из нот, в которые они наряжены. Нужно построиться в таком порядке, чтобы эта песенка была видна. Тогда её смогут  прочитать дети, наблюдающие за игрой. Затем роль ноток исполняют другие дети. 

Музыкальные звуки мы слышим, но как их увидеть и прочитать?  Ответы детей. Для этого были придуманы ноты. Ноты располагаются на пяти линейках. Это = нотоносец. В нашей музыкальной сказке это будет нотный дом. Давайте споём песенку про нотный дом. Музыкальный руководитель выставляет фланелеграф в форме домика. Слова и музыка песен: Быстровой  Елизаветы Павловны.

Перед нами нотный дом: 5 линеек в доме том открывается ключом.  Есть и крыша, и крылечко, этажи, окошки. И живут здесь человечки – маленькие крошки. Там и тут они живут, нотками их все зовут.

Песенка про скрипичный ключик:

Я ключик скрипичный, вполне симпатичный. Вам, ребята, поскорей в нотный дом открою дверь. ( Прикрепить ключ на фланелеграф). Предложить детям волшебным карандашом нарисовать ключ. Сосчитать линейки. Это этажи. А между линейками – окошки. Расположить ноты звукоряда.  Показать, что в доме есть крылечко – дополнительная линейка. На ней поселилась нота ДО.

Песенки про нотки: 1- До на маленькой линейке, симпатична и скромна. Поселилась на крылечке и живёт совсем одна. 2- Нота РЕ внизу висит, страшно ей, она дрожит. Ухватилась за карниз и всё время смотрит вниз. 3- На линейке первой длинной Ми уселась важно, чинно. Здесь всегда она живёт, песню нежную поёт. 4- Нота ФА в окно глядит, между первым и вторым этажом сидит.5-Нота СОЛЬ, как солнышко ясна. Всем ребятам нравится она!  На линеечку вторую поселилась, пела песни здесь и веселилась. 6- Песню звонкую свою нота ЛЯ запела. Между третьим и вторым этажами села. 7- На линейке третьей нота СИ живёт, очень нежно песенку нам она поёт. 8- ДО высокая в окошке. Вместе с ней споём немножко.  Дети слушают, как звучат ноты, поют их, находят на клавиатуре пианино и синтезатора, а также на металлофоне. Игры: Угадай-ка, что звучит? Этот материал включается в несколько занятий и закрепляется.

Песенки: «Гармошка», «Спите, куклы», «Качели», «Василёк», «Весёлые гуси» и другие.

 Дети учатся играть и петь по нотам простейшие мелодии на пианино, синтезаторе, металлофоне, ксилофоне, триоле.

5.

Знакомство с длинными и короткими звуками, их изображением. Понятие РИТМ. Моделирование ритмических цепочек.

 

 

 

Использование интерактивной доски: Узнай песенку по ритму.

 

 

Где, чей домик?

Звуки бывают длинными и короткими. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки, получится короткий звук.  Он изображается на нотоносце так. (Показ). На что похож короткий звук? Дети придумывают: капельку дождя, стук копыт, стук падающего камешка. Когда мы слышим длинный звук, разводим ладошки медленно, как бы натягиваем резинку. Длинный звук тянется. Он изображается так  (Показ на фланелеграфе). Кроме ладошек нам будет помогать дирижёрский жест (показ). Детям предлагаются такие задания: Заинька-зайка, маленький зайка. Мы идём с цветами к нашей милой маме и другие.

1-На доске изображены ритмические цепочки и картинки к песням: кошечка, 2 гуся, петушок, заинька-зайка. Ребёнок подводит пальчиком картинку к нужной цепочке.

2-На доске 4 разных домика и 4 игрушки: лиса, волк, заинька, медвежонок. Звучит музыкальный фрагмент. Ребёнок слушает музыку, определяет, чья она. Он выбирает домик, подводит пальчиком картинку к домику. Если ответ правильный, домик исчезает.

6.

Как мы сможем услышать музыку, которую сочинили для нас и записали нотами  композиторы?

 

Музыкальные инструменты.

 Способы игры на них, название, классификация: струнные, духовые, ударные.

 

Интерактивная доска:

  1. Что лишнее?
  2. Водоворот.

Используется телеэкран и носитель:  флэшка или диск с записями музыки в исполнении различных инструментов. На экране дети видят изображение данного инструмента. Закрепляется название, классификация и тембровая окраска звучания.

Струнные: скрипка, арфа, домбра, балалайка, гитара.

Духовые: Флейта, кларнет, фагот, гобой, саксофон.

Ударные: тарелки, барабаны, маракасы, треугольник, румба.

  1. Из группы представленных инструментов необходимо выбрать не входящие в эту группу, например, ударные: тарелки, треугольник, барабан, бубен. А лишние – скрипка, флейта.
  2.  Задача: распределить  присутствующие инструменты по группам.  Музыкальный руководитель: Посмотрите. Что изображено внизу доски? Дети: инструменты. Музыкальный руководитель: Как называются, как звучат, чем отличаются и чем похожи? Дети отвечают. Изображены два « водоворота».  Инструменты струнные и ударные. Внизу в квадратиках изображены скрипка, гитара, арфа, балалайка. А также металлофон, треугольник, маракас, бубен.

Дети подводят пальчиком картинку к водовороту. Если выбор правильный, картинка исчезает.

7.

 А кто же исполняет музыку, играет на музыкальных инструментах? 

Музыканты.

 

 

Струнный квартет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовое трио.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая инсценировка песни:

  1. Лиса поёт: Я на флейте вам играю: ля, ля, ля! Ля-ля-ля! Пляшут зайки на лужайке: ля-ля-ля, ля-ля-ля!
  2. Поёт волк: На кларнете я играю: ру-ру-ру, ра-ра-ра! Пляшут зайки на лужайке до утра, до утра.
  3. Медведь поёт: На фаготе я играю: ту-ту-ту, та-та-та! В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.

Как называют музыкантов?  Показ картинок на телеэкране: арфист, пианист, скрипач, флейтист, гитарист, ударник.  Дети учатся правильно называть музыкантов.

Слушание нескольких музыкальных фрагментов  в исполнении данных музыкантов сопровождается игрой детей на воображаемом инструменте, показом на экране картинки данного инструмента, например: соло гобоя, соло кларнета, соло фагота. Или струнных инструментов: соло скрипки, альта, виолончели.

Как объединяются музыканты?

Если играют 2 музыканта или поют 2 певца, это называется ДУЭТ.

Три музыканта объединяются в ТРИО.

Четыре музыканта – квартет. Много – ансамбль, а больше 15-ти – это уже оркестр.

Какие инструменты включены в струнный квартет? Первая и вторая скрипки, альт и виолончель. Музыкальный руководитель показывает картинки с изображением  музыкантов, в руках у которых данные инструменты.  Фонограмма: звучит струнный квартет.

Великий баснописец Крылов написал замечательную басню «Квартет». Показать на экране иллюстрацию к басне и прочитать басню.

Вопросы  к детям: На чём играл медведь? Осёл? Козёл? Мартышка? Получился у них квартет? Ответы детей. Почему?

Показать басню в малых скульптурных формах – статуэтках. Закрепить музыкантов и их инструменты.

Познакомимся с духовым трио: Флейта, кларнет и фагот. У флейты самый высокий голос, у кларнета – средний,  а у фагота низкий. Дети слушают фрагмент,  в котором звучит духовое трио.

 

Выступление детей в костюмах с игрушечными инструментами.

Игра: «Догонялки». Медведь ловит зайцев.

8:

 

 

 

 

 

 

 

9:

Результаты:

 

 

 

 

 

 

Список музыкальной литературы: произведения, сыгранные на фортепиано, или фонограммы.

Дети с заметным удовольствием  получали новые знания о музыкальных инструментах и нотной грамоте. У них значительно повысился уровень музыкальных способностей и развился интерес к музыке композиторов – классиков. А главное у детей активизировалось желание заниматься музыкальной

деятельностью.

 

1-Бетховен: «К Элизе», «Лунная соната», «Сурок».

2-Кабалевский: «Клоуны», «Походный марш», «Вальс». 3- Глинка: «Полька», «Вальс – фантазия», «Марш Черномора», романс «Жаворонок». 4- Чайковский: «Танец маленьких лебедей», «Осенняя песня», «Подснежник». 5- Шуман: «Смелый наездник», «Весёлый крестьянин», «Маленький романс».

10:

Список используемой литературы:

  1. Т. Тютюнникова «Элементарноемузицирование с дошкольниками и музыкальные инструменты».
  2. Т.Н. Девятова Программа «Звук – волшебник» (Линка-прес Москва 2006год).
  3. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва «Просвещение» 1990год.
  4. С, Бублей «Детский оркестр» Ленинград «Музыка» 1983 год.
  5. Ветлугина «Музыкальный букварь» Москва «Музыка» 1997 год.
  6. Леонтьева Е, А, «Там, где музыка живёт» Москва «Педагогика-прес» 1994 год.
  7. Немов Р., С, «Музыкальная азбука» Саратов 1999 год.
  8. «Уроки госпожи мелодии» Москва «РОСМЭН-прес» 2001 год.
  9. Юдина Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Москва «Аквариум» 1997 год.
  10. Ларионова Г.П. «Я учу нотную грамоту» издательство «Олма -_Прес» 2002 год.
  11. Светличная Л.В. «Обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе» Т.Ц. Сфера 2004 год.
  12. М.Б. Зацепина «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности» Т.Ц. Сфера Москва «010 год.

 

 

Приложения к проекту:

Конспекты открытых мероприятий для родителей и педагогов сада.

 

  1.  

 


Игровой комплекс “Петя и Волк”

(симфоническая сказка С.Прокофьева)

Образовательное мероприятие № 1

Программное содержание:

- Ввести в мир сказки. Наглядностью и занимательностью образов вызвать интерес и желание познакомиться с музыкой.

- Активизировать речь, пополнить словарь новой лексикой.

- Проявить творчество в изображении героев сказки.

Наглядный материал:

Демонстрационный:

- Шкатулка с атрибутами к сказке.

- Куклы-главные герои.

 - видеопрезентация

Оборудование:

- Мини-ширма для кукольного театра.

Ход образовательного мероприятия:

Музыкальный руководитель обращается к детям:

- Ребята, в той шкатулочке живет сказка. А сказка не простая, а музы-

кальная. Сочинил ее композитор С.Прокофьев (портрет), и не просто

музыкальная, а симфоническая. Ой, какое трудное слово я назвала!

Симфоническая - это значит, что ее музыку играет не один инструмент, а много разных - скрипки, флейты, валторны, симфонический оркестр (показ фотографии). И вот, чтобы это слово не было для вас таким незнакомым, чтобы вы научились слушать симфоническую музыку, узнавали разные инструменты, С.Прокофьев и сочинил эту музыкальную сказку.

Чок-чок-чок, открывайся, сундучок,

Открывайся и для нас начинается рассказ.

(ширма, куклы би-ба-бо)

(Дети показывают в движении главных героев - подпрыгивающего

Петю, крадущуюся кошку и т.д.).

Сказка дается порционально, параллельно идет знакомство с музыкальными инструментами посредством наглядно-дидактических средств: карточек, фотографий.

Образовательные мероприятия № 2, № 3

Программное содержание:

- Занимательностью сюжета поддерживать интерес к слушанию музыкальной сказки.

- Знакомить с новыми героями и музыкальными инструментами.

- Поощрять самостоятельность и фантазию при изображении персонажей.

- Развивать чувство эмпатии.

Наглядный материал:

Демонстрационный:

- Новые герои-куклы.

- Шапочки зверей.

- Карточки для музыкально-дидактической игры.

Ход образовательного мероприятия:

Продолжение знакомства со сказкой, закрепление предыдущего материала.

Через визуальные средства подачи (кукольный театр) обратить внимание детей на характерные особенности героев, их музыкальные “портреты”, которые композитор раскрывает с помощью музыкальных инструментов. Нужно, чтобы процесс “вслушивания” в музыку не был скоротечным. Его важно “пропустить” через понимание и осознание детьми услышанного и увиденного.

Образовательное мероприятие № 4

Программное содержание:

- Закрепить знание музыкального материала через музыкально-дидактические игры.

- Развивать мыслительную деятельность.

- Подмечать и передавать в движении индивидуальные особенности главных героев сказки.

Наглядный материал:

- Фотографии музыкальных инструментов.

- Карточки для работы в 2-х командах по количеству детей.

Ход образовательного мероприятия:

Музыкальный руководитель обращается к детям:

- Ребята, помните, наш волшебный сундучок познакомил нас со сказкой.

Как она называется? (Ответы детей). Кто ее написал? (Ответы детей).

Найдите портрет композитора.

Но сказка не хочет с нами прощаться, она прислала нам волшебные карточки. Мы поиграем с ними и опять вспомним всех героев этой сказки. Разделимся на 2 команды. Игра

“Что услышим, то покажем”

1 команда - карточки с изображением главных действующих лиц.

2 команда - с изображением инструментов.

Образовательное мероприятие № 5

Программное содержание:

- Побудить к активному участию в инсценировании сказки, к выбору роли по желанию.

- Поощрять проявление самостоятельности и фантазии в изображении героев, в выборе атрибутов и костюмов.

- Вызвать положительные эмоции от встречи с музыкальной сказкой, от своего участия в ней.

Наглядный материал:

- Детали костюмов для главных действующих лиц.

- Элементы в оформлении интерьера для усиления зрительного и эстетического восприятия.

Ход образовательного мероприятия:

Музыкальный руководитель обращается к детям:

- Ребята, сегодня наш музыкальный зал превращается в музыкальный

театр. Посмотрите, вот костюмерная - здесь костюмы для артистов, а

здесь место для оркестра. Но почему же в зале никого нет, кроме нас?

А давайте сами превратимся в артистов. (Распределяются роли, выби-

раются желающие “играть” в оркестре).

Инсценирование сказки.

- Сегодня мы прощаемся с нашей сказкой, скажем ей “До свиданья” и

сложим ее в наш волшебный сундучок (складывают куклы, шапочки,

музыкальные инструменты).

Звучит “волшебная” музыка, и музыкальный руководитель произносит

слова:

“Гаснет свет и меркнут краски,

Тут конец и нашей сказке”.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62 « Каравай»


Конспект итогового тематического занятия по

симфонической сказке С.С.Прокофьего «Петя и Волк»


подготовительная группа



                                                                         Руководитель проекта:

                                                              Музыкальный руководитель

                                                              Буянова Маргарита Юрьевна




Смоленск- 2019

Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

Задачи:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  
  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Методы: 

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме);
  • метод контрастного сопоставления;
  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на занятии:

1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).

3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», мультимедийная презентация по сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

4. Со сказкой детей знакомит заслуженная артистка СССР, лауреат государственной премии СССР Наталия Сац, с участием Государственного академического симфонического оркестра СССР под руководством дирижера Геннадия Рождественского.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк»

М.Р.  Здравствуйте, ребята. Вы узнали какая музыка встречала вас?  (Ответы детей). Правильно:

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки,  кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.

Ребята, а почему эта сказка называется «симфонической»?
Дети: ее рассказывает симфонический оркестр.

Педагог: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

М.Р. Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Давайте вспомним те инструменты, которые участвуют в нашей сказке. 

Демонстрация презентации идет параллельно объяснению педагога, мотивируя и активизируя умственную деятельность дошкольников.

М.Р. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. Давайте вспомним их музыкальные портреты. Петя – главный герой сказки, он веселый, решительный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Слушание.  

 М.Р.  В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы детей). Да, это марш.  Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Имитация).
Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет струнный квартет: 2 скрипки, скрипка альт и виолончель. Покажите эти инструменты на плакате «Симфонический оркестр». Чем они отличаются?

М.Р. Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Каким нарисовал  Дедушку Пети С.С. Прокофьев? Слушание. Ответы детей. 

М.Р. Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.

В мелодии слышно, как он ходит и ругает его: «Места опасные. А если из лесу выйдет волк? Что тогда?»

Скажите мне, ребята, какой инструмент исполнил тему дедушки? Ответы детей. Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент.

М.Р. Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Это самый низкий по тембру деревянный духовой инструмент. Поэтому С.С.Прокофьев поручил именно ему озвучивать Дедушку в сказке. Дедушка ворчит, голос у него густой, низкий.

 М.Р. Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Звучит музыкальная тема птички. Дети: Это – птичка.

М.Р. Как вы догадались? (Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Звучала флейта.) Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент.

М.Р. К какой группе инструментов относится флейта? (Ответы детей)
Правильно  флейта –  духовой инструмент, как и фагот, но какой тембр у флейты?

Дети: Высокий, свистящий, как голос птички.

Какое настроение у Птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

М.Р. Давайте покажем ручками, как летает птичка. Повторное слушание темы с ее развитием. Разговор Птички и Утки.

М.Р. Ой, а с кем это Птичка встретилась?
Дети:
 с Уточкой! Мелодия неторопливая, плавная. Уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

М.Р. Какой инструмент, исполняет тему Уточки? Покажите.

К какой группе инструментов относится гобой? Какой тембр у гобоя?
Дети: Гобой тоже деревянный духовой инструмент. Тембр у него не очень высокий, приглушенный,  гнусавый, будто крякающий.

М.Р. Вспомните, у какого инструмента тоже мягкий, приглушенный звук. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите движениями этого героя сказки. Слушание темы кошки. Двигательная импровизация.
Почему вы решили, что это кошка?
Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, хитро, мягко. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

М.Р. Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Почему именно ему С.С.Прокофьев поручил роль Кошки? Какой тембр у кларнета?
Дети: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный.

М.Р. Покажите этот инструмент на плакате. К какой группе инструментов относится? Кларнет – деревянный духовой инструмент.

Звучит тема волка.

М.Р. Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Ответы).

Что музыка рассказала нам о волке. Какой он?

Дети: Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит.

М.Р. А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка? Покажите их. Чем они отличаются от гобоя, фагота и кларнета?

Дети: валторна - медный духовой инструмент. Их звучит сразу 3.

М.Р. Совершенно верно. Это решение композитора немного удивило любителей музыки. Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучанием, но как оказалось, если три валторны рявкнут какой-нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка.

М.Р. Давайте вспомним, как менялась тема Уточки по ходу сказки. Дети слушают и анализируют изменения темы, прослеживают на слайде.

М.Р. Кого-то мы еще забыли из героев сказки? Они подоспели в самый решительный момент. Звучит тема охотников.

Дети: Это охотники, они стреляют из ружей. (Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу). Ребята, композитор так правдоподобно звуками литавр и большого барабана изобразил выстрелы, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару». Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети собирают пары: инструмент – герой.

М.Р. Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого из персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки. Пластическая импровизация. (Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема и стараются передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу).

М.Р. Ребята вы очень похоже изобразили каждого героя. Музыкальные темы сказки Прокофьева настолько ярки, что хореографы создали балет на музыку сказки «Петя и Волк». Давайте посмотрим, что получилось!

Просмотр балета «Петя и Волк».

М.Р. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, Я предлагаю вам дружить с музыкой и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62 « Каравай»


Опера «СНЕГУРОЧКА»

 Н.А.Римского – Корсакова

 подготовительная группа



                                                                         Руководитель проекта:

                                                              Музыкальный руководитель

                                                              Буянова Маргарита Юрьевна



                                                   
Смоленск- 2020

 «Опера «Снегурочка» Н.А.Римский - Корсаков»

Подготовительная группа

  Цель: Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование музыкальных образов в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».  

Задачи:

  • Показать возможности музыкального искусства в воплощении и правдивом отображении природы в музыкальном произведении.
  • Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному.
  • Воздействовать на чувства и эмоции детей на основе восприятия художественных и музыкальных образов.
  • побуждать различать средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, регистр, интонация)

 

Оборудование: портрет композитора, иллюстрации Васнецова к опере «Снегурочка», Cказка А.Н.Островского «Снегурочка», иллюстрации музыкальных инструментов, DVD фильм- сказка «Снегурочка».    

 

Ход занятия.

   Муз.раб. Ребята,  давайте поприветствуем друг друга.

       Музыкальное приветствие «Доброе утро»  

  Сегодня мы отправимся в сказку. Но это будет сказка, рассказанная музыкой: сказка-опера. Что такое опера? Это спектакль, в котором органично сплелись симфоническая музыка и пение (сольное и хоровое), драматическое действие, балет, живопись. Главное в опере  - все-таки музыка. Ради нее люди и ходят в оперный театр. Сегодня мы будем слушать музыку замечательного русского композитора Николая Андреевича Римского–Корсакова. Этого композитора называют композитором-сказочником, потому что он создал замечательные оперы-сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Садко». А сегодня мы услышим музыку из оперы «Снегурочка». Литературный сюжет к этой сказке-опере написал Александр Николаевич Островский: в дремучем лесу живет Снегурочка – дочка Деда Мороза и красавицы Весны. Когда она подросла, упросила родителей отпустить ее жить в деревню берендеев. Очень ей полюбились песни пастушка Леля. Снегурочка слышала их, прячась в лесу и наблюдала, как девочки-подружки водили хороводы. Снегурочка жила одна в ледяном тереме, а ей тоже хотелось иметь подруг и друзей.

  — Посмотрите, как художник Васнецов изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски  он использовал?

  дети рассматривают картину Васнецова «Снегурочка» (белые, синие, холодные, потому что Cнегурочка – это холодное дитя Мороза и Весны). Интересно, а композитор может нарисовать портрет? Что такое опера? (Музыкальный спектакль, соединяющий в себе музыку, пение, балет и изобразительное искусство. Герои оперного спектакля не разговаривают, а поют.) Если в опере все герои поют, то и о персонаже может рассказать его песня. В опере это называется «ария». Сейчас мы послушаем арию Снегурочки, услышим ее звонкий, высокий, хрустальный голосок. Попробуйте определить каков у Снегурочки характер.

Слушают арию «С подружками по ягоды ходить» (Веселая, беззаботная, добрая – ответы детей). Голос Снегурочки  - это высокий женский голос – сопрано. Он схож по тембру с флейтой и поэтому в оркестре лейтмотив снегурочки звучит в исполнении именно этого инструмента.

 С тех пор, как родилась Снегурочка, разгневанный Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.    

Посмотрите как художником изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.  

 - Послушайте, как музыка рисует эту картину.

Слушание «Пролог»

Музыка звучит мрачно, в низком регистре, сурово, холодно. Но в друг раздается голос петуха, а ему откликается еще один. О чем же они поют? Оказывается, о приходе Весны.

     Садитесь на ковер, будем смотреть фрагмент из фильма-сказки «Снегурочка». В этом мультфильме звучит музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова, исполняются арии и хоры. Посмотрим как музыканты и художники нарисовали картину зимнего леса и прилета Весны-красны.  

Фрагмент из фильма-сказки «Снегурочка»

   - Ребята, как художники нарисовали Весну, какими красками? На чем она прилетела? (Теплые краски, окруженная птицами)

Сейчас я хочу узнать: каких птиц вы узнали на этих картинках?

(Дети рассматривают иллюстрации и называют птиц: журавли, гуси, утки,

грачи, сороки, скворцы, жаворонки – перелетные птицы несли на своих крыльях Весну, а встречали их зимующие у нас птички.)    

     - Какое настроение выразил композитор в музыке?    

  (звонкое, весёлое, порхающее, радостное)  

  — Что изображала музыка? (Музыка передаёт голоса птиц, сначала кукушечка пела, её песенка самая короткая из двух звуков, потом птички танцевали-грелись).

Вы слышали высокие свистящие флейтовые мотивы, похожие на пение снегиря, синички, протяжные гобоя, как журавли, приглушенные кларнета – кукушки. Птицы празднуют прилет на новоселье. Музыка здесь резвая, бойкая, даже скачущая.

 - Ребята, кто исполнял музыку, голос или много голосов вы услышали? Один или много музыкальных инструментов?

Правильно, звучал хор и оркестр.

Каждый музыкальный инструмент, так же, как и голос имеет свой тембр.

И птички поют свои песенки на разные голоса и танцуют – согреваются от холода каждая по-своему. Поэтому мы слышим в оркестре перекличку духовых инструментов, они наиболее напоминают голоса птиц.

(Повторное слушание хора «Песни и пляски птиц» с остановкой на арии деда Мороза)

  - А везде музыка была одинаковой?

 - Что это за звуки, что испугало птиц?

 (Потом музыка стала тяжёлой, звуки низкие, тревожные. Наверное, зима не хочет уходить, пугает всех своим холодом).  

Да, порывы холодного ветра, вьюга - приближается дед Мороз! В опере все главные герои поют арии. Ария – это песня, соло героя, его музыкальный портрет. Дед мороз поет басом – это низкий мужской голос. Послушайте и посмотрите, каков отец Снегурочки.

Просмотр фрагмента мультфильма.

 - Какой характер музыки? (Суровый, но и с игривый, т.к. Дед Мороз любит пошутить, за носы нас пощипать, окна в узоры разукрасить, деревья посеребрить).

Ребята, давайте позовем солнышко, чтобы птичкам было не так холодно. (Становятся свободно)

     Солнышко, солнышко, красное ведрышко!

    Высоко взойди, далеко посвети.

    На темные лесочки, на сырые борочки.

    На речку, на поля, на синие моря,

    На зеленый огород и на весь народ!

    Гори, солнце, ярче, лето будет жарче,

   А зима теплее, а весна милее!

М. Р. Солнышко сказало:  

Дети: Мне пора взойти! (поднимают руки вверх)

М. Р. Травка зашептала:  

Дети: Мне пора расти! (руки внизу)

М. Р. Пчёлки загудели:

Дети: Медку пора собрать!   (круговые движения рук: ж-ж-ж-ж-ж....)

М. Р. Птицы загалдели:    

Дети: Пора летать, летать!  (взмахи руками и летают)     

 

  Как можно изобразить звуки Весны? (кап-кап, чик-чирик, ш-ш-ш-ветер )    

 Давайте превратимся в сосульки и покажем, как они тают под весенним солнцем.     Этюд « Сосульки» муз. Гнесина «Этюд»     

 (Стоя в полный рост, сильно напрягают мышцы, "сосульки " твёрдые. Потом, постепенно расслабляясь, опускают руки, голову, плечи, корпус – «сосулька постепенно тает». Наконец ложатся расслабленно на ковёр, разведя руки и ноги в стороны «лужица растеклась»).

   Чтобы стали все добрее, чтобы стало всем теплее, давайте исполним песенку «Зеркальце весны» муз. Е.Гомоновой

На следующем занятии мы продолжим встречу с героями оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

 

3.Сказка – экспромт с участием родителей

                    «Какой хороший день»

Действующие лица- родители:

Цыпленок: Пи-пи-пи!

Курочка-мама: Ко-ко-ко, не ходи далеко!

Петушок: Почему ты убежал, маме слова не сказал?

Цветочки (2-3 чел) : Чудесно! Прелестно!

Птичка: Чик-чирик, какой хороший день!

Шарик (с фотоаппаратом) : Минуточку! Сейчас вылетит птичка!

Фото на память: Ура! Наконец-то!

Жил-был маленький, пушистенький цыпленок. // И была у него мама-курочка, которая его очень любила, перышки ему чистила, приговаривая…//

Однажды, цыпленок услышал пение маленькой птички, которая пролетала мимо дома. // Выскочил удивленный цыпленок из дома и побежал за птичкой в лес.//

По дороге цыпленок так залюбовался цветочками,// заслушался пением птички,// что и не заметил, как потерялся. Жалобно заплакал цыпленок.// Навстречу ему вышел грозный Петушок, который встряхнул своим гребешком, расправил крылья и громко закукарекал.// С испугу Цыпленок, подпрыгнул и со всех ног бросился бежать домой, прихватив по дороге цветочки.// Прибежал виноватый Цыпленок к доброй маме и подарил ей цветочки.//

Тут вернулся с прогулки суровый петушок, погрозил цыпленку и ничего не стал больше говорить, было и так все понятно. Вокруг цыпленка, запрыгала веселая курочка. За окном опять заливалась пением птичка, дружно кивали ей в ответ цветочки. Петушок обнял маму и цыпленка, громко прокукарекал,\\ и позвал фотографа Шарика. Шарик оббежал всю семейку с радостным лаем, скромно повилял хвостом, и сделал фото на память\\ (показывает семейное фото)

Цикл интегрированных занятий

по проекту «Музыкальный калейдоскоп»

«Сказка в музыке  Н. А. Римского-Корсакова»

Составила музыкальный руководитель

Буянова Маргарита Юрьевна.

Цель: углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакого на примере музыкальных фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».
  • Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, симфонический оркестр, дирижёр, опера, симфоническая картина, дуэт, мелодия.
  • Учить сравнивать средства музыкальной выразительности с художественным словом и произведениями живописи. Учить различать тембры инструментов симфонического оркестра: флейта-пикколо, кларнет, скрипка, труба.
  • Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Развивать образную речь дошкольников.
  • Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.

Занятие 1.

Задачи: познакомить детей с понятием «опера», манерой исполнения оперных арий, дуэтов;

определить настроение музыкального фрагмента «Море» и выразительные средства музыки, благодаря которым оно создается (особенности мелодики, регистра);

 услышать основные темы (море, звезды, бочка);

сопоставить настроение музыкального и живописного произведений (иллюстраций И. Билибина и В. Конашевича, картин Айвазовского «Среди волн», «Луна и море»).

Ход занятия:

М.Р. Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку, вы согласны? (Да) Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Да) Я тоже так думаю. А чтобы проверить это, давайте поиграем. Я прочту отрывок из сказки, а вы дружно назовете эту сказку и ее автора.

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир приготовила б я пир». -

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна наткала я полотна». -

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки – царя родила богатыря».

Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела.

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

- Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (дети отвечают). Правильно, это «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина. Любил читать эту сказку и известный русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. Очень нравилась ему эта поэтическая история, композитор слышал, как можно рассказать ее музыкой.

Давайте вспомним, если музыку соединить со стихами, что мы получим? Правильно – песню. А, если все герои сказки будут не говорить, а петь, то мы получим такой спектакль, который у музыкантов называется – опера. Оперу показывают на сцене театра, с красивыми декорациями и костюмами. Симфонический оркестр исполняет музыку, которая своим музыкальным языком рассказывает о всех событиях спектакля. Артисты в опере не говорят, а поют и бывает, что танцуют.

И вот, Н.А.Римский–Корсаков, сочинил на Пушкинский сюжет оперу «Сказка о царе Салтане».

Посмотрите на экран, мы видим иллюстрации к сказке А.С.Пушкина художника В. Конашевича. (Показ соответствующего слайда). 

Какую из сестриц выбрал Царь Салтан? (ответы детей). 

В ту пору война была и царя служба призвала.

Царь Салтан,  с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко.

 И вот в свой срок появился богатырь – сынок.

Посмотрите на иллюстрацию, с какой любовью смотрит на него мама. Чтобы сыночек спокойно спал и сил набирался, она поет ему колыбельную. Послушайте, как нежно, спокойно, мягко звучит ее голос. (Слушание «Колыбельной»).

Но Ткачихе с Поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не дает покоя зависть и злоба. Посмотрите, как изобразил их художник. Кто помнит, что сделали эти завистницы? (Ответы детей).

Вы правы, подменили царский указ. И было там страшное указание – посадить царицу с сыном в бочку и бросить в море.

Н. А. Римский-Корсаков - наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. А еще его можно назвать музыкантом-художником. Его перу принадлежат удивительные симфонические картины (антракты). Вот сейчас вы послушаете, как Николай Андреевич нарисовал звуками картину «Море и звезды».

Вспомним, как описывал это Пушкин:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

(Слушание с соответствующими слайдами).

Ребята, какое море передал оркестр?

Правильно, море было грозное, неприветливое, суровое. Композитор рассказал о нем темными, мрачными, низкими звуками и рисунком мелодии. Давайте послушаем, как движется мелодия: вниз или вверх, или остается на одном месте? (Мелодия проигрывается) 

Дети. То вверх, то вниз.

М.р. Верно, мелодия то взлетает вверх, то падает вниз. На что это похоже?

Дети. На волны.

М.р. Волны плещут, набегают друг на друга... То появляясь на гребнях волн, то исчезая, плывет по морю бочка. Слышатся жалобы царицы. Посмотрим на картину Айвазовского «Среди волн». Какие краски использовал художник, чтобы передать неприветливое море? (Темные, холодных оттенков).

А свечение звезд и луны? (Светлыми, прозрачными).

В оркестре Римский-Корсаков тоже использовал высокие, как бы прозрачные, хрустальные звуки челесты.

Постепенно вырастающие, накатывающие волны, выбрасывающие бочку на берег, очень выразительно передает нарастающее крещендо, т.е. усиление звука. Музыка звучит громче, напряженней.

Если внимательно вслушаться, то можно услышать музыку моря, и музыку звезд, и плач царицы, и даже музыку бочки. Постарайтесь услышать эти темы.  Давайте послушаем эту симфоническую картину еще раз и движением рук покажем, как качается на волнах бочка, светят звезды, плачет царица, накатывает волна, послушно выбросившая бочку на берег. Повторное слушание.

 Не по дням, а по часам подрастал царевич в бочке. Он попросил волну:

 «Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько».

Постепенно море успокаивается, шум волн затихает, переходит в шелест, легкую морскую зыбь.

Мать и сын оказались на пустынном острове.

А что произошло в сказке дальше, я расскажу вам в следующий раз.

Занятие 2.

Задачи: продолжать учить детей различать средства музыкальной выразительности (мелодия, регистр, динамика, темп, тембр). Побуждать слышать изобразительность музыки, различать тембровые краски инструментов (тарелки, колокола, челеста, кларнет, скрипка). Раскрыть значение хора в опере. Уточнить понятия: опера, дуэт, симфонический антракт (картина).

Музыкальный руководитель. Ребята, какую сказку мы вспоминали на прошлом занятии?

«Сказку о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.

По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же - «Сказка о царе Салтане». Напомню, что опера - это музыкальный спектакль, который играют на сцене, в театре, но герои этого спектакля не говорят, а поют.

Кто из вас вспомнит имя композитора, который сочинил эту замечательную  оперу?

Запомните, пожалуйста, имя этого великого русского композитора:  

Николай Андреевич Римский-Корсаков.  Его перу принадлежат и другие оперы-сказки: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», опера-былина «Садко», симфоническая сюита на сказочный сюжет «Шехеразада». Музыка Римского-Корсакова очень выразительна, ее даже можно увидеть в цвете.

Вы помните, как по навету злых сестер несчастную царицу вместе с младенцем посадили в бочку и бросили в страшную морскую пучину.

Об этой морской бездне рассказал своей музыкой Римский-Корсаков. Мы говорили, что слушаем симфоническую картину в опере это носит название симфонический антракт «Море и звезды». Н.А.Римский-Корсаков очень хорошо знал море, т.к. в юности он был морским офицером и совершил кругосветное путешествие на корабле. Он видел и слышал разное море: ласковое и приветливое, и бушующее, грозное. Оркестр рисовал звуками темное бурное море, которое шумит и рокочет. Волны перекатывают на своих гребнях бочку с Царицей и младенцем. Ярко светят над ним звезды. В оркестре зажигание звезд изображает инструмент с холодным, высоким, как бы хрустальным тембром – челеста. Сейчас мы еще раз послушаем музыку моря. Давайте руками будем показывать движение волн, зажигание звезд, и просьбу царевича, обращенную к волнам, которые послушались и выбросили бочку на берег.

Перед каждой симфонической картиной раздаются звуки фанфар, которые как бы открывают действие. (Слушают фрагмент «Море» в аудиозаписи.)

И вот бочка оказалась на берегу.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Послушайте, как в опере разговаривают главные герои.

Слушание дуэта «Ах, как сладко быть на воле!» с соответствующими слайдами.

М.р. Сколько голосов вы слышали? (Два). В музыке такой песенный диалог, называется – дуэт. У Царевича радостные беззаботные интонации – он счастлив, что оказался на воле. В голосе Царицы слышна тревога, ведь остров может оказаться не гостеприимным, ведь берег пуст и скалист. Царевич успокаивает мать. Из дубовой ветки смастерил он лук, стрелу и пошел искать дичину.

Но что это, прислушайтесь! (Дети слушают сцену «Царевна Лебедь и Коршун» с соответствующими слайдами). Что, произошло, о чем рассказала нам музыка? (Ответы)

Правильно, царевич с матерью услышали крик. Голос звучал высоко и жалобно, то ли человек, то ли птица, сразу и не разберешь. Гвидон поспешил на этот крик о помощи, он увидел, как бьется в море лебедь, пытаясь защититься от хищных лап коршуна. Музыка звучит напряженно, громко, слышны грозные удары тарелок, их звуки, словно острые когти коршуна. Мы слышим, как Царевич натягивает тетеву лука и выпускает в коршуна стрелу. Злой волшебник-чародей побежден, он тонет в волнах. Музыка тут же успокаивается, и звучит красивая мелодия, которую исполняют скрипки и кларнет – это плывет по волнам Царевна Лебедь. Далее мы слышим, что Лебедь умеет говорить - звучит ария Лебедь-птицы «Ты, царевич, мой спаситель».

Давайте еще раз послушаем, как меняется музыка, ее характер в соответствии с теми событиями, о которых она рассказывает, каких героев рисует.

Повторное слушание.

За свое счастливое избавление Лебедь обещала отблагодарить Гвидона. И вот, проснувшись утром – мать и сын увидели чудную картину. Перед ними вырос город Леденец:

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Мать и сын идут ко граду.

Лишь вступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

Давайте, послушаем, как эти события озвучил Н.А.Римский-Корсаков в опере. (Слушание с соответствующими слайдами).

Какая была музыка по настроению? (Ответы).

Было ли что-то необычное в звучании оркестра, какие-то непривычные инструменты?

Мы слышим ликующий, праздничный перезвон колоколов.

 - Оркестр рисует город, его атмосферу. Но в городе живут люди – они радуются и встречают своего правителя. Вот поэтому мы слышим и пение хора, который славит Князя Гвидона. В хоре звучат и мужские, и женские голоса, такой хор носит название – смешанный. Хор всегда участвует в опере в массовых сценах. Музыка яркая, светлая, праздничная, как и яркие, сочные краски на иллюстрациях В.Конашевича. Этот чудесный город подарила Гвидону царевна Лебедь. Он еще таит в себе не мало чудес. О чудесах города Леденца мы узнаем на следующем занятии.

Занятие 3.

«Три чуда города Леденца»

Как вы помните, мы остановились на чудесах, которые происходят в городе Леденце.  А вот и сам сказочный город Леденец. Таким увидели его художники И. Билибин и В. Конашевич.

(Дети рассматривают эскиз декорации И. Билибина «Город Леденец» к опере и иллюстрацию В. Конашевича «Город Леденец».)

Яркие, нарядные краски в светлых зеленых и желтых тонах, создают радостное настроение. Обратить внимание на формы вырастающего из земли города, с башенками и маковками, узорчатого, сказочного. Помните, как колокольным звоном и радостным хором встречали жители князя Гвидона с матерью царицей?

Дети слушают эпизод «Город леденец»

В волшебном городе Леденце было три чуда. В опере есть симфонический антракт, который так и называется «Три чуда». Перед показом каждого чуда в оркестре звучат фанфары.

Первое из них - белка. Помните, как у Пушкина:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки всё грызет.

Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белки - это русская народная песня «Во саду ли, в огороде». (Слушание с соответствующими слайдами)

Прозвучала звонкая песенка волшебной белочки. Помните:

...белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

В музыке белки тоже есть «присвисточка». Ее исполняет инструмент с забавным названием: флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». Голос у нее тонкий, высокий, светлый и немножко свистящий. (Повторное прослушивание.)

Дети рассматривают иллюстрацию «Белка» В. Конашевича. Педагог обращает внимание детей на яркость, сочность красок, соответствие иллюстрации тексту стихотворения и характеру музыки.

Тридцать три богатыря

Второе чудо «Сказки о царе Салтане» - тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

...море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

(Слушание с соответствующими слайдами).

В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Музыка их, мужественная и торжественная, похожа на марш. Она рисует гордую поступь богатырей. (Дети рассматривают иллюстрацию «Тридцать три богатыря» В. Конашевича.) Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Краски торжественные, радостные, яркие.

Царевна-Лебедь

Третье чудо волшебного города Леденца - прекрасная Царевна-Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Слушание с соответствующими слайдами)

Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь - это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка ее тоже грациозная, изящная, сказочная.

Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз (отдельно проигрывает мелодию, показывает ее направление взмахом руки). Мелодию исполняет духовой инструмент – кларнет. Тембр кларнета мягкий, певучий. Нежный и трепетный аккомпанемент (сопровождение) исполняют скрипки, он рисует тихое прозрачное море, плещущее под легким ветерком. (Проигрывается аккомпанемент.) А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится еще более ласковой, теплой и человечной. Главная тема  переходит к скрипкам, в ней звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася». (Дети повторно слушают тему Царевны-Лебеди в аудиозаписи с демонстрацией слайдов)

Педагог и дети рассматривают репродукцию картины М. Врубеля и иллюстрацию В. Конашевича.

М. Врубель. «Царевна-Лебедь». Обратить особое внимание на переливчатость цвета, на то, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Живописность картины таит в себе разгадку чуда, соответствуя настрою происходящего действа.

В. Конашевич. «Царевна-Лебедь». Обратить внимание на то, как по-разному увидели Царевну-Лебедь эти два художника, на соответствие иллюстрации В. Конашевича пушкинскому тексту:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

М.Р.

Ребята, я перелагаю совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас? (мужественные, бодрые, чёткие). А девочки превратятся в Царевну – Лебедь. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные).

(Дети под музыку выполняют хореографические этюды.)

Молодцы, вы были настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей музыки. Но нам пора возвращать в группу.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Предлагаю заполнить Вам анкету.  Ваши мысли, идеи, опыт помогут осуществлять  музыкальное развитие Ваших детей более интересным, полезным и эффективным. Пожалуйста, уделите несколько минут размышлениям над вопросами.

Фамилия, имя ребенка  _____________________________________

1. Кто из родителей занимается или занимался музыкой?

2. Посещает ли Ваш ребенок музыкальную школу, студию и какую?

_________________________________________________________

3. Есть ли дома техническое оборудование для занятий музыкой, и какое

оно?

4. Покупаете ли вы своему ребенку диски с записями музыки?

а) классической ________________________________________________

б) детской _________________________________________________

в) другое (что именно)__________________________________________

5. Имеются ли дома музыкальные инструменты? Музыкальные игрушки? Назовите их _____________________________________________

6. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о музыкальных занятиях?

а) да                        б) почти всегда                в) нет

7. Что чаще всего делает Ваш ребенок в своих играх?

а) слушает музыку        б) напевает         в) танцует

г) играет на музыкальных инструментах

8. Какую музыку любит Ваш ребенок больше?

а) спокойную                б) грустную        б) бодрую         г) веселую

9. Любит ли Ваш ребенок устраивать «домашние концерты» для Вас, используя репертуар, выученный в детском саду?

10. Заучиваете ли Вы по собственной инициативе с ребенком:

а) народные песни                б) детские                в) современные

11. Любимая песня Вашего ребенка?__________________________

_________________________________________________________

12. Как часто Вы бываете в театре,  на концертах и постановках?

13. Какие праздники в Вашей группе хотели бы устроить, провести? Ваши предложения.

14. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, спектакля или в их подготовке?

а) выступить со своим ребёнком;

б) сыграть роль;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

г) сшить костюм;

д) оформить, нарисовать декорации;

е) другое (что именно) ___________________________________________

Благодарю Вас.  Маргарита Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №62»Каравай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Совместный музыкальный проект под руководством музыкального руководителя в средних группах №4 «Ягодки» и №10 «Почемучки» «Наши младшие друзья - насекомые!»

Совместный музыкальный проект под руководством музыкального руководителя в средних группах №4 «Ягодки» и №10 «Почемучки» «Наши младшие друзья - насекомые!»...

Совместный музыкальный проект под руководством музыкального руководителя в средних группах №4 «Ягодки» и №10 «Почемучки» «Наши младшие друзья - насекомые!»

Совместный музыкальный проект под руководством музыкального руководителяв средних группах №4 «Ягодки»и №10 «Почемучки»«Наши младшие друзья - насекомые!»...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...

Деловая игра для музыкальных руководителей: «Музыкальный ринг» на городском методическом объединении учителей и преподавателей музыки, ИЗО, музыкальных руководителей МБДОУ

Мы живем в новое время: предъявляются новые современные требования к воспитанию и образованию дошкольников, требующие профессионализма педагогов ДОУ. Современному музыкальному руководителю...