Музыкально-ритмические движения в развитии физических качеств дошкольников
материал по музыке

Штукатурова Мария Александровна

Опыт  работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzykalno-ritmicheskie_dvizheniya.docx22.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально – ритмические движения в развитии физических качеств дошкольников».

Подготовили музыкальные руководитель:

  Штукатурова М.А.

«МБДОУ ДС № 64«Солнечный зайчик»

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.

Поэтому задача, стоящая сегодня перед педагогами и воспитателями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза. В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время элементы ритмики используются   в детских садах на зарядках, физкультминутках. Есть интересная программа по ритмической пластике для детей младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза. Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Выдающиеся отечественные исследователи Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Музыкально-ритмическая деятельность - это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, "языком движений", происходит совершенствование движений, появляется их выразительность. 

Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей. Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные);кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского -«голубец», припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального — боковой галоп, шаг польки, вальс сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Движение под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов.

Музыкально-ритмических навыков (умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения)

Навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений. В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами решаются задачи:

Развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);

Овладение "языком движений", умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

Осуществление средствами движений развития познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку, используемые в дошкольных образовательных учреждениях.

Из физических упражнений в музыкально-ритмической деятельности применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). В музыкально-ритмической деятельности, используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий и т.д.

Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Л.С. Выготский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества, его подготовительной ступенью и видел проявления связи детского творчества с игрой в синкретичности его первичных форм, его импровизационном характере, тесной связи с личными переживаниями. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания.

Тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов воспитания - знакомства с социальными окружением, с природой и т.д., стоит отметить также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику ее сказочными персонажами и форму музыкальных игр.

Различие музыкальных игр в методике музыкального воспитания можно представить в виде схемы. Следует заметить, что сюжетные игры - это вид деятельности, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача - передать игровой образ персонажа. Несюжетные - игры, правила которых связаны с музыкой, и решается задача - двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Построение игр зависит от их содержания. В целом можно отметить, что музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).

Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе.

Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста.

Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские, хороводы, пляски, включающие элементы народных и классических танцевальных движений. Выделяют следующие виды детских танцев, хороводов, плясок:

Пляски с зафиксированными движениями. Их построение всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска.

Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю.

Свободные пляски. Носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети используют знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-своему, придумывают "свою" пляску.

Хороводы плясового характера. Они чаще связаны с народными песнями. Исполняя их, дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Для примера можно назвать широко известную бытующую пляску "Каравай", а так же другие, связанные с развлечениями, праздниками, например с елкой (новогодние хороводы).

Детский "бальный" танец. Включает в себя разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий оживляющий характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными движениями. Используются так же простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

"Характерный" танец. В нем плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и др.).

Упражнения. Большинство музыкально-ритмических навыков с легкостью усваиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. И все же некоторые из них требуют большей тренировки, дополнительных усилий. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению, развивают детские двигательные умение: бег и кружение с "султанчиками" в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др.

Таким образом, в основе музыкально-ритмической деятельности лежит взаимодействие музыки и движения. Музыкальное воспитание ритмическими движениями осуществляется в играх, хороводах, плясках, упражнениях доступных и интересных детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Развитие физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности

Диплом по курсам профессиональной переподготовки "Теория и методика дошкольного образования"...

Развитие физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности

 Понятие физических качеств человека и особенности их развития в дошкольном возрасте...

«Музыкально – ритмические движения в развитии физических качеств дошкольников».

laquo;Музыкально – ритмические движения в развитии физических качеств дошкольников»....