Сказки-шумелки как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
статья

Кудашова Лариса Валерьевна

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет. Проводить занятия с дошкольниками можно как в группе, так и на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Сказки-шумелки»

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет. Проводить занятия с дошкольниками можно как в группе, так и на прогулке.

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развитие духовности


Цель:

развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей, способствующих комплексному развитию ребенка

Задачи:

  • Познакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов,
  • Научить приемам игры на них,
  • Пробудить интерес к творческому музицированию  и инструментальной деятельности
  • Способствовать реализации потребности детей в движении,
  • сохранению их психологического здоровья ,
  • Развивать творческого потенциала ребенка
  • Добиваться, коллективных навыков игры,
  • Формировать художественный вкус.
  • Развивать любознательность, воображение, речевую инициативу
  • Помочь преодолеть застенчивость,
  • Повысить уровень познавательных и творческих способностей.

В процессе работы:

  • Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
  • Через звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивается творческой фантазии ребенка
  • Формируются навыки общения через совместное музицирование и игроваую деятельность взрослого и детей.
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
  • Развивается динамический, тембровый, ритмический слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания:.
  • Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Выбор текста сказки
-  Обязательно надо учитывать насколько текст подходят детям по сложности и объёму.
-  Необходимо определить, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели  и задачи очередного занятия.
-  Заранее отработать текст, выделив смысловые акценты и паузы.


Выбор инструментов:

  • Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
  •  Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.
  • Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
  • Проанализируйте, какими приёмами ребёнок уже владеет и  какие должен освоить на планируемом занятии.

Рекомендуемые инструменты:
металлофон 
ксилофон 
деревянные ложки 
барабан 
бубен 
трещотка 

тарелки
треугольник 
колокольчик 
тон-блок /рубель 
большая тарелка 
маленькие тарелочки 
коробочка (деревянная) 
погремушки

маракас 
бубенчики или колокольчик
целлофан 
расчёска 
трубка с фольгой (мирлитон)
платяная щётка 
коробочка с леска или резинкой

бутылочки с разной крупой

шуршащая бумага и  др. 

Рекомендации к занятиям «Сказки-шумелки»:

  • Сказки  должны быть выучены взрослым почти наизусть. Если сказку рассказывают дети, о это должна быть очень хорошо знакомая и простая сказка («Колобок», «Теремок», «Под грибком» и т.п.)
  • Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  • Если в группе нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. 
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
  • Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
  • Воспитатель должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу, идеи  и предложения детей. 

Пример сказки-шумелки «Три поросенка»


Жили-были три маленьких поросёнка, три брата. ХРЮКАТЬ
Целыми днями они бегали, КСИЛОФОН
прыгали по лужам МЕТАЛЛОФОН
и выкапывали из земли вкусные корешки. СКРЕСТИ ПАЛОЧКОЙ КСИЛОФОН
Но наступила осень, и стал часто идти дождь. МЕТАЛЛОФОН
Поросята мокли и мёрзли. ГОЛОС: ВВВВВВВВВВВ
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней. БАРАБАН
Средний брат построил себе домик из дощечек.КСИЛОФОН
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех. ЦЕЛЛОФАН
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка. ГОЛОС В КАРТОННУЮ? ТРУБКУ
Волку роголодался, и он побежал за младшим поросёнком. БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: РЫЧАТЬ
В дверь застучал. БАРАБАН
Волк подул! ДУТЬ В КОРОБОЧКУ
И соломенный домик разлетелся! ВИЗГ
Поросёнок бросился бежать,  БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
а волк за ним! БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь! УДАР В БУБЕН
Волк подбежал к дому и зарычал, ГОЛОС
В дверь застучал. БАРАБАН
Волк подул!! ДУТЬ
И деревянный домик развалился! КСИЛОФОН (глиссандо)
Поросята бросились бежать, БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
а волк за ними! БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ
Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь! БАРАБАН
Волк подбежал к дому и зарычал, РЫЧАТЬ
в дверь застучал, БАРАБАН
волк подул! ДУТЬ
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней. ДУТЬ
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!! ДУТЬ
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.
Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на крыше.  БУБЕН
Они сняли крышку с большого котла, ТАРЕЛКА
а в котле грелся суп. ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз! КСИЛОФОН ГЛИССАНДО ВВЕРХ

Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом! ТАРЕЛКА
Волк выпрыгнул из котла! БАРАБАН
Выскочил из дома! КСИЛОФОН ГЛИССАНДО ВНИЗ
Побежал в лес! БАРАБАН (стук пальцами)
И поросята его больше никогда не видели!  ХРЮКАТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Доклад "Фольклор, народная культура как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"

Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме....

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...