Технология "Мелодия радуги"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Косолапова Екатерина Вячеславна

Технология обучения детей старшего дошкольного возраста игре на диатонических колокольчиках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_melodiya_radugi.docx25.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология обучения детей дошкольного возраста игре на диатонических колокольчиках  «Мелодия радуги»

Чем активнее общение  ребенка с  музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем сильнее его желание  музицировать и творить  самостоятельно.

Актуальность:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в своем разделе «Развитие образования» определяет ключевые для сегодняшнего общества «качества как креативность, инициативность, воображение, способность к поиску знаний». Формированию этих качеств личности, будет способствовать работа педагога, ориентированная, в соответствии с ФГОС на развитие их познавательных и творческих способностей.

Искусство и художественная деятельность оказывают глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребёнка, преобразуют его, формируют в нём качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной социализации и творческой самореализации.

Всем известно, что дошкольный период является самым важным в развитии ребенка. Ученые доказали, что именно в этот период, дети имеют особую чувствительность к развитию различных способностей. Поэтому детство является наиболее благоприятным периодом и для формирования музыкально-творческих способностей. Опираясь на все эти факты, я считаю, главной задачей музыкального руководителя – привить детям навыки и умения, без которых невозможно музыкальное творчество. Я заметила, что особый интерес дети проявляют к такому виду музыкальной деятельности - как игра на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах дает возможность каждый раз создавать «Ситуацию успеха» каждому ребенку.

В последнее время  выбор музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста значительно расширился. Мой выбор остановился на диатонических колокольчиках, так как цветовая палитра колокольчиков  соответствует цветам радуги, которые дети дошкольного возраста знают уже достаточно хорошо и обучение детей игра на диатонических колокольчиках  происходит быстро и легко. А также, игра на диатонических колокольчиках, позволяет развивать музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый и динамический слух, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма,  а главное развивает музыкально-творческие способности и таланты ребенка.        

Цель:

Создание условий для развития музыкально-творческих способностей и повышения интереса к музицированию детей старшего дошкольного возраста  посредством  игры на диатонических колокольчиках.

Задачи:

  • Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру, воспринимать зрительно графическое изображение мелодии и воспроизводить его на диатонических колокольчиках.
  • Обучать правильным приемам звукоизвлечения на диатонических колокольчиках.
  • Формировать представление детей о разнообразии мира музыкальных звуков и их отношений, различать красоту звучания.
  • Развивать комплекс музыкальных способностей: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
  • Развивать музыкальную память внимание, исполнительское мастерство, выразительное и эмоциональное исполнение.
  • Воспитывать интерес к игре на диатонических колокольчиках, творческую инициативу, желание научиться играть на них как соло, так и в ансамбле.

Обучение игре на диатонических колокольчиках   я разделила  на 5 этапов:

I.   Знакомим детей с длительностью звука и  ритмическими рисунками.

II. Знакомим детей с диатоническими колокольчиками. Пробуждаем интерес.

III. Знакомим с приёмами и с особенностью игры на диатонических колокольчиках. Применяем практические навыки.

IV. Знакомим детей с цветными и видео-партитурами (нотами для диатонических колокольчиков), а также учим детей читать по партитуре.

V.  Закрепляем материал.

      А теперь немного подробнее об этих этапах:

I Этап. Знакомим детей с музыкальным термином «Длительность». Учим детей пропевать и прохлопывать (простукивать, протопывать и т.д.) длительности: восьмые на «ти», а четверти, половинные и целые на «та» Знакомимся с понятием пауза. (см. Приложение)

Сказка Е. Королевой  «Дружная семья»

Упражнения  «Прогулка», «Кто идет?», «Петушок», «Небо синее», «месяц май», «Имена и ритмы».

Работа с карточками – схемами «Ритмические рисунки»

Музыкальные игры «Двигайся - замри», «Замри».

II Этап. Что такое «Диатонические колокольчики»? Почему они разноцветные? Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» I-й октавы, до ноты «до» II-й октавы, повторяя расположение белых форте пианных клавиш.

Цветные ноты соответствуют цвету используемых диатонических колокольчиков. Цвет колокольчиков в разных наборах может быть разным.

 В нашем наборе цветовая гамма  колокольчиков следующая:

  • Красный цвет, соответствует ноте ДО I-й октавы,
  • Оранжевый цвет-РЕ I-й октавы,
  • Жёлтый цвет-МИ I-й октавы,
  • Зелёный цвет -ФА I-й октавы,
  • Голубой цвет -СОЛЬ I-й октавы,
  • Синий цвет -ЛЯ I-й октавы,
  • Фиолетовый цвет -СИ I-й октавы,
  • Белый цвет -ДО II-й октавы.

(см. Приложение)

III Этап. Диатонические колокольчики бывают настольные (кнопочные, звоночки) и ручные. Мы используем ручные колокольчики. На данном этапе учимся  правильно держать колокольчик, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомим с понятием «исходная позиция» - колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу.  На начальном этапе обучения колокольчики лучше расставлять или раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.

Упражнения:  «Вверх, вниз» Е. Тиличеевой; «Ученый кузнечик» М.А. Михайлова;  «Ну-ка, повтори!»; «Укрась музыку» (авторская); «Угадай» (авторская)

IV Этап. «Цветная партитура» и «Видео-партитура» — это доступный и интересный способ знакомства воспитанников с миром звуков. Использование таких партитур при обучении игре на диатонических колокольчиках очень нравится детям, процесс обучения превращается в игру.

В «Цветных партитурах» нарисованы цветные ноты. А в «Видео- партитурах» цветные ноты «оживают».  При изготовлении партитур, подбираются цвета нот, совпадающие с цветами колокольчиков и цветами радуги. Ноты различного размера, что указывает на длительность,  также есть паузы. При работе с партитурами музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет ноту, совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту.  При работе с «Видео-партитурами» дети начинают играть в тот момент, когда нота появится на экране - и играть пока она не исчезнет.  (см. Приложение)

V Этап.  Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно - можно соединять произведение целиком. Также нужно научить детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп.

Дети  овладели умением играть на диатонических колокольчиках. Понимают соотношение цвета радуги и  высоты звука. Умеют самостоятельно проигрывать мелодию по цветным партитурам, как соло, так и ансамблем. Дети самостоятельно подбирают  несложные мелодии к четверостишиям и потешкам. С удовольствием выступают на конкурсах и концертах.

      Обучение детей игре на диатонических колокольчиках приведёт к всестороннему развитию музыкально-творческих способностей и талантов наших детей.

 

Приложение  к данной технологии  можно посмотреть, пройдя по ссылке

           

                 

 

                     https://disk.yandex.ru/d/8-Ur2EJX9Ekk0g?uid=244178705

Литература:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов  «Дошкольная  педагогика и психология».— М.: Просвещение, 1983.— 255 с.

2. Бублей С. П. «Детский оркестр» Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. второе Л. Музыка 1989г.

3. Михайлова М.А.  «Развитие музыкальных способностей детей»

4.Тютюнникова Т.Э.  Элементарное музицирование с дошкольниками

Музыкальная палитра. 2009. № 5. С.3-11 Издательство: Музыкальная палитра (Санкт-Петербург)

5. Хотченкова Т., Борисова Л.  Технология «Цветные ноты»

6. Карнишова Е. А. Игра на диатонических колокольчиках. Учебное пособие; Планета музыки, 2022

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)

АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...

«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»

laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...