"Роль хороводной игры в развитии детей раннего возраста"
статья по музыке (младшая группа)

Соболева Анна Александровна

В данной работе описано значение хороводных игр в развитии детей раннего возраста. Также представлены некоторые из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva.docx27.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Кузьмоловский детский сад комбинированного вида»

 «РОЛЬ ХОРОВОДНОЙ ИГРЫ

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА»  

Выполнил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Соболева Анна Александровна

Цель:

Общее развитие детей раннего возраста с помощью хороводных игр.

Задачи:

• Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета, самообразования.

• Разработать перспективный план работы по самообразованию.

• Приобщать детей к хороводным играм.

• Пополнить картотеку хороводных игр.

• Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с

детьми раннего возраста.

  «Хоровод - есть пластическое олицетворение песни,

 как в смысле музыкальном,

 так и в смысле поэтическом»

. П. Сухонин

      Первоначальное значение хоровода в культуре наших предков, увы, не

представляется возможным узнать. История хоровода насчитывает сотни

тысячи лет. Есть мнение что слово «хоровод» происходит от греческого

chorobateo — ступаю в хоре. Но к единой точке зрения ученые так и не

пришли. Как до сих пор точно не установлено, когда и где появилось такое

явление — хоровод.

       Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его

участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и

разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и

органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:

«Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».

Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что

хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

      А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только

известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.

Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего

воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств:

честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

       Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и др. указывали на то, что хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой

импровизационности, художественной образности и игровой доступности

для дошкольников. Воспитательная ценность хороводной игры

общепризнана в педагогике.

       Н.А. Симонович, А.Н. Усова, определяли особое значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании.

      Н.А. Ветлугина, Р.Н. Плавник, рассматривали хороводные игры в качестве средства художественного развития дошкольника.

       В работах А. Н. Леонтьева, Л, С, Выготского, Л, И, Божович, М. И, Лисиной и др. роль хороводных игр отводится коррекции коммуникативного поведения детей с речевыми нарушениями.

       К.Д. Ушинский, Е.И. Лихеева, А.П. Усова, говорили о значении хороводных игр в развитии родного языка у детей.

      Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Хороводная

игра сплачивает, сближает детей. Хороводные игры издавна служили

средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества:

доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. В

первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей

выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию.

Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения

в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют

усовершенствованию двигательных навыков.

       Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми, в хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным

действиям.  

      Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и

пластичность. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за

платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а

движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут

парами, тройками.

     В своей деятельности я широко использую хороводные игры.

«Мы по лесу идем»

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Можно подставлять другие слова: «Волка (лису, медведя) громко позовем»,

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Раздувайся, пузырь!»

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают

«раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки,

составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и

набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного

увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг,

двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

И не лопайся!!! Получается большой растянутый круг.

Он летел, летел, летел.

И за веточку задел! (дети бегут по кругу)

«Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и

сбегаются в кучку.

«Водят пчелы хоровод»

Выполнять соответствующие движения.

Водят пчелы хоровод -

Брум, брум.

В барабан ударил кот -

Трум, трум.

Стали мыши танцевать -

Тир-ля-ля,

Так, что начала дрожать вся земле.

«Матрешки»

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся

Встали, встаем

Себя показали.

Попрыгали, прыгаем

Потопали, топаем

В ладошки мы похлопали, хлопаем.

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое

показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться, присесть.

«Каравай»

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

«Большая карусель»

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

     

       Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически

здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке

необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Здесь

значение хороводных игр трудно переоценить.

Используемая литература:

  • Василенко В. А. «Детский фольклор» М., 2008.
  • Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» Н.,2009.
  • Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Журнал «Дошкольное воспитание» 2012, № 4, 7, 10.
  • М.Н. Мельников «Русский детский фольклор» М., 2011.
  • В.Г.Лунина  «Воспитание детей на традициях русской культуры» М., 2005.
  • Е. Покровский «Русские детские игры. Жребий, хороводы, символические игры» СПБ., 2010 г.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста

Роль игры в развитии детей раннего возраста(реферат)   Исполнитель:Борщева Галина Анатольевна,воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97» г.Новокузнец...

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Значение игры в жизнидеятельности ребенка....

Статья " Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста"

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста...