Конспект по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» в старшей группе «Музыка весны»
план-конспект занятия по музыке

Каландадзе Лидия Михайловна

Конспект занятия к аттестации в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_k_attestatsii_v_starshey_gruppe_.docx40.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка»

Конспект  по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» в старшей  группе

«Музыка весны»

Составила:

Музыкальный руководитель

МК ДОУ Детский сад

«Чебурашка»

Каландадзе Лидия Михайловна

п. Междуреченский, 2020 год

Общие сведения о занятии: 

Старшая группа «Любознайки» (дети от 5 до 6 лет).

Продолжительность занятия: 25 минут.

Вид занятия: фронтальное (типовое).

Тема календарно – тематического плана: «Насекомые»

Предварительная работа:

-Подбор музыкального материала, звуков природы.

-Подготовка презентации, раздаточного дидактического материала.

Предварительная работа с детьми:

-Разучивание песен и танцев.

-Беседа о приметах весны.

Наглядный дидактический материал:

а) демонстрационный дидактический материал (презентация, письмо, майский жук, карты- схемы для игры «Ленивый жук», иллюстрации насекомых)

б) раздаточный дидактический материал (обручи (по количеству детей) бубен, бумажные бабочки (по количеству детей)

Оборудование:

Фортепиано

Видеопроектор

Ноутбук, звуковые колонки.

Методы:

-наглядный (показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; использование слайдов презентации)

-словесный (объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседы о различных музыкальных жанрах, вопросы);

-словесно – слуховой (пение);

-слуховой (слушание музыки);

-игровой (музыкальные игры);

-практический  (разучивание  песен,  танцев).

Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- развивать музыкально-двигательные способности детей (ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве);

- учить видеть красоту весенней природы через различные виды музыкальной деятельности;

- продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, напевно;

- развивать в детях эмоциональную отзывчивость к музыке.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе;

- формировать коммуникативные навыки;

Оздоровительные:

- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

Программные задачи:

- развивать активность, самостоятельность, интонационный, мелодический слух;

- маршировать в колонне по одному за воспитателем в различных направлениях;

- закрепить понятие марш и вальс;

-развивать умение ориентироваться в пространстве, легко бегать с предметами;

-знакомство с песенкой (распевкой), ритмическим рисунком песенки;

-развивать чувство ритма, интонационной выразительности, внимания, памяти;

- продолжать знакомство с произведениями из детского альбома П.И.Чайковского, определять характер;

- развивать  речь и воображение детей;

- повторение песни;

- выполнять шаги и перетопы под ритмический рисунок «та-та, ти-ти-ти»;

- воспитывать любовь, бережное, заботливое отношение к родной природе;

- учить использовать знакомые танцевальные движения, придумывать свои, согласовывая их с характером музыки.

Содержание занятия:

Приветствие.  

Распевка по звукам мажорного трезвучия.  

Валеологическая песня – распевка «Трямди-песенка»

Музыкально-ритмические движения.

«Спортивный марш» муз. В.Золотарева,

Упражнение с обручем. Латышская народная мелодия.

Артикуляционная гимнастика

Весна.

Упражнение на дыхание

«Ах, какой аромат!»

Звуко-речевая игра

«Ленивый жук»

Развитие чувства ритма, интонационного, мелодического слуха

Песенка «Маленькая Юлька»

Пальчиковая гимнастика.

«Цветок»

Слушание музыки.

«Вальс» П.И.Чайковского

Распевание, пение.

«Скворушка». Муз. Юслонова.

Пляска.

«Весёлый дети» Литовская народная мелодия

Игра

«Игра с бубнами» муз. М.Красева.

Ход занятия.

Дети заходят в группу в колонне по одному под музыку В.Золотарева «Спортивный марш». Ведущий – воспитатель – ведет детей сначала вдоль стен, потом по диагонали, затем «змейкой», в конце упражнения маршируют по кругу и садятся на стульчики.

Муз. рук.: Что такое «здравствуй»? - лучшее из слов,
                  Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.

Давайте поздороваемся и пожелаем друг другу здоровья. Только поздороваться предлагаю с помощью музыки.

Музыкальный руководитель поет по звукам мажорного трезвучия вверх «Здравствует дети». Дети отвечают «Здравствуйте» по звукам мажорного трезвучия вниз. Предложить детям пропеть разные приветственные слова: «Как дела?», «Хорошо», «Какой хороший день!».

Муз. рук.: Вы сегодня зашли в зал под музыку. Как она называется,

Дети: Марш.

Муз. рук.: Правильно. Какие движения вы выполняли под музыку марша?

Дети: Мы маршировали друг за другом,  шагали.

Муз. рук.: Как вы маршировали, с каким характером?

Дети: бодро, ритмично, энергично.

Муз. рук.: значит, вы взбодрились и наверное настроение у вас улучшилось. Чтобы у нас на весь день сохранилось хорошее настроение, мы сейчас споем веселую трямди- песенку. Для этого прошу встать на ножки возле стульчиков.

Валеологическая  песня – распевка «Трямди -песенка».
Маленькие пальчики: трям-трям-трям! «здороваются» кончиками пальцев
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!      
То же ладошками
Шлёпают ладошки: трям-трям-трям!

Кулачками постучим: трям-трям-трям!  То же кулачками
По трям-трямски говорим: трям-трям-трям!

Засопели носики: три резких вдоха носиками.  

Носики -насосики: три резких вдоха носиками.  

А теперь мы улыбнулись, «Пружинка» улыбаются
Прыгнули и повернулись. Выполняют на месте по тексту
Мы в Трям-трямдии живем, Хлопают в ладоши
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

Трям-трям-трям!

Дети садятся на стульчики.

Муз. рук.: Ребята, послушайте внимательно загадку.

Кончилось время снега и льда.
Берег реки затопляет вода.
День удлиняется, ночь убывает.
Как это время, скажи, называют?
Дети: Весна.

Муз. рук.: Давайте расскажем, что бывает весной.

Дети отвечают: Весной ярко светит солнце, тает снег, появляются проталинки, лужи, набухают почки, бегут ручьи, прилетают птицы, дикие животные меняют цвет шубки, просыпаются насекомые, появляются первые цветы, трава, идет дождь.

Муз. рук.: Да, ребята, все верно. Сколько всего интересного происходит весной. Но не везде, ребята, наступила весна. Сегодня одна Сорока принесла в детский сад весть. Давайте прочитаем (читает письмо).  Помогите, лес затих. Был прекрасный солнечный день, просыпались насекомые, пели песенки птицы, журчал ручеёк. Только  вдруг, подул холодный северный ветер, нагнал серые тучи и в лесу стало холодно и тихо, вся природа замерла. Лес затих! Помогите найти солнышко и согреть лес, чтобы в нем снова  звучала музыка. Ребята, надо помочь. Надо найти солнышко, согреть природу и вернуть в лес музыку. Согласны?

Дети: Да.

Муз. рук.: Дети, а какая музыка может звучать в весеннем лесу? Давайте уточним, какую музыку мы должны вернуть в лес.

Если дети затрудняются можно прочитать стихотворение.

«Дзинь-дзинь-дзинь", - поют капели.
"Ля-ля-ля", - поет скворец.
"Жу –жу-жу"! На самом деле:
Наступил зиме конец!

Дети: Пение птиц, журчание ручейка, пчёлки жужжат, кузнечики стрекочут.

Муз. рук.: Все правильно. Давайте отправимся в лес, но чтобы справиться со всеми испытаниями мы должны быть очень дружными, внимательными, ловкими. Предлагаю потренироваться. Для этого задания вам нужно с обручем двигаться по группе, никого не толкать и не задевать обручем, соблюдать правила поведения на занятии.

 

Выполняется упражнение с обручем. Под музыку Латышская народная мелодия.

У каждого ребенка в руке обруч.

1 часть. Дети легко бегают в свободном направлении, стараясь не задевать друг друга с обручами. С окончанием первой части музыки кладут обруч на пол.

2 часть. Дети бегают вокруг своего обруча.

Муз. рук.: Вы справились с заданием. Вы доказали что вы внимательные и ловкие поэтому предлагаю отправиться в путь.

Динамическое упражнение “По дорожке“ (модель В.И. Ковалько “Азбука физкультурных минуток”).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

Не сутультесь, грудь вперед

Замечательный народ (выравниваем осанку)

По тропинке побежим

До лужайки добежим (легкий бег на носочках)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыгаем на месте)

Сладко подтянулись

Всем улыбнулись (руки вверх, подтягиваемся).

 

Муз. рук.: Вот мы и попали с вами в весенний лес. (Обратить внимание на экран.

СЛАЙД 1 -  весенний лес, хмурый) И, правда, смотрите в лесу тишина, птицы не поют, ручейки не журчат, насекомые спят.  

СЛАЙД 2. -  лед на ручье

Давайте разбудим ручеёк.

Дети садятся на стульчики выполняют упражнение.

Артикуляционная гимнастика.

Наступила весна. Улыбка.

Ярко светит солнце. Широко открыть рот.

Тает снег, бегут ручьи. «Часики» язычком.

Дети взяли лист бумаги, чтобы сделать кораблик. Язык «лопаточкой».

Сложили из бумаги лодочку. Язык «чашечкой»

Прикрепили парус.  Язык в положении «Грибок»

И, подув на парус, пустили кораблик плыть по ручейку. Сделать спокойный глубокий  вдох и спокойный выдох.

СЛАЙД 3.  ручей, кораблик плывет, (включить аудио на презентации)  

Муз. рук.: Молодцы ребята. Ручеёк проснулся и запел песенку. Послушайте.

(дети слушают журчание ручейка)

Муз. рук.: Очень мелодичная музыка ручейка, но нам нужно продолжать путь.

СЛАЙД 4.– цветы на полянке закрытые  в бутон.

Муз. рук.:Что же мы с вами видим.

Дети: Цветок от холода не может раскрыть лепестки.

Муз. рук.: Давайте поможем цветочку.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Цветок»

Вырос цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони прижаты, пальцы как (бутон)

Утром весенним раскрыл лепестки, Развести пальцы

Всем лепесткам красоту и питание. Ритмичные движения пальцами вместе - врозь

Дружно дают корешки под землей. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими. 

Муз.рук.: Посмотрите на свой цветок. Вот мы видим перед собой цветочек, давайте понюхаем его аромат. Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом.

Упражнение на дыхание «Ах какой аромат»

СЛАЙД 4. Цветы на поляне раскрылись, прилетели бабочки.

Муз. рук.: Мы очень постарались и на полянку даже прилетели бабочки. Чтобы бабочкам стало веселее мы с вами возьмем бабочек и под музыку с ними потанцуем.

Творческая импровизация под музыку «Вальс» П.И.Чайковского.  

Муз. рук.: Как называется танец, который сейчас танцевали бабочки?

Дети: Вальс.

Муз. рук.: Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец…

Дети все хором повторяют и закрепляют понятие:  вальс.

Муз. рук.:  Правильно музыка которая сейчас звучала – это  вальс, которую сочинил композитор П.И.Чайковский. (показать портрет, проговорить с детьми имя композитора).

Какой характер у вальса?

Дети: Легкий, мелодичный, напевный, плавный, грациозный.  

Муз. рук.:  Бабочки согрелись и повеселели. А еще где-то здесь, среди цветов, живет Майский жук. Майский жук, спустись к нам.

(муз. рук.  показывает жука)

Звуко-речевая игра «Ленивый жук».

(Используются карты-схемы)

Муз. рук.: Здравствуй, Майский жук. Расскажи нам про себя.

 Я ленивый майский жук.

 Я немного пожужжу – жж _______________________

 

На ромашке полежу - жж http://doshvozrast.ru/images/komplex34/image01.gif

 

Муха в воздухе летает - вз http://doshvozrast.ru/images/komplex34/image02.gif

 

Я на муху погляжу - жж http://doshvozrast.ru/images/komplex34/image03.gif

 

Поглядел и есть пора - жж ням жж ням ням жж ням жж

На обед у нас кора - ням ням ням ням ням ням ням

И улягусь до утра-а-а-а потому, что спать пора – тс-с-с-с.

(стих. В. Фишкина)

Муз. рук.: Вот мы и вернули музыку на  полянку (фоном включить лесные звуки) разбудили бабочек, майского жука. Как вы думаете, каких насекомых мы еще разбудили на полянке?

Дети: Кузнечика, комарика, пчелу, гусеницу (на ответы детей показать иллюстрации)

Муз. рук.: Замечательно, продолжаем свой путь по весеннему лесу.  

СЛАЙД 5 . Скворец на ветке.

Муз. рук.:  Дети кого мы видим? Как называется эта птица.

Дети: Скворец

Муз. рук.:  Скворец умеет очень красиво петь, но сейчас он молчит. Давайте споем ему песенку. Но сначала мы подготовим к пению свой голосок.

Распевание песенкой «Маленькая Юлька». Пение со словами, на лог «ля», прохлопать ритмический рисунок.

Маленькая Юлька,

Ты у нас чистюлька,

Живо поднимайся,

Мойся, одевайся.

Муз.рук.: Горлышко наше разогрелось и мы готовы к пению.

«Скворушка». Муз. Ю.Слонова.

1. Тает снег, пришла весна,
Чья-то песенка слышна.

Припев:
Скворушка, скворушка
На берёзку сел,
Скворушка, скворушка
Песенку запел.

2. Здравствуй, скворушка-скворец,
Ты вернулся наконец.

Припев.

3. Расскажи, как жил зимой.
Как спешил к себе домой.

Припев.

4. Спой нам, скворушка, о том.
Как живешь в краю родном.

Припев.

СЛАЙД 6.  Пение скворца (аудио)

Муз. рук.: Скворец отблагодарил нас своей песенкой.

СЛАЙД 7.  Серые тучи закрыли солнышко.

Муз. рук.: Посмотрите вот мы добрались до солнышка, но оно спрятано за тучами. Значит, еще одно нас ждет задание – исполнить веселый танец и прогнать тучи.

Повторить с детьми ритмическую формулу танца (ТА-ТА, ти-ти- ТА) Дети танцуют предварительно разученный танец «Веселые дети» Литовская народная мелодия.

СЛАЙД 8. Ярко светит солнце, согревая весенний лес.

Муз. рук.: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. За то,  что мы вернули в лес солнышко, тепло, музыку весеннего леса сорока подарила нам бубен, предлагаю с ним поиграть.

«Игра в бубен» Музыка М.Красева.

После игры на стульчики.

Муз. рук.: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде, чем мы вернемся обратно в детский сад, вы расскажете, что запомнилось больше всего на занятии, каких насекомых запомнили, какой птице помогли.  

Ответы детей.

Муз. рук.: Возвращаемся домой?

Раз, два, три, покружись в детском саде очутись.

Предложить детям выбрать картинки:

 «Солнышко» если у ребёнка не было трудностей  и все получилось на занятии;

«Солнышко с тучкой» если возникли небольшие трудности;

«Тучку» если все было трудно. 

Выяснить какие возникли трудности.

Муз. рук-ль: поет вверх по гамме «До свидания, дети»

Дети: поют вниз по гамме «До свидания - пока»

Литература, используемая при подготовке конспекта занятия:

- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы: И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцевоа. г.Санкт-Петербург, 2010г.

- Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением по программе «Ладушки».  «Праздник каждый день». Старшая группа. И.Каплунова. И.Новоскольцева.2015 год.

- Арсеневская О.Н Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду ФГОС Издательство «Учитель» 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Непосредственная образовательная деятельность образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» направление «Изобразительная деятельность» Лепка «Веселый колобок»

Вызвать интерес к созданию образа по мотивам сказки колобок»;Учить детей воспроизводить знакомое литературное произведения;Учить детей лепить разными способами: круговыми движениями ладоней;Продолжать...

Рабочая учебная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкально-художественная деятельность»

Рабочая учебная программапо реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкально-художественная деятельность»...