Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте знакомства дошкольников с родным краем
статья по музыке (подготовительная группа)

Груенко Наталья Геннадьевна

В статье говорится об опыте патритоического и нравственного воспитания дошкольников через инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя . 

Ключенвые слова: Родина, Родной край, патритизм, любовь к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_vzaimodeystviya1.docx23.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы на тему:

«Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте знакомства детей сродным краем»

Музыкальный руководитель:

Груенко Наталья Геннадьевна

БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 258»

Аннотация: в статье говорится об опыте патриотического и нравственного воспитания дошкольников через инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Ключевые слова: Родина, родной край, патриотизм, любовь к природе.

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, родному краю,толерантное отношение. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, свой родной край.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (1).

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, я предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности.

Вместе с воспитателями мы решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как её лучше преподнести. Музыкальные образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и самостоятельной деятельности.

Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с

его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Одной из форм взаимодействиямузыкального руководителя и воспитателяв контексте знакомства дошкольников с родным краем является проведение развлечений и праздников. В нашем саду мы регулярно проводим различные праздники для воспитанников: «9 мая», «День земли», «День матери», «День рождения детского сада», «8 Марта», осеньюдля детей подготовительных групп проходил праздник «Осенняя ярмарка», в котором воспитатели являлись активными участниками, в марте проходил праздник, посвящённый Дню птиц «Жаворонки, прилетите, весну в сказку принесите». Для проведения этого праздника были разучены русские народные хороводы и хороводные игры, в которых воспитатели, как и наши воспитанники, стали активными участниками, проведена совместная работа в различных видах ООД: на прогулках воспитатели проводили народные игры, разученные на музыкальных занятиях, пели народные песни, заклички.

В нашем саду есть замечательная традиция к 9 мая возлагать цветы к памятнику Г. Жукова. Это торжественное мероприятие проводится для подготовительных к школе групп. Дети возлагают цветы, читают стихи и исполняют песни, посвящённые Дню Победы.

В июне в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя планируется конкурс чтецов «Мой край родной».

Интегрированная ООД «Художественно – эстетическая деятельность»раздел «Музыка и изобразительное искусство».

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Наряду с традиционными музыкальными произведениями я решила дать детям более глубокие знания о русских традициях. Ведь именно ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, приобщает к миру прекрасного.

Музыка, литература, изобразительная деятельность – это те виды искусства, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Они включают в себя фольклор, сказки, игры, танцы, хороводы и т.д. В связи с этим мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества.

#1057;лушание музыки:

русская народная песня «Во поле берёза стояла» и авторская песня «Подмосковные вечера» сл. М. Матусовского, муз. В. Соловьёва – Седого.

Рисование:

Рисуем под музыку:

«Русская берёзка», «Природа Сибири».

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать её в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать дошкольников к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

#1047;накомство с творчеством композиторов, родившихся и живших

в России.

Слушание музыки:

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Шостакович.

(Дети старших и подготовительных к школе групп).

Целостная картина мира:

Беседа о любви к домашним животным. Обобщение и закрепление знаний о диких и домашних животных. Систематизация знаний дошкольников об обитателях лесов Сибири.

3. Слушание музыки:

Наша страна настолько велика и прекрасна, что многие поэты и композиторы воспевают её в своих произведениях, которые становятся известными по всему миру.

Продолжение знакомства с творчеством русских композиторов.

Беседа о временах года.

П. И. Чайковский «Времена года».

Первую неделю каждого месяца на музыкальных занятиях с детьми старшего возраста мы слушаем пьесы из цикла «Времена года»:

«Сентябрь» «Декабрь» «Март» «Июнь»

«Октябрь» «Январь» «Апрель» «Июль»

«Ноябрь» «Февраль» «Май» «Август»

Рисование:

Рисуем под музыку:

Осень. «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Зима. «Декабрь», «Январь», «Февраль».

Весна. «Март», «Апрель», «Май».

Лето. «Июнь», «Июль», «Август».

4. ЦКМ:

Беседа о птицах (перелётные и не перелётные птицы), которые населяют Омскую область, о любви к родной природе.

Музыка:

Продолжение беседы о русских композиторах, живших и писавших свою музыку в России. Знакомство с новым композитором.

Слушание вокализа «Соловей» А.А. Алябьева.

Ручной труд:

Слушаем музыку.

Дети мастерили из бумаги птиц.

Музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Таким образом, взаимодействие между музыкальным руководителем и воспитателями нашего детского сада в контексте знакомства дошкольников с родным краем, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни, а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

Библиографический список:

1. Шитякова Н.П. Сущность духовно – нравственного воспитания личности –

Ч.: - курслекций, 2004 https: // :5/.

2. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика

музыкального образования детей».

3. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.:

Мозаика-Синтез, 2010.

4. Л. В. Гераскина «Ожидание чуда» - Пособие для музыкальных

руководителей. М., 2002,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В конспекте представлены способы взаимодействия педагогв, направленные на выразительное исполнение детьми  музыкального-театрализованного  материала....

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя Гордеевой Ирины Юрьевны и родителей воспитанников

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В....

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...

Доклад на тему «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, ...

Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"

Проект "Инновационные формы взаимодействия музыкальных руководителей  со специалистами ДОУ, семьями воспитанников, общественными организациями"...