Особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке

Куренкова Светлана Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Удивительное предназначение музыки отображать переживания людей в разные моменты жизни делает её исключительным средством развития его способностей, а самое главное развития личности дошкольника. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир глубоких чувств и больших мыслей человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся средством и источником воспитания. Воздействие на человека с самых первых дней его жизни — еще одна особенность музыки. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания личности ребенка.

Комплексное развитие музыкальных способностей осуществляется в различных видах музыкальной деятельности ребенка — сначала в очень примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а отставание одних и доминирование других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности. Однако более позднее проявление их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальных способностей зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от планомерного педагогического воздействия, от окружающей среды.

Дошкольный возраст — это период интенсивного развития музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Н.А.Ветлугина в своей работе «Развитие музыкальных способностей дошкольников» указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития. «В области ощущений и восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких, отчетливых красок, форм, звуков к более активному осознанию гармоничных, красивых сочетаний, к дифференцировке ритмических и звуковысотных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, поэтических созвучий, разнообразия форм».[1, с. 13]

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству. Содержание музыкальной деятельности, в процессе которой под влиянием воспитания и обучения происходит развитие ребенка, отражено в «Программе воспитания в детском саду». Ведущие цели программы — формирование основ базовой культуры личности, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Анализ литературы по проблемы особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности развития музыкальных способностей.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации; способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: запоминание и узнавание мелодий, звукоподражание, воспроизведение их голосом, выполнение плясовых и игровых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие голоса и слуха ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы, слушать музыку. Дети способны различать в пьесах тембры, регистры, несложный ритм, звучание 2-3 музыкальных инструментов, могут сопоставлять тихую и громкую музыку, бодрую и спокойную. Однако внимание детей еще неустойчиво, дыхание поверхностное, певческие голоса не сформировались. Поэтому их музыкальная деятельность пока очень скромна.

На шестом году жизни у детей расширяются музыкальные впечатления, воспитывается более устойчивый интерес к музыке.

Под влиянием наблюдений окружающего мира и в результате развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста возникает система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В плясках и играх дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их. Восприятие приобретает более комплексный и целенаправленный характер — дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Отчетливее проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, что означает то или иное слово песни, о чем рассказывает музыка, как можно двигаться под ту или иную музыку. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения. Свои замыслы дети выражают в словесной форме, планируют свои игровые действия. Музыка углубляет их нравственные качества, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, дружбы и товарищества, уважения к старшим.

На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии — повышение и понижение звуков, различные длительности и звуки, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, несюжетных и сюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия, формируется запас любимых произведений.

В процессе исполнения игр, песен, плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются эмоциональные и волевые качества, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение игр, песен, плясок — как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

Для старшего дошкольного возраста характерно расширение приобретаемого опыта под влиянием воспитания и характерные для этого периода совершенствования ощущений. А. В. Запорожец отмечает, «что ощущения продолжают совершенствоваться главным образом за счет развития деятельности центральной части анализаторов». Также установлена прямая зависимость слуховой чувствительности от систематических занятий музыкой. При восприятии явлений, дети в этом возрасте в состоянии согласовать свое музыкальное восприятие со словесными указаниями педагога. Более того, они способны и словесно сформулировать стоящие перед ними задачи. Рост жизненного развития ребенка в периоде старшего дошкольного возраста отчетливо обнаруживается не только в характеристике возрастных особенностей восприятия, но и в изменениях характера его деятельности, в частности игровой.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста легко вовлекаются в музыкальную деятельность. Во-первых, она связана с интересом детей к музыке, а во-вторых, с чередованием пения, слушания, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений, использования музыкально-дидактических игр. Поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для целенаправленного и активного развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях и других формах работы по музыкальному воспитанию в детском саду[2, с. 45].

Используемая литература:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду: Учеб. для студ. пед. уч-щ по спец. дошк. воспитание / Н.А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1999

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка: Учеб. для студ. пед. уч-щ / Н.А. Ветлугина. — М. : Просвещение 1999 — 223 с.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А, Деркунская. — М. : Академия 2007

4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов / Г.А. Колодницкий. — М. : 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"

Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад  № 14 «Де...

Конспект НОД по развитию творческих мыслительных способностей для детей старшего дошкольного возраста «На поляне сказок»

Конспект НОД по развитию творческих мыслительных способностей для детей старшего дошкольного возрастаТема: «На поляне сказок».Цель:   развитие способности придумывать альтернатив...

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....