Методическое пособие «Звучащий мир вокруг нас»
методическая разработка по музыке

Телегина Екатерина Петровна

Методическое пособие «Звучащий мир вокруг нас» (исследовательские игры для старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_zvuchashchiy_mir_vokrug_nas.docx88.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Методическое пособие

«ЗВУЧАЩИЙ МИР ВОКРУГ НАС»

(исследовательские игры для старшего дошкольного возраста)

 https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-p/6482253973.jpg

Разработал:

музыкальный руководитель,  

Телегина Екатерина Петровна

 

 

 

 

г. Нягань

Методическое пособие

«Звучащий мир вокруг нас»

(исследовательские игры для старшего дошкольного возраста)

Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.

1. Как звучит вода

    Материал для исследования:

  • таз с водой,
  • тростниковые трубочки, разнообразные по размерам и диаметру отверстий емкости (пластмассовые банки, бутылки и т.п.) ракушки, камешки, кубики деревянные или пластмассовые, мелкие металлические предметы, иллюстрации с изображением моря, ручейка, дождя и т.п.

Описание исследования:

Музыкальный руководитель предлагает прислушаться к воде - тишина. Затем дети выбирают трубочки, погружая одним концов в воду, осторожно дуют в них. Вода тихонько булькает. После этого дети пробуют оставить часть отверстия над водой и сильно дуют в трубочку - вода громко булькает. Разнообразными маленькими или большими емкостями дети набирают и льют воду в таз с водой, переворачивают емкости, шлепают по воде, бросают в воду ракушки, камешки, деревянные и пластмассовые кубики, мелкие металлические предметы и т.п. Дети внимательно слушают, обмениваются мнениями, отмечая, что каждый раз вода звучит по-другому. Затем можно предложить детям послушать аудиозапись звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя. В этом случае важно закрепить детские впечатления с помощью иллюстраций.

2. Как звучат камни

Материал для исследования:

  • камешки разных размеров, разной формы,
  • деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.

Описание исследования:

Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает камешки. Дети выбирают те экземпляры, которые им больше понравились. Музыкальный руководитель уточняет, почему именно на них ребята остановили свой выбор. Здесь целесообразно предложить детям постучать большими камнями громко, маленькими камнями - тихо, побренчать в ладошках, потереть друг о друга, катать в коробочках, катать все камни всем вместе.

3. Как звучит пластмасса

Материалы для исследования:

-        разнообразные по тембру звучания пластмассовые погремушки, перкаши,

-        большие и маленькие пластмассовые емкости, заполненные различными сыпучими веществами (мелкими камешками, крупным или мелким песком, горохом, крупой, в том числа мелко или крупно нарезанной пластмассой)

Описание исследования:

Дети вместе с музыкальным руководителем слушают, сравнивают и обсуждают, как звучат погремушки и перкаши. При этом можно выделить звуки шуршащие тихие или громкие, постукивающие и т.п. Важно, чтобы ребенок услышал и рассказал о своем впечатлении.

4. Как звучит металл

Материалы для исследования:

  • металлофоны,
  • треугольники,
  • колокольчики различных видов и размеров,
  • бубенчики,
  • цимбалы,
  • металлические трубочки, гвоздики, кастрюли, ложки, крышки, тазы, банки и т.п.

Описание исследования:

Дети вместе с музыкальным руководителем рассматривают музыкальные инструменты и металлические предметы, придумывают различные способы звукоизвлечения (постукивание тихое или громкое, в разном темпе, импровизация ритмических рисунков, скользящие движения - глиссандо и т.п.). Пошумели! Затем музыкальный руководитель предлагает послушать тишину. После этого дети исполняют заданные музыкальным руководителем ритмические рисунки.

5. Как звучит бумага

Материалы для исследования:

  • газетная бумага, картон, в том числе рифленый,
  • набор бумаги разной толщины,
  • банки, коробки с натянутой сверху бумагой.
  • Описание исследования:

Дети выбирают бумагу. Мнут ее, трясут ею и т.д. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания-звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, по бумаге на банках, проводят по рифленому картону палочкой.

Затем все вместе оценивают успешные находки бумажного звучания.

6. Как звучит кожа.

Материалы для исследования:

  • барабаны различной величины,
  • бубны,
  • накры (емкости с натянутой сверху кожей),

-        барабанные палочки (деревянные,  обтянутые войлоком,  шерстяной  пряжей, резиной, пластмассой), жесткие кисточки,

-шарик металлический, деревянный или пластмассовый.
Описание исследования:

Музыкальный руководитель предлагает постучать разными деревянными палочками или рукой, катать шарик, скрести легонько ногтями, шуркать и щелкать пальцами по кожаному барабану или бубну, накрам, вслушиваясь, сравнивая, изобретая ритмические рисунки, используя разнообразные динамические оттенки. Затем все вместе слушают аудиозапись музыкальных произведений, где солируют барабаны или литавры.

7. Как звучит дерево

Материалы для исследования:

-        кастаньеты, колотушки, коробочки, дрова, кокошник, копытце, клавесы, трещотка, хлопушка;

-        различные деревянные предметы быта (столы, стулья, доски, рубель,ложки, чаши и т.п.)

Описание исследования:

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, копытце могут и трещать и стучать.

Клавесы, коробочка, дрова чаще звучат негромко, а колотушки, кокошник, хлопушки могут стучать очень громко. Дети исследуют свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов, затем музыкальный руководитель предлагает выбрать понравившийся инструмент или предмет для участия в импровизации под русскую народную мелодию, которую

назовут дети.

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Звучащий мир вокруг нас»

Исследовательские игры для старшего дошкольного возраста...

методическое пособие "Математика вокруг нас"

рабочая программа педагога по формированию элементарных математических представлений средствами дидактических игр...

Методическое пособие "Опасности вокруг нас"

В пособии представлен материал для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения в социуме, быту, природе....

Учебно-методическое пособие «Звучащие кубики»

laquo;Звучащие кубики» развивают слуховое внимание детей, фонематическую память, умение дифференцировать разные звуки и воспроизводить их....

Методическое пособие "Мир вокруг меня"

Пособие предназначено для старшего дошкольного возраста. В игре может принимать участие любое количество детей. В игру  входит двухстороннее магнитное наборное полотно:  магнитная доска,...

Методическое пособие "Лэпбук": "Математика вокруг нас"

Название лэпбука: "Математика вокруг нас"Автор: Титова Светлана Николаевна, воспитатель дошкольных групп МОУ СОШ №2 р.п. Екатериновка.Целевая аудитория: дети 5-7 летАктуальность: данное посо...

Музыкальное дидактическое пособие "Звучащая картина"

Музыкальное дидактическое пособие "Звучащая картина" стало таким средством активизации музыкального развития ребёнка, позволяющее приобщать детей к активному восприятию музыки, музыкальных звуков....