Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по теме: "Знакомство с русскими народными инструментами"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Елена Владимировна Русакова

Путешествие в русскую народную музыкальную культуру. Где дети знакомятся с народными инструментами, их звучанием. Узнают, откуда они появились и осваивают игру на ложках и трещетках в оркестре. С исполнением пени "Во поле береза стояла" и народной пляской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Баганский детский сад № 2 «Солнышко»

Конспект музыкального занятия

«Знакомство

с русскими народными инструментами» 

старшая группа

                                                                Выполнила:

                                                                Музыкальный руководитель

                                                                Русакова Елена

                                                                Владимировна

с. Баган

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи.

1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;

5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

6. Формировать певческий голос и выразительность движений.

7.Воспитывать музыкальную культуру, любовь к народной музыке.

Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий.

Костюмы: элементы русских народных костюмов (сарафаны, кепки, рубашки, кушаки).

Инвентарь: муляж балалайки, детали для создания погремушек, картинки с изображением русских народных инструментов.

Оборудование: детские музыкальные инструменты (погремушки, трещотки, ложки, дудочка) домра, компьютер, колонки.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию  дети заходят в зал и образуют круг.

Муз. рук.: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(поет) Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Муз. рук.: Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного. А как вы думаете, почему на вас надеты такие костюмы? (Ответы детей) На вас надеты элементы русского народного костюма. И сегодня вас ждет путешествие в русскую народную музыкальную культуру. А вы знаете, что такое музыкальная культура? (Ответы детей) Музыкальная культура – это песни, танцы, прибаутки, частушки. Всё то, что сочиняет народ, чтобы работалось  и отдыхалось веселее. Чтобы понять, с чем мы с вами будем знакомиться через пару минут вам нужно отгадать загадку:

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный.(инструмент.)

Муз. рук.: Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Ответ детей) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какой красивый сундучок у меня в руках. Но, он почему-то  пуст! Куда же пропали все инструменты? (Ответы детей) Возможно, их кто-то взял. А вы поможете мне их найти? (Ответы детей)

(Звучит русская хороводная песня)

Муз. рук.: Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную мелодию.

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. Они, наверное, вернулись туда, откуда появились. Пойдемте их искать. Беритесь за руки, я поведу вас по музыкальным тропкам.

Музыкальный руководитель берет детей за руки иведет по импровизированной тропинке.  Дети двигаются по кругу, змейкой и останавливаются в лесу.

Муз. рук.: Ребята, мы оказались в лесу. Как вы думаете, почему музыкальная тропинка нас привела именно сюда? (Ответы детей) А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

Посмотрите на этот кустарник, он называется Акация. Когда её сухие плоды качаются на ветру, то они шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Ой, а вот и погремушки. (Муз. Рук. достает из-под ели погремушки) Хотите попробовать на них поиграть? Дети играют на погремушках. Ребята, а как вы думаете, могут погремушки звучать по разному? (Ответы детей) Давайте это проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару». После игры складывают погремушки в корзинку и идут дальше.

- Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стучат друг о друга и трещат. Ребята смотрите, а вот и трещотка. (Муз. Рук. снимает с дерева трещотку). Давайте попробуем на ней поиграть. Дети пробуют поиграть на трещотке.

 - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки. Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. А вот и наши ложки нашлись. (Муз. Рук. достает из-за пенька деревянные ложки) Хотите поиграть и на ложках? (Ответы детей) Дети играют на ложках.

- Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется – дудочка. А вот и дудочка. Снимает с камыша дудочку.  Как вы считаете, почему этот инструмент относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки.

- А однажды охотник натянул тетиву лука и отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как гусли, домра и балалайка. Это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Сначала появились гусли, затем придумали домру, а после уже сделали балалайку, по подобию домры, только треугольную. А вот и наши инструменты. В коробе под елью стоят инструменты. Посмотрите, как они выглядят. Ребята, балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. Давайте послушаем, как они звучат. Дети сравнивают звучание инструментов. Хотите сами попробовать поиграть на домре? (Ответы детей и игра на домре)

- Вот тропинка привела нас опять к нам в садик. Мы с вами нашли все инструменты, которые были у меня в сундучке. В древние времена на Руси люди очень любили петь. Они пели за работой, при укачивании малышей и на праздниках. В основном они пели о том, что видят вокруг и о том, что делают. Хотите научиться петь русскую народную песню «Во поле береза стояла». Но не просто петь, а еще и поиграть в оркестре.

Муз. рук.: Как вы думаете, что такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Происходит разучивание куплета песни «Во поле береза стояла» и подыгрывание на ложках, трещотках и домре.

Муз. рук.: Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и называют эти инструменты русскими народными.

Еще в старину на Руси люди очень любили танцевать. А вы любите танцевать? (Ответы детей)

Звучит русская плясовая

- Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка. (Муз. Рук. Показывает несколько движений детям) Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость русской плясовой.

(Дети исполняют танец.)

- Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.

Муз. рук. – Вот и закончилось наше путешествие в народную музыкальную культуру. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Назовите, пожалуйста, мне инструменты, с которыми вы сегодня познакомились. (Ответы детей) На память о сегодняшней встрече я подарю вам по мини погремушке. Её очень легко делать своими руками. Рассказ о последовательности действий. Ребята, я предлагаю вам на выбор три нотки, если вам понравилось наше путешествие, и всё было легко и понятно, то вы выбираете зеленую нотку, если вы испытывали какие либо сложности, то берете нотку желтого цвета, а если совсем ничего не понятно, то красную нотку.  Дети разбирают нотки и если были у кого-либо сложности, то пытаемся разобраться.

Муз. рук.: Ребята, спасибо вам большое, что помогли мне найти инструменты. До свиданья. Буду рада увидеть вас снова.

(Дети под русскую народную мелодию  выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию на тему: «Знакомство с русской ложкой»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию на тему: «Знакомство с русской ложкой»...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Знакомство с русским платком"

Цель: содействовать развитию интереса к народному творчеству через знакомство с элементами русской народной одежды.Задачи:Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.Способствовать разв...