«Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы)
учебно-методический материал по музыке (средняя, старшая группа)

Савинова Екатерина Михайловна

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Кто такой Орф? Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения ("Орф-Шульверк"). 

Каковы принципы орф-обучения? 
1. Обучение нужно для развития. 
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются. 
3. Процесс важнее результата. 
4. Практика важнее теории (нот). 

Какие инструменты используются на орф-уроке? 
- барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко); 
- ксилофоны; 
- звучащие жесты (body percussion) - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы; 
- в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т.п. – практически любые предметы. 

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— движение и танец (традиционный и художественный);

— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);

— пение;

— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания);

— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Достоинства Орф-педагогики:

• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;

• В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;

• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;

• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;

• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;

• Развитие слуха, восприятия;

• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

Смысл Орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств.

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savinova_e.m._orf_-_pedagogika.pptx2 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад из опыта работы «Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников»

Слайд 2

Дети младшей группы проявили повышенный интерес к центру активности «Музыка», что побудило нас к поиску такого метода, который позволял бы в полной мере удовлетворить их потребность в музыкальном творчестве

Слайд 3

Орф – педагогика основана на концепции немецкого композитора и педагога К.Орфа « Орф – Шульверк » – музыка для детей» . Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи, «обучение в действии». Главный принцип Орф – подхода – «учимся, делая и творя», позволяет детям исполнять и создавать музыку на простых инструментах («элементарное музицирование», не требующее особой подготовки), познавать её в живом действии в процессе музицирования. Преимущества Орф – подхода: для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога (при этом хотелось бы отметить, что данные занятия не являются заменой традиционных занятий с музыкальным руководителем, Карл Орф не призывал исключить классический подход к музыкальному образованию детей); система очень гибкая и легко сочетается с другими методиками развития детей за счет своей универсальности и экономичности; высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры; учитываются индивидуальные особенности детей и позволяет взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями; закладывается большой потенциал для развития детей раннего и младшего возраста, для дальнейшей творческой деятельности. Карл Орф (1895 – 1982) – немецкий композитор и педагог.

Слайд 4

Методы и приемы Орф – педагогики - движение и танец, проживание музыки через движение; звучащие жесты – хлопки, щелчки, притопывания: пение, с использованием лучших образцов народной культуры (например, потешки, заклички , прибаутки); речевые упражнения (развивают у детей чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов (можно использовать скороговорки, чистоговорки); «элементарное музицирование» – игра на музыкальных инструментах, не требующая специальной подготовки; театр (для того,чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: музыку, движение, танец, речь и художественный образ в изобразительной игре ) .

Слайд 5

Для «элементарного музицирования» К.Орф предлагал использовать следующие музыкальные инструменты: ксилофоны и металлофоны, барабаны, литавры, маракасы, колокольчики, бубны, тамбурины, треугольники, бубенцы, клавесы .

Слайд 6

«Оркестр из ничего» (предлагает использовать орф – педагог Хохрякова Г.В., член Педагогического общества Карла Орфа (с 1990 года ). Редактор Вестника Педагогического общества Карла Орфа (с 2006 года ). Редактор сайта Педагогического общества Карла Орфа (ROSA).

Слайд 7

«Оркестр из ничего » (музыкальные инструменты из бросовых материалов)

Слайд 8

«Оркестр из ничего» (музыкальные инструменты из бросовых материалов)

Слайд 9

«Оркестр из ничего» в центе активности «Музыка»

Слайд 10

Элементы Орф – педагогики на музыкальном занятии: использование «звучащих жестов ».

Слайд 13

С помощью притопываний и хлопков, дети ощущают чувство ритма

Слайд 14

Дети участвуют в создании элементарных музыкальных инструментов для шумового оркестра – развивается фонематический слух. В зависимости от наполнения получается разное звучание.

Слайд 15

Такое занятие - своего рода экспериментирование, а также развивает мелкую моторику детей.

Слайд 16

Импровизации с помощью шумового оркестра (с использованием потешек, закличек , прибауток)

Слайд 17

Детям нравится необычное звучание музыкальных инструментов, сделанных своими руками.

Слайд 18

Использование похлопываний и постукиваний во время физкультминутки похоже на легкий массаж помогает снять мышечное напряжение.

Слайд 19

Чувство ритма помогает в обучении счету. Дети с удовольствием включаются в игру – постукивают ладошками по столу столько раз, сколько перед ними цветных кружков.

Слайд 20

Таким образом, применение элементов Орф – педагогики способствует разностороннему развитию детей. Карл Орф не раз говорил о том, что его работа не может считаться законченной и имеет практически безграничные возможности развития. Мы также планируем дальнейшее использование Орф – подхода в воспитании и обучении детей и преход к следующему этапу – театрализованной деятельности с использованием элементарного музицирования.

Слайд 21

Информационные источники: Сайт Педагогического общества Карла Орфа : https://rusorff.ru/ Российская Орфф ассоциация Татьяны Тютюнниковой : https://www.orff.ru/ Вебинар «Университета детства» - « Технологии, меняющие музыкальное образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. ...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников....

«Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)»

Суть воспитания, с точки зрения системно - деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. опыт использован...

Особенности гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Орган...

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"(из опыта работы)...