Консультация для воспитателей: "Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмических упражнений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по музыке (подготовительная группа)

Собесская Анна Юрьевна

          Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями, но оно не будет полноценным, если дети ограничатся лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения, в развитии которых самую важную и главную роль играют музыкально-ритмические упражнения, игры и движения.

        

          

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №57» комбинированного вида

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03

; e-mail: class="c7">,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Консультация для воспитателей

«Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмических упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

U9ZhFf7CmWo

Автор: Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Собесская Анна Юрьевна

Дзержинск 2023

Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями, но оно не будет полноценным, если дети ограничатся лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения, в развитии которых самую важную и главную роль играют музыкально-ритмические упражнения, игры и движения.

Идея использования музыкально-ритмических упражнений, как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие чувства ритма, эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой, Е. Н. Соковниной, Г. С. Франио, И. В. Лифиц, М. Б. Пустовойтовой и др.

В наше время проблема развития чувства ритма детей дошкольного возраста обусловлена тем, что существует стереотип: чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. Да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не с рождения — сразу начинают воспроизводить осознанные движения, откликаться на музыку. Но у детей, которые данной способностью обделены, можно развить эту способность, причем в доступной форме: если систематически использовать на музыкальных занятиях музыкально-ритмические упражнения. Ребенок даже не заметит, что его чему-то учат.

Таким образом, тема развития чувства ритма посредством музыкально-ритмических упражнений, игр и движений, является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.

Передо мной, как музыкальным руководителем, стал вопрос: почему у многих детей плохо развито чувство ритма? Почему дети не имеют навыка чёткого ритмичного исполнения элементов танца, которые могли бы использовать в своей практике, в постановках этюдов и ритмопластических танцах. Почему же дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце, испытывают затруднения или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием, несогласованностью движений?

Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, в нём преобладают основные движения: (бег, прыжки, шаг, «пружинка». Дети подражают друг другу, они скованны, неактивны, малоэмоциональны, нет полетности движений..

В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в области развития чувства ритма у детей дошкольного возраста..

Каковы же проблемы?.

- в процессе педагогической деятельности я выяснила недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных упражнений, предлагаемых программой, влияющих на развитие чувства ритма и музыкально-ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

- обучению недостает продуманной систематичности, включающей специальные занятия.

-нет системы работы по данному направлению.

Главное средство развития чувство ритма у детей дошкольного возраста – это обучение детей языку движений, который необходимо развивать, и главным методом его развития является использование музыкально-ритмических упражнений, игр, движений.

шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения.

Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.).

В подготовительной группе дети осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувства ритма, воображения и мышления.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Принципы подбора музыкально-ритмических упражнений и музыкального материала, направленного на развитие чувства ритма у детей:

-соответствие возрастным особенностям детей ;

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

- соответствие движений образам музыки;

- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно - образные, физические упражнения).

В своей работе я использую различные методы и приемы (наглядные, словесные, практические).

В работе с детьми я использую следующие виды музыкально-ритмических упражнений, развивающих чувство ритма:

Упражнения со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью». Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится

Ритмические упражнения «Эхо – ответ». В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

Упражнения с ритмическими палочками (клавесы).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Ритмические упражнения с различными предметами. (Приложение 9)

Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.

Ритмические цепочки

– это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

Упражнения для игры на детских музыкальных инструментах Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Ритмические упражнения «с именами»

Эти упражнения имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т. д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Музыкально - ритмическое занятие "Дискотека" для детей старшего дошкольного возраста

Данное музыкально - ритмическое занятие направлено на закрепление знаний и навыков исполнения песенного и ритмического материала. В пении и двидении дети учатся передавать образ и характер музыкальных...

Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...

Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...

Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»...

Развитие чувства ритма, музыкального слуха и голоса у детей старшего дошкольного возраста

Важность развития музыкальных навыков с раннего возраста неоспорима.Период до 7 лет является ключевым для формирования голоса и музыкального слуха. Музыкальные упражнения, представленные в игровой фор...