Музыкальное занятие для детей подготовительной группы "Музыка весны"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Герасимова Ксения Владимировна

Занятие по музыкальному развитию в подготовительной группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_zanyatie_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx31.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Берёзка»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

Тема занятия «Музыка весны»

Музыкальный руководитель:

Герасимова Ксения Владимировна

г.Светлогорск

 2023

Вид мероприятия: музыкальное занятие с использованием ритмических игр

Форма организации: подгрупповая

Возрастная группа: 6-7 лет.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности: музыкальная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель:  Развитие и совершенствование музыкально-ритмических движений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение передавать свои впечатления от слушания музыки в разговорной речи, развивать слушательскую культуру;

- продолжать учить двигаться ритмично, легко и чётко выполнять движения, закреплять различные перестроения;

- продолжать учить точно передавать ритмический рисунок произведения при игре на детских музыкальных инструментах.

Развивающие:

- продолжать развивать певческие навыки: добиваться звуковысотного, динамического и ритмического ансамбля, учить петь легко, не форсируя звук;

- продолжать развивать ритмическое, тембровое и звуковысотное восприятие;

- продолжать развивать двигательные навыки, ритмические способности, умения согласовывать музыку и движения в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением;

Воспитательные:

- прививать интерес к музыкальной деятельности и побуждать к активному участию во всех её видах;

- формировать положительные эмоции и содействовать развитию коммуникативных навыков;

- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеоролик «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского, портрет композиторов, изображение дятла, изображение жаворонка, аудиозапись, звуки природы, птиц,  нотный материал, пианино, ленты, музыкальные инструменты (деревянные палочки, треугольник, металлофон, свистульки, коробочки с крупой, молоточки, трещотки, погремушки, колокольчик),   иллюстрации к песне «Гонцы весны», маска-шапочка жаворонка.

Предварительная работа: разучивание ритморечевых игр «Ты шагай», «Весенняя телеграмма», «Весенняя капель», подвижной игры «Жаворонок», текстов песен; беседа о весне.

Музыкальный репертуар: «Тропинка-торопинка» А.Пинегина, «Песенка-приветствие» М.Картушина,    ритмическая игра «Ты шагай» С.Коротаева, «Вальс» А.Тома, звуки природы, звук стука дятла, В.Суслов, «Весенняя телеграмма»  Т. Тютюнникова, стихи В. Суслова, «Март. Песнь жаворонка» П.И.Чайковский, дидактическая игра  «Ручеек бежит», распевка «Музыкальное эхо» М.Андреевой, песня «Гонцы весны» Л.Старченко, ритморечевая игра «Весенняя капель» Т.Тютюнникова, ритмический танец «Светит солнышко» А.Ермолов, подвижная музыкальная  игра «Жаворонок».

Ход занятия.

Дети под музыку «Тропинка-торопинка» А.Пинегина  проходят в зал и образуют круг.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с вами по-музыкальному!

Исполняется  «Песенка-приветствие» М.Картушиной.

Муз. рук.:  Я очень рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? Чтобы утро было добрым, а настроение хорошим предлагаю поиграть в игру и поприветствовать еще раз друг друга необычным способом. Встаньте, пожалуйста, свободно по залу, на любое свободное место. Сейчас мы с вами будем запев петь вместе, а вот в припеве вы будете выполнять то, о чем я вам пропою.

Ритмическая игра «Ты шагай» С.Коротаевой.

Муз. рук.: Молодцы! Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Муз. рук.: Скажите, когда это бывает?

 «Голубые, синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава» 

Дети: Весной

Муз. рук: А вы знаете, какая весна бывает? (подобрать прилагательные к слову «Весна») Я предлагаю ответить какая весна с помощью вот этого музыкального инструмента – треугольника.

Дети: Красивая, теплая, поющая, долгожданная, солнечная, прохладная, цветущая, звонкая.

Муз. рук.: Правильно! Весна – это замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром А. С.Пушкин назвал весну «утром года».

Муз. рук.: Ребята, давайте с вами вспомним, по каким приметам мы узнаем, что наступает весна?

Дети: Солнышко греет теплее и светит ярче, снег тает, птички прилетают, появляются сосульки, звенит капель, текут ручьи, дни становятся длиннее, а ночи короче, дует теплый ветер, появляются почки, распускаются первые цветы.

Муз. рук.: Я принесла вам сегодня яркие краски весны, чтобы мы смогли украсить наш музыкальный зал настоящим цветным весенним салютом. Попробуем? 

Дети отвечают. Да!

Муз. рук.: Возьмите ленты,  и представьте, что вы маленькие салютики.

Музыкально-ритмическое упражнение с лентами  «Весенний салют» («Вальс» А.Тома) выполняется по показу педагога.

Муз. рук: Молодцы! У нас получился очень красивый салют.

Давайте сейчас посидим в тишине,

(дети присаживаются на ковер)

Так тихо, как – будто бы это во сне.

Послушаем все, как звучит тишина,

Скажите нам, что она не слышна.

Муз. рук: Молодцы! Ребята, что это за странный звук? Вы догадались?  (звучит аудиозапись стука дятла)

Дети отвечают. На экране появляется изображение дятла.

Муз. рук.: Правильно. Да, это же дятел шлёт своим перелётным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные края. Ведь он скучает и давно ждёт их. Давайте ему поможем, только будьте внимательны! А помогут нам в этом наши палочки – стукалочки.

«Весенняя телеграмма» (авт. Т. Тютюнникова, стихи В. Суслова).

Ритмическая игра с деревянными палочками.

Дятел сел на толстый сук. Тук да тук (палочки отбивают ритм)

Всем друзьям своим на юг. Тук да тук ( палочки отбивают ритм)

Телеграмму срочно шлёт. Туки-туки, туки-тук, (палочки отбивают ритм)

Что весна уже идёт. Туки-туки, туки-тук, (палочки отбивают ритм)

Что растаял снег вокруг. Туки-тук, туки-тук, ( палочки отбивают ритм)

Что подснежники вокруг. Туки-тук, туки-тук, (палочки отбивают ритм)

Дятел зиму зимовал. Тук да тук. (Палочки отбивают ритм)

В жарких странах не бывал. Тук-да тук. (Палочки отбивают ритм)

И, понятно, почему скучно дятлу одному! (Опустить палочки вниз и приподнять плечи).

Муз. рук.: Я думаю, что с вашей помощью телеграмма очень быстро дойдёт до тёплых стран, и совсем скоро мы увидим новых пернатых друзей и услышим их трели.

- Ребята, как вы думаете, может у Весны быть своя музыка? (Ответы детей)

- Как мы можем услышать музыку Весны?

Дети. Звон капели, журчание ручья, пение птиц.

Муз. рук.: Давайте послушаем звуки весенней природы.

Слушают звуки природы. «Звуки природы. Весна» 

Муз. рук: Кто, что услышал? (ответы детей)

- Молодцы!В русском народе говорят, что настоящую тёплую весну приносят на своих крыльях птицы, и особенно почитали за это жаворонков. (Демонстрация изображения жаворонка на экране).

Муз.рук.: Жаворонок – это маленькая полевая певчая птичка, она одна из первых прилетает к нам. Еще только начинают появляться первые проталинки, а жаворонок уже тут как тут! Он похож на воробья, но отличается сильным и красивым голосом. Его пение очень мелодичное, радостное!

Слушают пение жаворонка.

Муз. рук.: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей портрет вы видите на экране? (П.И.Чайковский) Правильно, это великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сегодня я предлагаю вам послушать музыкальную пьесу из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Песня жаворонка».

Слушание пьесы «Март. Песнь жаворонка» аудиозапись.

Муз. рук.: Какая по настроению эта музыка? (Весёлая, радостная, нежная) Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело. В исполнении какого инструмента прозвучала эта музыка?

Дети. Фортепиано.

Муз. рук.: А сейчас мы с вами еще раз прослушаем музыкальное произведение и посмотрим видеозарисовку к нему, а вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?

Просмотр видеоролика к произведению (повторное слушание).

Муз. рук.: Всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется? 

Дети. Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело 

Муз. рук.: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное, светило солнышко, и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнце скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно. Но вот опять выглянуло солнце, и грусть прошла.

- Как называется произведение, которое мы только что прослушали? (Ответы детей).

- Кто написал эту музыку? (Ответы детей).

- В какой музыкальный альбом входит данное произведение? (Ответы детей).

Муз. рук.: Молодцы! А кто ещё может жить в весенней музыке?

(Ответы детей).

Муз. рук.: Правильно! Птицы, солнце, облака, цветы. И у всех у них разные песенки. А какую весеннюю песенку можете подарить вы?

Дети. Гонцы весны!

Муз. рук.: Очень хорошо! Слова и музыку Я предлагаю вам исполнить песню «Гонцы весны», слова и музыку, для которой написала педагог Людмила Старченко. (Демонстрация портрета)

Давайте вспомним, о чем в ней поется? (Показывает иллюстрации по тексту)

Но прежде чем мы начнем петь, нам надо подготовить наши голоса.

Дидактическая игра  «Ручеек бежит» (на различение громкости звучания).

Распевка «Музыкальное эхо» М.Андреевой.

Муз. рук.: Скажите мне, пожалуйста, что или кто является гонцами весны? (пояснить кто такие гонцы).

Исполнение песни  «Гонцы весны» 

Муз. рук.: Молодцы! Ребята, отгадайте загадку.

С полей сошел снежок,

Проснулся ручеек:

Бежит он по лугам,

По рощам и садам.

А рядом его подружка Трель-Трель,

Самая звонкая весенняя….. капель.

Муз. рук.: Ребята, как мы с вами можем показать весеннюю капель? (Ответы детей). Правильно, с помощью музыкальных инструментов.

Игра на  детских музыкальных инструментах «Весенняя капель» «Потешные уроки» по Т.Э.Тютюнниковой. Педагог предлагает выбрать  дирижёра. Напоминает значение слова «дирижёр». Дети выбирают музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, молоточки, коробочки с крупой, погремушки, трещотки, свистульки, колокольчик), вспоминают, как играть на данных инструментах.

«Весенняя капель» Т.Э.Тютюнникова

Апрель! Апрель (треугольник)

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи (металлофон)

На дорогах лужи (молоточки)

Скоро выйдут муравьи (коробочки с крупой)

После долгой стужи (погремушки)

Пробирается медведь (трещотка)

Сквозь густой валежник,

Стали птицы песни петь  (свистулька)

И расцвел подснежник! (колокольчик).

 Муз. рук.: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите за окно, что же у нас там так ярко светит? Сейчас я предлагаю вам наше солнышко немного задобрить веселым танцем, чтобы оно жарче грело, и скорее наступила весна. Согласны? Встаньте, пожалуйста, свободно по залу со своей парой лицом ко мне.

Ритмический танец «Светит солнышко» А.Ермолов.

Муз. рук.: Вы очень красиво  танцевали, а теперь пришла пора поиграть. А поиграем мы сегодня с вами в игру «Жаворонок».

 Выбирают с помощью считалки ведущего-ребёнка. На голову надевают маску-шапочку «жаворонка». Дети стоят в кругу. В середине круга находится ребёнок-«жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут хороводным шагом по кругу и поют ( ребёнок в центре идёт в противоположную сторону и звенит колокольчиком):

«В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве».

Дети останавливаются. Ребёнок-«жаворонок» под музыкальное сопровождение, звеня колокольчиком, бежит по кругу, на окончание мелодии останавливается, протягивает руку с колокольчиком между  двумя рядом стоящими детьми. Дети, между которыми колокольчик, поворачиваются друг к другу спиной. Все участники игры хором поют:

«Тот, кто песенку споёт, будет счастлив целый год!

Раз-два-три! Беги!»

Два ребёнка, претендующие на роль «жаворонка», бегут в противоположные стороны. Тот, кто из них первым прибежит к колокольчику, тот и становится «жаворонком». Игра проводится 2-3 раза.

Муз. рук: А теперь давайте встанем в большой круг. Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили и рассуждали, что нового узнали или услышали? (Ответы детей). Правильно, мы говорили о музыке весны.

- Чем можно передать звучание весны? (Ответы детей).

- Молодцы, звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой и даже с помощью движений. А вы заметили изменения, которые пришли с весной? (Ответы)

Что поменялась в музыкальной стране? (Дети отвечают)

Мы теперь какие песни поем? (Веселые и весенние). А танцы, какие танцуем и настроение у нас от этого, какое? (Весёлые, радостные, быстрые).

Находясь на улице, прислушайтесь, может быть, и вы услышите чью - то весеннюю мелодию? А, когда мы снова встретимся, расскажете о своих впечатлениях.

Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся

Ритмическое прощание.

Звучит музыка, дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в пении. Музыкальное занятие для детей подготовительной группы.

Занятие в подготовительной группе по русскому народному творчеству....

Использование презентации ppt "Дед Мороз" на музыкальном занятии для детей подготовительной группы.

30 декабря в нашем детском саду мы провели занятие "отражение праздника Новый год". Детям предоставилась возможность поменяться ролями: они рассказывали стихи своих товарищей, танцевали танцы, в котор...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Я хочу быть дирижёром"

Конспект музыкального занятия"Я хочу быть дирижёром"Автор: Мигунова Людмила ВасильевнаОписание материала. Материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям детских садов, учителям музык...

Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Зимняя музыкальная прогулка в лес».

Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, развитие творческих способностей средствами музыки.Задачи:vобразовательные: познакомить с музыкальным произведением А.Сто...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»

Цель: формирование  основ музыкальной культуры дошкольников, развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов искусств.Задачи:Образовательные:учить детей в мн...