Художественное моделирование музыкальных представлений у старших дошкольников»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Луценко Надежда Павловна

данный материал полно расскрывает разнообразин метода моделирования в музыкальной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Художественное моделирование музыкальных представлений у старших дошкольников»

Музыкальное воспитание имеет очень важное значение в эстетическом и нравственном становление личности ребенка. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показала, что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Художественное моделирование – это образное моделирование, так сказать «зримая музыка». Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки, как средства общего и музыкального развития ребенка.

Музыкальное искусство считалось в народной педагогике важным средством воспитательного воздействия на человека. И значение его все более возрастает. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, композиторы стремятся передать доступные их возрасту образы и представления о жизни. На занятиях музыкой под руководством педагога у ребят пробуждается активный интерес к окружающему миру, складываются нравственные понятия, стимулируется мыслительная деятельность. Дети увлеченно следят за сменой настроения в музыке, отмечают сходные и контрастные построения. Например, познакомившись с термином «музыкальное вступление», они отмечают, что при исполнении песни или танца вступление выполняет особую роль, как бы готовит к предстоящему действию. Так постепенно усваивается значение этого музыкального термина. Теперь ребенок уже знает, что вступление – это начало произведения, после которого следует одна или две-три его части и заключение.

Так возникает понятие о форме, структуре музыкального сочинения в целом. У детей пробуждается интерес к музыке, появляются новые мотивы, развивающие любознательность. Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что – то хорошее и нужное, как – то по – особенному выразить свои чувства.

Художественное моделирование – это подача воспринятого музыкального образа во внешней материализованной форме, как бы моделируя восприятие. Уместно вспомнить Д. Б. Кабалевского, который сказал, что «слушать музыку надо учиться».

Если понимать художественное моделирование, как средство развития

восприятия музыки, то его можно поделить на несколько видов:

  • Цветовое моделирование – создание музыкально – художественного образа в цвете, его формы, особенности и влияния на психическое состояние ребёнка.
  • Графическое моделирование – во время звучания музыки дети исполняют его карандашом на бумаге, исходя из ощущения звуковысотности и характера мелодии.
  • Пластическое моделирование – драматизация музыки с помощью пластики тела.
  • Геометрическое моделирование – моделирование мелодии при помощи фигур, чтобы наглядно почувствовать повторения и контрасты. Можно совмещать с цветовым моделированием.
  • Осязательно – фактурное моделирование – проводится с небольшими группами детей – осознание музыки посредством закрепления слуховых ощущений тактильными.

Применяя различные виды художественного моделирования мы исходим из очень важного принципа музыкального воспитания – установления преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность заключается в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, но в расширенном, углубленном виде, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности детей. Усвоение материала во многом зависит от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно трудно и в то же время интересно выполнять то или иное задание.

Характерной особенностью развития старших дошкольников (6-7лет) является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Если на протяжение дошкольного детства у ребенка преобладает непроизвольное внимание, то в старшем возрасте уже превалирует произвольное внимание.

Известный специалист в фортепианной педагогике Л. А. Баренбойм писал: «Когда говорится о фундаменте музыкальности, имеется в силу музыкально – ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить – понять музыку, и подчеркивают способность свободно в ней ориентироваться и свободно с нею «обращаться»…

Важным аспектом проблемы музыкальности является взаимосвязь развития природных задатков и организации самой деятельности. Б. М. Теплов говорил, что музыкальность – это комплекс способностей, необходимый для любой музыкальной деятельности, разнообразие видов которой позволяет отдельным из них формироваться особенно успешно.

Наглядным примером служит пластическое моделирование (пластическое интонирование). Термин введен Т. Вендровой в 1981г. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у детей слушание музыки, выявляя ее интонационно – образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. Пластическое моделирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.

Согласно Б. В. Асафьеву интонирование – это осознанное проживание музыкального смысла, следовательно, музыкальное моделирование может быть рассмотрено, как осознанное проживание музыкального образа и его пластическая интерпретация. Пластическое моделирование так же определяют, как анализ – интерпретацию музыки в движении.

Поскольку все виды искусства говорят с нами тем же языком, что и люди: жеста, пластики, линии, цвета, звуков, ритма, то восприятие художественного произведения аналогично общению с другим человеком. Интонация – единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольными жестами.

Музыкальная интонация напрямую связана с пластикой, мимикой и жестом. При помощи жеста можно передать настроение и характер музыки, её отдельные выразительные средства. Самое главное, она позволяет проследить развитие музыкального образа в целом. В пластическом моделировании наглядно проявляется индивидуальный творческий процесс, характер восприятия.

Пластическое моделирование – выражение музыки в жесте.

Педагогическому моделированию педагогикой искусства в настоящее время отводится значительное место.

Приёмы.

Описание.

СВОБОДНОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ.

С первых занятий ребята учатся откликаться на дирижерские жесты музыкального руководителя при разучивании песен.

Предлагая детям представить себя в роли дирижера, рекомендуйте дирижировать им сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке – передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра и т. п.

(Музыкальные игры «Колесо» в средней и старшей группе, «Дирижёр» в подготовительной). По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам – солистам вполне по силам управлять исполнением небольшим пьес или песен. На занятиях коллективному дирижированию небольшими инструментальными пьесами, типа «Сладкая грёза» П. И. Чайковского, «Вальс – Шутка» Д. Шостаковича. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть по настоящему свободным и передавать в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации и т. д.

ИМИТАЦИЯ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Выразительными движениями дети могут сопровождать звучания пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких – либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Пойду ль, выйду ль я», «Калинка» в исполнение оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующих игру на балалайке, баяне, гуслях. Имитирование движений рук со смычком скрипки, виолончели, передает выразительность звучания пьесы «Старинная французская песня» из Детского альбома П. И. Чайковского, пьесы «Лебедь» из «Карнавала Животных» К. Сен – Санса и т. д.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Интонационно – образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.

Волнообразными движениями рук дети могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. А. Римского – Корсакова), покачивание рук с воображаемыми бабочками под «Натали – вальс» П. И. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Этюд «Богатыри» разыгрывается с детьми под музыку А. Пахмутовой «Богатырская сила» и «Богатырская симфония» (1 ч.) А. П. Бородина, этюд «Гусары» под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, а этюд «Конница» под музыку «Кавалерийской» Д. Б. Кабалевского, «Смелого наездника» Р. Шумана.

Этюд «Цирковые лошадки» – под «Галоп» И. О Дунаевского. Создать пластический образ разнохарактерной Бабы Яги под музыку «Баба Яга» П. И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН

Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, так же может иметь место на занятиях музыкой. Это, например, такие народные песни, как «Как пошли наши подружки», «Как у наших у ворот», «Аннушка», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько» и многие другие. Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных воспитанников, и целой группы.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

Исполнение музыки танцевального характера способствует освоению танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в минуэте, по подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного – в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса и т. д.

Например, исполнение двухчастной композиции в русской народной песне – пляске «Калинка» основано на контрасте её частей: в лирическом запеве дети исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо – налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку и т. п. Звучание припева рекомендуется сопровождать звучанием народных инструментов – ложек, бубнов.

Методы пластического моделирования включают:

  • Игры «Зеркало» и «Эхо»;
  • Звукоподражание;
  • Пластическое рисование музыки;
  • Моделирование жестами ритмической выразительности музыки;
  • Ритмизацию поэтических текстов;
  • «танец сидя» (Т. Боровик);
  • Участие в пластической импровизации музыкального руководителя;
  • Самостоятельную пластическую импровизацию (свободные движения, передающие индивидуальное слышание художественного образа)

В настоящее время пластическое моделирование трактуется, как один из видов художественного исполнения музыки, наряду с пением и инструментальным музицированием.

Музыка и движение становятся неотъемлемой частью занятия лишь в том случае, когда, давая выход двигательной активности детей в свободном дирижировании, пластическому интонированию музыки, музыкальный руководитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия, развития слушательской культуры воспитанников, их воображения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и даже создавать пластические образы.

Пластическое моделирование является уникальным видом музыкально – познавательной деятельности, в котором интенсивно развивается и складывается вся система музыкальных способностей ребенка и, прежде всего, чувства ритма и сопутствует идеями личностно – ориентированного, гуманистического подходов, современным целям художественного воспитания.

Любое обучение заканчивается обобщением знаний в понятиях. Игра понятиями или интеллектуальная игра для детей дошкольного возраста еще недоступна в силу особенностей развития психики. Следовательно, возможна игра на основе образов, т.к. по мнению психолога Д. Брунера «основным орудием «думания» у детей служат образы и манипулирование ими». Поэтому понятийный материал, предназначенный для усвоения, должен быть организован так, чтобы дети могли устанавливать связь между видимым, слышимым, телесно ощущаемым и словом (музыкальным понятием).

Последовательность формирования музыкально – теоретического знания можно определить, как первоначальное связывание звука с моторно – двигательным ощущением, затем с образом и через образ – с понятием.

В моделировании есть простота и возможности для комбинаторики, которые позволяют играть с изучаемым материалом. Очень важно, чтобы модель, предложенная педагогом, была интересна детям настолько, чтобы увлекать их. Изменение, приспособление, трансформация, вариации, добавления являются главными принципами работы над материалом.

Главным признаком графического моделирования является его открытость для дальнейших трансформаций и переиначивания, импровизации.

Способы, которые возможно использовать для графического моделирования:

  1. Моделирование темпа – частота символов обозначает скорость движения.
  2. Моделирование метра – использование «ритмичных» рисунков, в данном случае есть необходимая ступень на пути формирования у детей: от конкретного к абстрактному.
  3. Моделирование ритма – знаки и фиксация ритмов могут быть разными. Интересным способом моделирования ритма является моделирование его на пальцах: один палец – четвертная нота, две – восьмая и т. д. С помощью такой ритмической азбуки можно организовать игру – прохлопать задаваемый педагогом ритм.
  4. Моделирование динамики – использование различных рисунков для различения контраста, или различных переходов переменной динамики.
  5. Моделирование фактуры – использование условной символической записи, карточек с рисунками.
  6. Моделирование музыкальной формы – использование геометрической записи для обозначения разделов формы – схематичная партитура.
  7. Так же детям можно предложить изобразить музыку с помощью непрерывной линии – звуковысотное моделирование. Во время звучания музыки ребёнок, не отрывая руку от бумаги или другой пишущей поверхности, пытается исходя из своих слуховых ощущений изобразить схему музыки. Очень хорошо на ранних этапах использовать яркие и контрастные произведения, чтобы ребенку было легче («В пещере горного короля» Э. Грига), потом идти от простого к более сложному, переменчивому, абстрактному.

Тематическое занятие может быть построено и по – другому, но важно определить, что является общим для разных видов деятельности. Это художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в рисунке, музыке, поэтическом слове, театрализованном действии. Это ритм, присущий музыке и поэзии, но отчетливо выступающий и в рисунке, особенно декоративном. Можно говорить о ритме в детской драматизации.

Рассмотрим содержание одного из таких комплексных занятий. Основное задание – познакомить с формой в музыкальном и других видах искусства. Художественный образ, к которому приобщают детей на этом занятии, – золотисто – желтый, яркий подсолнух.

Выразительно исполняют стихи Л. Некрасовой «Подсолнух»:

Я на солнце смотрю

И ему говорю:

«На меня ты смотришь тоже,

Друг на друга мы похожи.

Ты, подсолнух – дружок,

Становись скорей в кружок».

В беседе выясняется, что растение подсолнух все время поворачивает головку к солнцу, вот почему его так называют. Утром он просыпается, днем – выпрямляется, тянется к солнцу, следит за ним, вечером опускает головку – засыпает.

Затем слушаем пьесу Т. Ломовой.

Что можно сказать об этом пьесе? Дети говорят –нежная, тихая, плавная музыка… Все ли время она одинаковая, отличаются ли её части друг от друга? Да, средняя часть оживленнее, веселее: «Это взошло солнце – подсолнух головку поднял». Так дети воспринимают трехчастную форму произведения в связи с развитием музыкального образа и под впечатлением от прослушанных стихов.

После этого детям предлагается прослушать произведение еще раз и попробовать создать музыкально – художественный образ в цвете, его форму – цветовое моделирование. С его помощью можно научиться создавать образ, опираясь на ассоциативное мышление, ощутить гармонию окружающего мира, все его краски и звуки посредством музыкальных звуков. Понятие «ассоциация» встречается в психологии памяти, воображения, мышления и объединяет все психические познавательные процессы в единый комплекс. Это означает, что ассоциативность, как связь между предметами и действиями, символами и ощущениями, которые сопровождают эти предметы, является характерной чертой психики человека. Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия музыки в старшем дошкольном возрасте основано на следующих возрастных особенностях:

  • Ассоциативное мышление преобладает в старшем дошкольном возрасте;
  • Полноценное восприятие музыки требует работы ассоциативной, двигательной, слуховой и логической памяти;
  • Процесс восприятия музыки предполагает работу интуитивного, логического, практического, теоретического и образного, ассоциативного мышления;
  • Взаимосвязь органов чувств в процессе восприятия стимулирует работу воображения;
  • Процесс восприятия музыки стимулирует работу головного мозга, которая кодирует информацию в речи, поэтому слушание музыки, её восприятие развивает навык построения ассоциативных логических цепочек.

Слово и краски окружающего мира – та самая дверь, через которую можно войти в яркий неповторимый мир. Таким образом, отталкиваясь от понятий: образ, слово, цвет, звук, смешиваем их, как художник, и получаем что – то совершенно новое.

Кратко цветовое моделирование можно охарактеризовать, как «музыка, услышанная в цвете». Здесь учитываются и используются многие понятия, на которых строится программа по музыкальному воспитанию. Здесь и то, о чем говорит музыка, и её форма, развитие, интонация, многое другое: стихии природы, характер музыки, как более глубокое понятие: вся вселенная, чувства, мироздание, эмоции и переживания ребенка, его сиюминутное настроение, характер, темперамент, и часто бывает, сопутствующие им проблемы в виде психологических зажимов, неумению или нежеланию раскрываться эмоционально. Техники рисования акварелью просты, но точны в передаче характера и настроения.

Овладеть всего несколькими приёмами не составляет труда. Так, например: модуляция в музыке «мажор – минор» можно отметить красками на мокрой бумаге, предварительно смочив её кистью с водой. Прослушиванием музыки снимаем стрессы, напряжение, страхи (кляксография – наложение бумаги на бумагу с рисунком). Техника «наплыва» – настроение, услышанное в музыке. Создание музыкально – художественного образа может быть не только сюжетным или фрактальным рисунком, совсем не обязательно.

Бессюжетное (на уровне цветовых пятен) – куда более интереснее и для ребенка, и для педагога в оценке детского восприятия. Бессюжетное рисование приближается к направлению в искусстве «импрессионизм». Этакий детский импрессионизм. Такие занятия пробуждают интерес к творчеству. Широки возможности: различные приёмы значительно упростят общение, обучение и развитие, превратят занятие в творческий процесс.

Сочетания звуков определяются на цвет и можно с точностью сказать, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки и каждый человек слышит цвет музыки по – своему. Наиболее важные переживания и мысли ребёнка, прежде всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребёнке говорящих. Эмоционально – образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности.

Медицинские исследования говорят о том, что в последнее время увеличился рост психических расстройств, тревожности и неоправданной агрессивности, психосоматических заболеваний у детей. Отсутствие или недостаток эмоционального тепла и комфорта в семье. Именно музыка и цветомузыкальное самовыражение ребёнка наиболее перспективное средство (форма), как в развитии интеллекта, так и ассоциативного мышления ребенка, которое будет способствовать осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат на времени и сил, позволят сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих, или, что ещё хуже, внутрь себя.

Итак: звучание мажора – от красного до желтого, минора – от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или «согреет».

«Холодные» тона соответствуют минору – музыка печальная, тихая, грустная.

«Тёплые» тона соответствуют мажору – музыка весёлого характера, яркая, праздничная.

Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг друга. Результат может получиться совершенно неожиданным: минор получится розовым, или малиновым и т. п. Каждый ребёнок «видит» музыку индивидуально, так же как слышит или думает.

Если проанализировать детские работы можно заметить, что они представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение, которые представлены доминирующими цветосочетаниями различных цветов и оттенков, специфическими для каждого отдельного музыкального произведения. В следствие работы с цветом можно наблюдать развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком и движением. А также – передача звука в цвете, выделения звука из общей цветовой гаммы. Создание цветовых композиций бессюжетным рисованием по прослушанному музыкальному материалу – это поиск новых цветовых решений, попытка обогатить палитру звучания, восприятие цвета эмоционально, использование его, как средство выражения чувств и переживаний.

Слышание в музыке и выражение некоторых цветов создают перцептивный образ. Создающийся в результате восприятия – это один из разновидностей чувственного образа. Построение изображения в передаче через цвет является его формированием.

Например: преобладание зелёного цвета является показателем комфорта, гармонии, выздоровления, зелёный – это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему. Если ребёнок чаще всего использует его в своих работах – замечательный показатель.

Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им видят музыку «крепыши», медлительные и спокойные дети. Часто дети используют фиолетовый цвет – он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии фиолетовый цвет иногда считают «гармонией противоречия». Ещё можно сделать вывод из наблюдений – фиолетовым слышат музыку коррекционные дети.

Коричневый цвет – цвет комфорта и плотских удовольствий (вопреки тому, как положено считать, что темные цвета выражают стресс и подавляемые тревоги), живое чувственное восприятие. Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.

Чёрный цвет – цвет отказа и отрицания, цвет протеста и депрессии, цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно.

Красный цвет – цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг. Цвет импульсивности – стремления добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в передаче цветомузыкального образа.

Желтый цвет – цвет оптимизма и веселости, он создает ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, «избавлению от оков». Жёлтый – это цвет изменений, разрядки, нахождение в рисунке рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавится от довлеющего напряжения, надежда на счастье и ожидание его.

Белый цвет – чистота, доброта и любовь, свет – это все главное, поэтому это последние штрихи, наносимые в работе.

Очень хорошо слышатся детьми такие композиторы, как В. А. Моцарт, И. С. Бах, П. И. Чайковский и А. Вивальди. Чудные по звучанию возникают на бумаге образы и оттенки.

Осязательно – фактурное моделирование – проводится с небольшими группами детей – осознание музыки посредством закрепления слуховых ощущений тактильными.

Основным источником музыкального мышления являются ощущения, которые возникают, как отражение свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на органы чувств. Взаимодействие человека с музыкой происходит через слуховые, зрительные и осязательные ощущения. С помощью слуха в сознании отражается целый комплекс ощущений. Сюда входят такие свойства звука, как высота, тембр, громкость и т. д. Зрительные ощущения образуются при взгляде на визуальный облик музыки, зафиксированный в нотном тексте.

Осязательные ощущения связаны с извлечением музыкального звука, когда прикосновением к клавише или струне, напряжением губ при исполнении музыки устанавливается непосредственный контакт со звуковым материалом. К этим ощущением можно так же отнести и физическое соприкосновение с акустической вибрацией самого звукового потока, т. к. резонансные свойства окружающего пространства позволяют музыке особым образом – когда колебания воздушных масс воспринимаются не посредством слуха, а самим телом, – воздействовать на ребенка, вызывая душевное волнение, трепет. Так же касаясь поверхности ткани, разнообразного вида и текстуры, ребёнок испытывает множественные ощущения посредством тактильного контакта. Слушая определенную по характеру музыку и касаясь ткани (колючей, мягкой, скользкой, шуршащей и т. д.) ребёнок лучше понимает и запоминает задумку автора.

Мышление в определенном смысле противоположно чувствам, как рациональное и эмоциональное. Оно оперирует логическими внечувственными абстракциями, которые имеют определенную связь с чувственным предметным миром. Особенность музыкального мышления заключается в том, что чувственно воспринимаемым миром здесь являются сами чувства, выражаемые через интонационные сопряжения. Следовательно, в перцептивном образе эмоциональный и рациональный ряды сливаются в целостный феномен, названный В. П. Бобровским «эмоцией – мыслью» Это означает, что музыкальное мышление оперирует как информационными единицами не только материальными, но и духовными сущностями, составляющими неотъемлемую часть информационного содержания музыки.

Музыкальное мышление, как и мышление вообще, не гарантирует стопроцентную идентичность отражаемой действительности мысленным представлениям. Особенности перцептивного образа обусловлены структурой индивидуального сознания, формируемого социальным, культурным опытом и индивидуальными качествами ребёнка. Уникальность этого образа состоит не только в совокупности личных ощущений, но и в смысловой интерпретации, которая благодаря работе мышления становится неотъемлемой частью целостности данного образа.

Целенаправленное планирование музыкального воспитания детей с учетом их возраста и достигнутых успехов – действенный метод совершенствования развития детей средствами музыки.

Литература

  1. Баренбойм Л. А. Карл Орф и институт его имени. – В кн.: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978, с. 29
  2. Бобровский В. П. Тематизм, как фактор музыкального мышления. М., 1989. Вып. 1 стр. 9
  3. Браэм Г. Психология цвета. 2009. , стр. 26
  4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.
  5. М.: Просвещение, 1981., стр.37
  6. Гиппенрейтор Ю. Б. Психология памяти. Учебное пособие для вуза. 1996. , стр. 52Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – В кн.:
  7. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  8. Полозов С.П. Компьютерные технологии в формировании начальных пространственно – временных музыкальных представлений. «Прометей» – 2000 (о судьбе светомузыки на рубеже веков)., Казань. 2000.
  9. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с.51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

Использование моделирования в развитии математических представлений у старших дошкольников.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)  В ...

Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"

Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"...

Конспект разлечения по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для старших дошкольников на тему: "Международный день музыки"

laquo;Международный день музыки» – праздник, который отмечается во всём мире 1 октября. Не прошёл этот праздник и мимо нашего детского сада. Утром в детский сад пришло письмо от Феи ...

методическая разработка "Метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности старших дошкольников"

данная работа поможет музыкальным руководителям применять различные приемы в организации музыкально - ритмической деятельности. ...