Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-дидактических играх и игровых упражнениях
консультация по музыке (старшая группа)

Суслонова Виктория Витальевна

В статье описаны музыкально-дидактические игры и способы их реализации для благоприятного развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

Статья на тему:

Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-дидактических играх и игровых упражнениях

Автор: Суслонова В. В.

г. Сыктывкар 2024 г.

Самый любимый детьми вид музыкальной деятельности - пение. Благодаря слову он наиболее доступен и понятен детям по содержанию. Дошкольник получает удовольствие от самого процесса пения, как части игровой деятельности. Для него не важна связь исполнителя и слушателя. Пение для ребенка – это еще одна возможность для самовыражения.

Предлагаемое обучение в игровой форме не теряет своей актуальности, потому как делает процесс формирования певческих умений интересным и доступным детям с разными образовательными возможностями. Необходимо отметить полифункциональный характер музыкально-дидактической игры, одновременно являющейся:

-игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление, систематизацию знаний;

-игровой формой обучения;

-самостоятельной игровой деятельностью;

-средством музыкального общения и развития ребенка.

Применение музыкально-дидактических игр, игровых упражнениях позволяет успешно решить задачи развития у воспитанников:

 музыкального слуха;

 певческих умений;

 желания петь;

 самостоятельной музыкально - игровой деятельности.

Обучение состоит из трех взаимодополняющих и взаимопроникающих блоков:

1. Играем в музыкально-дидактические игры.

2. Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений.

3. Активизируем проявления певческих умений детей.

Наименование

блока

Педагоги,

реализующие

технологию

Место

реализации

Место

образовательной

деятельности в

режиме дня

Играем в

музыкально-

дидактические

игры.

музыкальный

руководитель,

воспитатель

музыкальный

зал, групповое

помещение

Музыкальное занятие,

совместная с педагогом

деятельность,

самостоятельная

детская

деятельность.

Развиваем

певческие умения

детей в игровых

упражнениях

музыкальный

руководитель

музыкальный зал

Музыкальное

занятие,

совместная с

педагогом

деятельность

Активизируем

проявления

певческих умений

детей

музыкальный

руководитель,

воспитатель

Музыкальный зал, групповое

помещение

Музыкальное занятие,

совместная с педагогом

деятельность,

самостоятельная

детская деятельность.

Для определения места образовательной деятельности с детьми вне занятий музыкальный руководитель составляет циклограмму на неделю.

Содержание циклограммы является результатом совмещения расписания образовательной деятельности учреждения на неделю и отрезков времени, отведенных для совместной с педагогом деятельности в режиме дня.

Необходимую для образовательного процесса музыкально-обогащенную среду формируют все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители воспитанников. В старшем дошкольном возрасте дети с желанием принимают участие в изготовлении игр в совместной с педагогом деятельности.

Работа с детьми по трем блокам проходит одновременно, с соблюдением последовательности: осваиваем – закрепляем – активизируем умения. Обязательным условием успешного формирования певческих умений является сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями.

Воспитатель использует музыкально-дидактические игры в организации совместной деятельности воспитанников, создает условия для включения их в самостоятельную детскую деятельность.

Музыкально – дидактические игры обогащают музыкально-слуховые представления детей. Играют с детьми, в объеме решаемых ими задач, и музыкальный руководитель и воспитатель.

Используем игры:

на развитие чувства ритма: «Веселые матрешки», «Определи по

ритму», «Прогулка» и другие.

Пример игры: «Восстанови ритмический рисунок»

Игровой материал:

Карточки со знакомым детям ритмическим рисунком (приложение 1).

Карточки состоят из двух частей, соединяющихся подобно пазлам. На одной нанесен ритмический рисунок, отдельные детали которого закрыты снежинкой (листиком, кляксой, изображением другого предмета), на другой – картинка в соответствии с содержанием песенки.

Игровое задание: Помоги восстановить ритмический рисунок на карточке.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку восстановить ритмический рисунок на

карточке. Дает подсказку: подбери к карточке вторую часть (пазл) с картинкой – узнаешь, какая песенка записана. Ребенок, пропевая музыкальную фразу, одновременно прохлопывает ритмический рисунок. Заполняет место закрытое снежинкой изображениями необходимых звуков. Выполняет самопроверку.

Рекомендации к игре: Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. При необходимости используются разноуровневые задания.

Сложность задания определяется количеством скрытых деталей ритмического рисунка. Игра доступна для использования воспитателями в группе, детьми в самостоятельной деятельности.

«Ритмические загадки»

Оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран, файлы с графическими изображениями

Игровое задание: по ритмическому рисунку назови песню.

Ход игры: На экране появляются ритмические фигуры к знакомым детям песням "Елочка", "Дед Мороз и дети"

Музыкальный руководитель: посмотрите, полетели снежинки. (на экране ритмический рисунок песни). Они принесли для вас загадку. В ней спряталась песня. Дайте правильный ответ.

Рекомендации к игре: детям разрешается, при необходимости, негромко, не мешая другим, прохлопать ритмический рисунок.

игры для развития звуковысотного слуха: «Ступеньки», «Три поросенка» и подобные.

Пример игры: «Семья лягушек»

Игровой материал: Мольберт, изображения персонажей сказки, металлофон.

Игровое задание:

Послушай и ответь: «Чей прозвучал голос?»

Ход игры: Педагог рассказывает детям сказку.

На болоте жила семья лягушек: Лягушка – мама, лягушка – папа, и маленький лягушонок. Появление каждого персонажа сопровождается звуком металлофона - голосом персонажа.

Вопросы детям: Послушай и ответь: «Кто позвал лягушонка обедать?» «Кто позвал лягушонка играть в футбол?» «Кто захотел послушать сказку?»

Рекомендации к игре: Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. При повторном использовании игра усложняется введением новых персонажей. Сложность задания определяется количеством персонажей. Игра доступна для использования воспитателями в группе, детьми в самостоятельной деятельности.

игры для развития тембрового слуха: «Догадайся, кто поет?»,

«Слушаем внимательно» и другие. Можно видоизменить игру «Семья лягушек» добавив другие музыкальные инструменты. «Угадай что звучит!»(один из вариантов)

Материалы и оборудование: музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, стол, ширма, мольберт.

Ход игры:

Музыкальный руководитель: Русская зима – хозяйка зимнего леса, передала для вас подарки. А какие - угадайте! Дети определяют на слух что звучит, находят на столе карточку с изображением инструмента, располагают на мольберте.

Рекомендации к игре: для того , чтобы у детей не пропадал интерес к игре сюжет следует менять, привязывая его к содержанию сказки, времени года, тексту песни. Певческие умения детей успешно развиваются в процессе игровых упражнений. Эту работу проводит музыкальный руководитель во время основной части музыкального занятия. Работа по развитию певческих умений вносится и в процесс разучивания предусмотренных образовательной программой песен, например русской народной колыбельной «Котенька-коток».

Используем игровые певческие упражнения: для развития чистоты интонирования «Пение про себя», «Песенки-упражнения» (например «Дятел» Н. Леви), «Телеграмма» и подобные.

Для развития певческого дыхания «Понюхаем-подуем», «Пение по

музыкальным фразам («цепочкой») и др.

Пример упражнения: Упражнение «Ветер»

Оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран, файлы с графическими изображениями

Ход игры:

Музыкальный руководитель: слышите в верхушках елей зашумел ветер. Каким он может быть? (предполагаемые ответы детей: легкий, тихий, теплый, холодный, шумный, сильный). Сейчас мы с вами сами превратимся в ветер и своим голосом будем рисовать разные образы ветра. (с опорой на графические символы дети поют слова «Дует, дует ветер»)

В образовательной деятельности важна мотивация к деятельности по

закреплению певческих умений при помощи игровых приемов (музыкальное приветствие (вопрос, задание); музыкальные загадки, считалки, сюрпризные моменты, использование элементов костюмов персонажей, загадок, видеоряда), направленные на закрепление певческих умений. Воспитателю, с помощью музыкального руководителя, по силам создать условия для самостоятельной игровой деятельности воспитанников в группе, на прогулке.

Примеры игр для активизации проявления певческих умений детей на музыкальном занятии:

 «Загадки»:

Они необычные, поэтому их нужно не только разгадать, но и допеть,

сымпровизировав свой вариант завершения мелодии. Можно использовать любые простые тексты загадок разной тематики. Начало исполняет педагог, а кто-либо из детей поет окончание. Тексты можно использовать в качестве считалок. В этом случае допеть мелодию должен тот, на ком закончился счет.

«Собрали мы букет»: Педагог и дети исполняют песню «Собрали мы букет», музыка и слова С. Беляева.

Собрали мы букет.

Что в нем - дадим ответ.

Что это? Лютик.

А вот это? Кашка.

Обращаясь с вопросом ко всем детям или отдельному ребенку, педагог показывает картинку с изображением какого-либо цветка. Можно использовать любое количество таких картинок. Свои ответы дети должны исполнить на звуках, спетых педагогом.

«Магазин игрушек»: Среди участников выбирается продавец и первый покупатель. Остальные дети куклы. Продавец предлагает покупателю купить, а продавец предлагает послушать, что каждая кукла может спеть. Дети, изображающие кукол, пропевают свое имя или какие-нибудь слова.

«Живые ритмические формулы»

Первый вариант.

Педагог предлагает детям встать так, чтобы получилась ритмическая формула. Желающие выходят на середину и становятся на некотором расстоянии друг от друга. Дети, которые хотят показать долгий звук, принимают какую-либо позу, дети, изображающие короткие звуки.

Второй вариант.

Выбирают водящего. Остальные дети, выбрав карточку с ритмической формулой «оживляют» ее. Водящий должен отгадать песню и спеть ее.

Распевка «Горошина»

Используется видеозапись, иллюстрирующая текст распевки. Видеозапись демонстрируется на проекционном экране, включает в себя несколько вариантов распевки.

Дети стоят перед экраном. Воспитатель находится позади детей. Создаются условия для самостоятельной детской деятельности.

В результате обучения наблюдается положительная динамика в развитии певческих умений детей. Развивается музыкальный слух, игры переходят в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Используемая литература:

1 Арсенина, Е.Н. Музыкальные занятия. Старшая группа/ Е.Н. Арсенина – Волгоград: Учитель, 2013.

2 Арсенина, Е.Н. Музыкальные занятия. Подготовительная группа/ Е.Н. Арсенина – Волгоград: Учитель, 2013.

3 Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. —— М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.

4 Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ М.Б. Зацепина – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5 Зацепина, М.Б., Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6 Зацепина М.Б., Праздники и развлечения в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7 Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников/ Н.Г. Кононова — М., 1982.

8 Коренблит, С.С. Растем и поём, или обучающие песенки для дошкольников: нотный сборник (часть парциальной программы «Веселый день дошкольника» (ВеДеДо))/ С.С. Коренблит, Н.В. Иванова. – Ростов н/Д:

Феникс, 2016.

9 Костина, Э.П. Музыкально – дидактические игры: метод. Пособие/ Э.П. Костина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

10 Мерзлякова, С.И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса/ С.И. Мерзлякова – М.: ТЦ Сфера, 2017;

11 Мерзлякова, С.И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса/ С.И. Мерзлякова – М.: ТЦ Сфера, 2017;

12 Никитина, Е.А. Музыкальные игры для детей 5 – 7 лет. С нотным

приложением/ Е.А. Никитина – М.: ТЦ Сфера, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...