Влияние музыки на речевое развитие дошкольников
материал по музыке

Роль музыки во всестореннем развитии детей, речевое развитие посредством музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_rechevoe_razvitie_doshkolnika.docx19.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мы живем в мире музыки, только иной раз не замечаем этого и не замечаем её положительного влияния на развитие детей.

Еще в утробе матери малыш начинает слышать звуки, интонации голоса, птичье пение во время прогулки, звуки животного мира. Конечно, он ещё не воспринимает текст, но он «слышит» и различает звуки.

Всё это в дальнейшем учит его выражать свои эмоции. Привыкая к разнообразию, мелодичности звуков, малыш начинает сам их издавать. Если звуки вокруг него резкие, громкие, то и сам малыш научится произносить их в том же духе. Ну, а если он окружен спокойствием, заботой, красивыми мелодиями и малыш начинает проявлять такие же эмоции.


Многочисленные научные исследования показали, что музыка способствует всестороннему
развитию дошкольников.

Как же музыка влияет на развитие речи дошкольников? Во время пения у малышей тренируется речевой аппарат, и улучшаются артикулярные навыки. Кроме того, прослушивание мелодий даёт и другие положительные эффекты:

  • регулярное прослушивание песен и мелодий развивает у детей пространственное восприятие, что положительно сказывается на различных навыках. Например, помогает лучше понимать математику;
  • улучшение памяти. Ребёнок запоминает не только слова из песни, но и мелодию, причём происходит это произвольно;
  • развитие творческих способностей. Во время прослушивания музыки у малышей подключается воображение, которое рисует образы героев. Порой малыши представляют себя на месте героев песни, что позволяет им мысленно путешествовать по разным странам и даже мирам;
  • музыка помогает контролировать эмоции. Активные и легковозбудимые дети расслабляются, слушая спокойную музыку. В свою очередь весёлая и задорная песня помогает взбодрить пассивного ребёнка.

Но не стоит думать, что малышам можно включать любую музыку. Нет! Эксперименты со стилями не дадут никакой пользы и могут навредить ребёнку. Также не стоит давать слушать детям шумную музыку. Дети не любят хаотичные звуки, агрессивные мелодии и полный хаос.

Не стоит часто слушать слишком грустные мелодии и затянутые композиции. Спокойная и лёгкая музыка, конечно, благоприятно влияет на ребёнка, но лишь в том случае, если её слушать в меру – примерно 20 минут в день. Не ставьте на целый день лирические песни, которые нагоняют тоску. Возможно, такие композиции нравятся вам, но детям нужная более бодрящая музыка.

Учёные смогли прийти к следующим выводам:

  • репертуар должен быть разнообразным. Ребёнку можно включать детские, джазовые композиции, народные песни. Широкий репертуар всесторонне развивает малышей и помогает им раскрыть самые различные таланты;
  • сеансы музыкотерапии стоит проводить 2-3 раза в день. Их продолжительность должна составлять 20-30 минут, но не более. Однако если малыш предрасположен к музыке, то можно увеличить время сеансов;
  • лёгкую, расслабляющую музыку лучше включать после приёма пищи, а вот динамичные мелодии – до кормления;
  • не включайте музыку на всю громкость, так как это сильно раздражает ребёнка. Достаточно того, чтобы её громкость была как у обычной разговорной речи; давайте слушать детям классическую музыку. Это одно из главных правил музыкотерапии. Подобные композиции улучшают работу головного мозга, укрепляют память и имеют ряд других преимуществ.

А влияют ли на ребёнка детские песни? Или они просто поднимают настроение?

Этим вопросом задаются многие родители. На самом деле песни, которые написаны специально для юных меломанов, оказывают большую роль на становление личности ребёнка. Как правило, добрые и незамысловатые мелодии с простым и запоминающимся текстом дают следующий эффект:

  • улучшают память;
  • тренируют речевой аппарат;
  • развивают мышление и воображение.

Слушая детские песенки, малыш включает фантазию и создаёт в своей голове различные образы. Также большой интерес у детей вызывают музыкальные сказки. Они не только развивают память и речь, но и воспитывают смелость, уважение и другие положительные качества.

Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков.

Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив - выразительная частица мелодии, фразам - мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции.

Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например: «Петушок», «Ладушки», «Вышла курочка», « Водичка-водичка» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов.

Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией.

Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь.

Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста.

Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки.

Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным. Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно. Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественноэстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие»

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Как мы видим, музыка способствует гармоничному развитию детей, помогает ребёнку проявить свои творческие способности и раскрывает их таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на речевое развитие детей

Музыка и речь - наиболее важные формы человеческого общения. Музыка благоприятно воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует коррекции коммуникативных, речевых нарушений....

Влияние музыки на речевое развитие детей

Выступление на педагогическом совете...

"Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста" (консультация для воспитателей)

практический материал музыкальных игр и упражнений  для использования воспитателями и родителями при работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на речевое развитие дошкольников"

Влияние различных видов музыкальной деятельности на речевое развитие дошкольников...

статья тема: "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, ...

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

музыкальное воздействие на речевое развитие детей...