Тема: «Времена года»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ "Детский сад 52"Аленький цветочек " города Смоленска 

 

 

 

 

 

Музыка в красках

П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник»

Цикл «Времена года»

Старший дошкольный возраст

 

 

 

 

 

                                                               Воспитатель: Титова О.И.

 

 

                                                     Смоленск, 2024

                                                              

Цель: обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки П. И. Чайковского.

 

1. Обучающие задачи:

-учить детей самостоятельно высказываться о содержании музыкального произведения;

-учить различать изобразительные свойства музыки.

 

 

2. Развивающие задачи:

-развивать творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством поэтического слова и рисунка;

-развивать способность использования цвета как средства передачи настроения музыки.

 

 

3. Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей чувство прекрасного;

-воспитывать культуру слушания музыки

 

Предварительная работа:

-стихотворения для заучивания: Т. Коломиец «Подснежник»,

Т. Белозеров «Снегурочкины слезы»;

- попевка «Подснежник» Л. Гавришева;

-песня «Подснежник» муз. и сл. Н. Елисеевой.

 

Музыкальный материал:

П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» (цикл «Времена года»)

 

Оборудование:

Портрет композитора, картинки весны-слайды, музыкальная палитра, атрибуты для пластической импровизации (платочки, ленточки, цветы),листы бумаги, акварельные краски, кисточки.

 

                                          

   Ход занятия

 

Музыкальный руководитель: наступило чудесное время года…

Дети: весна.

Музыкальный руководитель: мы наблюдаем в природе весеннее волшебство…

                                            (показ слайдов)

Музыкальный руководитель: я расскажу вам сказку об удивительном явлении весны -  первых весенних цветах – подснежниках.

                                                  Сказка

Жили - были в глухом лесу Зима и ее дочка Снегурочка. Все звери с нетерпением ждали прихода Весны. И однажды пришла Весна и крикнула Солнышку:  «Солнышко! Грей сильнее, горячее!» Солнышко пригрело и снег стал быстро таять. Обиделась зима, вышла на полянку, залитую ярким солнечным светом и тут же растаяла. Заплакала Снегурочка и тоже растаяла. А там, где упали Снегурочкины слезы выросли первые весенние цветы- подснежники.

 

Музыкальный руководитель:  а мы знаем попевку «Подснежник»

 

                      Попевка «Подснежник» муз. Л. Гавришевой

 

Музыкальный руководитель: народ придумывает сказки, легенды о цветах.

Одну из таких сказок вы услышали сейчас. Поэты пишут о том, как просыпается природа и появляются первые весенние цветы.

                                       (Дети читают стихи)

 

Голубенький чистый

Подснежник - цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом.

И первые грезы

О счастье ином…

(А. Майков)

 

 

Музыкальный руководитель: почему первые весенние цветы называют – 

Подснежниками?

 Дети: так называют растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега.

Музыкальный руководитель: трогательно после зимней стужи выглядят небольшие голубые или белые цветочки. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Послушаем еще одно стихотворение, где создан чудесный поэтический образ!

                                                (Дети читают стихи)

 

«Снегурочкины слезы»

Плакала Снегурочка, 

Зиму провожая.

Шла за ней печальная

Всем в лесу чужая.

   Там, где шла и плакала

   Трогая березы,

   Выросли подснежники – 

   Снегурочкины слезы.

                     (Т. Белозеров)

 

Музыкальный руководитель: почему именно подснежники автор стихотворения связывает со Снегурочкой, ее слезами?

Дети: цветочки белые, холодные, как капельки; опущенные головки цветов.

                                                (Дети читают стихи)

 

«Подснежник»

В лесу под березой

Подснежник проснулся.

Качнул лепестками,

Вокруг повернулся.

Подснежник, подснежник,

Красив твой наряд,

Подснежника тонкий

В лесу аромат.

Ты в шапочке белой

Сверкаешь росинкой.

Листочек зеленый

Украшен слезинкой.

(Т. Коломиец)

 

Музыкальный руководитель: исполним песню о нежном чудесном цветке.

 

                         «Подснежник» муз. и сл. Н. Елисеева

 

Музыкальный руководитель: красоту родной природы воспевают в своих произведениях поэты; художники создают полотна, где красками изображают неповторимые пейзажи, композиторы сочиняют музыку, где чудесные явления природы передают с помощью звуков музыки.

           (Обращает внимание детей на портрет композитора)

Кто изображен на портрете?

Дети: русский композитор П. И. Чайковский.

Музыкальный руководитель: мы уже знакомы с творчеством композитора. П. И. Чайковский создал цикл музыкальных произведений о разных временах года и каждому месяцу дал название. Сейчас мы послушаем произведение «Подснежник» из цикла «Времена года. Апрель».

 

                    

 

 

 П. И. Чайковский «Подснежник. Апрель»

 

Музыкальный руководитель: о чем рассказала музыка? Какую картинку нарисовали звуки музыки?

Дети: (ответы детей о характере, настроении музыки, особенности ее звучания). Едва слышный перезвон; кивают головками друг другу подснежники – здороваются; капелька упала на лепесток цветка, покатилась и соскользнула на землю; теплый весенний ветерок покачивает стебельки подснежников.

Музыкальный руководитель: пьеса «Подснежник»  построена на вальсообразном ритмевся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. Приглашаю вас танцевать под эту чудесную музыку.

                                  Танцевальная импровизация

 

Музыкальный руководитель: свои чувства, переживания, настроение выразите в красках.

 

                                          Дети рисуют музыку

 

Музыкальный руководитель: что вам понравилось? Что вам запомнилось и показалось наиболее интересным?

                                                (Ответы детей)

Организуем выставку ваших рисунков.

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Коллективно творческие работы на тему «Времена года» выполненные в нетрадиционных техниках рисования и аппликации"

Презентация знакомит с опытом работы воспитателя  д/с № 390  города Волгорада  Богатырёвой М.В.   Создание коллективно творческих работ по теме:" Времена года". В презентации ...

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...

Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...

Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами эксперименти...

Конспект интегрированного занятия по теме «Времена года: зима» для детей 3-4 года

развивать у детей понятийное мышление, умение выделять общее, классифицировать. Развивать мелкую моторику рук. ...