Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла)        

Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Уточнить артикуляцию звука(ч),упражнять в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Познакомить с буквой Ч. Развивать слуховое восприятие.Упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными,упражнять в составлении предложений с заданным словом.Воспитывать  культуру речевого общения.              

Материал: БуквыЧ;А;Е;И;У    картинки со звуком(Ч):Чебурашка,черепаха.девочка,бабочка,кабачок,домик синий,домик красный,кукла картинка.велосипед,лягушка,цветок,матрешка,цыпленок,носок,котенок.               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_bukva_ch.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия. Звук и буква «Ч».

Дети стоят возле панно. На панно 2 домика, возле которых картинки. Около красного, где спрятано буква «Ч» - чебурашка, черепаха, девочка, бабочка, кабачок. Возле синего домика картинки, в названии которых нет звука «Ч».

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком, а с какой вы сейчас отгадаете. Звук, который чаще всего будет встречаться, тот и будет нашим гостем.

Жарче, дырчатая тучка,

Поливай водичкой ручки.

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щечки!

Трем мочалкою коленочки,

Щеточкой трем хорошенечко пяточки,

Ступни и пальчики,

Чисто – чисто моем мальчика!

Ответы детей.

Воспитатель: А что такое звук?

Дети: Звук это то, что мы говорим и слышим.

Воспитатель: А что такое буква?

Дети: Буква это то, что мы пишем.

Воспитатель: А чтобы правильно произнести звук «Ч» давай те сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК

Жил – был веселый язычок.

Жил он в своем домике.

Проснулся утром язычок.

Сделал язычок зарядку:

Почистил зубки,

Побелил потолок,

Подмел пол –

Навел порядок.

Сел у окошка,

Взял чашечку,

Стал чай пить.

Выбежал на улицу искать ребят.

Посмотрел налево,

Посмотрел направо –

Нет ребят.

Обежал кругом (вокруг губ).

Увидел ребят и защелкал от радости.

Наигрался, пришел домой,

Закрыл дверь и лег спать.

Воспитатель: Молодцы! А теперь произнесем звук «Ч». Ротик округлили, язычок к нёбу прижали. Ч-ч-ч.

Чо – чо - чо, чо – чо – чо

У меня болит плечо.

Чу – чу - чу, чу – чу – чу

Раз болит иди к врачу.

Чу – чу- чу, чу – чу – чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча – ча - ча, ча – ча – ча

Буду плакать у врача.

Чи – чи - чи, чи – чи – чи

Помогают нам врачи.

Чу – чу - чу, чу – чу – чу

Коли так, пойду к врачу.

Как вы думаете, какой это звук?

Дети: Согласный, глухой.

Воспитатель: Звук «Ч» всегда мягкий.

А давай те вспомним братцев у других звуков.

Дети встают в круг, у воспитателя мяч. Воспитатель называет твердый звук, бросая мяч, ребенок произносит мягкий звук, бросая мяч. К-к`, в-в`, л-л` и т.д.

Обращаем внимание, что у звука «Ч» нет твердого братца.

Воспитатель: Молодцы! Про звуки мы с вами поговорили, но вот с буквой «Ч» не познакомились. Познакомимся?

Дети: Да.

Воспитатель: Идите сюда.

Дети идут к панно.

Воспитатель: Буква «Ч» хитрая и спряталась в домике, а в каком отгадайте сами. Она когда бежала, растеряла картиночки, в названии которых есть.

Дети отгадывают домик, где спрятана буква «Ч».

Воспитатель: На что похожа буква «Ч»?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте стишок, про букву «Ч»:

        Л - легонько мяч поддела.

        Ч - поймать его хотела.

        Ждет и ждет, устала ждать.

        А мяча все не видать.

А какие вы можете придумать слова со звуком «Ч».

Ответы детей.

Воспитатель просит найти место звука в слове.

Ответы детей.

Воспитатель: А послушайте, что я вам расскажу про звук «Ч».

Звук «Ч» ласковый и всегда мягкий и слова звук «Ч» всегда делает мягкими и ласковыми.

Физ. Минутка.

А чтобы отгадать загадку звука «Ч», мы сейчас пройдем по узенькой дорожке, перепрыгнем через лужу, встретим зайца, увидим медведя и чтобы их не вспугнуть тихонечко подойдем к загадке.

Дети подходят к первому коромыслу.

На коромысле лягушка, цветок, матрешка, цыпленок, носок, котенок.

Задание.

Делаем слова ласковыми.

Лягушка – лягушечка

Цветок – цветочек

Матрешка – матрешечка

Цыпленок – цыпленочек

Носок – носочек

Котенок – котеночек.

Воспитатель просит придумать предложения с каждым из слов.

Ответы детей.

Воспитатель: А на втором коромысле, ребята, буква «Ч» спрятала слово, которое она не может сделать мягким.

Второе коромысло.

Велосипед, цветок, машина, диван.

Дети называют велосипед.

Воспитатель: Молодцы!

А теперь давайте попробуем прочитать слоги с буквой «Ч».

ЧА, ЧЕ, АЧ, ЧИ, ЧУ, УЧ.

Далее делаем схему этих слогов.

А сейчас мы пройдем на свои места и закрасим букву «Ч» в зеленый цвет.

Работа в тетрадях по заданию.

Воспитатель: Так ребята, а сейчас я хочу рассказать вам еще одну сказку про букву «Ч».

Дети подходят к панно.

У воспитателя гласные звуки А, У, Ю, Я и буква «Ч».

Воспитатель: Так ребята, вы помните, что буква «Ч» любит играть в прятки.

Посчитались звуки между собой, кому водить, и выпала водить «Ч».

А и У «Ч» быстро нашла, они прятались за деревьями.

А Ю и Я долго не могла найти, искала за домами, за деревьями, искала до вечера, устала, идет домой огорченная и видит что Ю и Я сидят в доме и пьют чай. С тех пор, «Ч» очень на них обиделась, и никогда не встает с Ю и Я.

Запомните! Слога ЧЯ и ЧЮ нет!

Давайте повторим, все, что сегодня мы запомнили.

Ответы детей.

Воспитатель хватит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».

Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по образовательной области "Художественное творчество" тема "Блины к Масленице"

Знакомить детей с русским народным праздником Масленица.Воспитывать уважительное отношение к русским праздникам....

Конспект совместной деятельности Тема: «Знаток буквы и звука Ш» (подготовительная группа)

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и предложениях.Задачи:1. Образовательная:-учить детей составлять предложение из 4-5 слов;-совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слова, определять мес...

Конспект совместной деятельности "В стране букв" ( грамота. развитие речи)

ull; Упражнять детей в определении места звука в слове; в подборе слов с определённым звуком; в определении наличии указанного звука в словах; в выборе нужного слова путём исключения признаков, назв...