Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

 

Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги, слова, делить слова на слоги. Развивать навыки звуко–слогового анализа слова.

2. Развивать фонематическое восприятие, слухоречевую память, координацию движений с речью.

3. Воспитывать желание помогать птицам.

 

Оборудование: картинки: машина, лыжи, зимующие птицы; снежинки с буквами; написанные слоги и слова: са он ух ла шум сон; кормушка, семечки, зерно; фишки для звуко – слогового анализа слова «сало».

 

1. Организационный момент. Сообщение темы .

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте пожелаем им здоровья, подарим улыбку и улыбнитесь друг другу.

Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку в зимний лес, но лес тот необычный. В лесу нам потребуются знания о звуках, буквах, словах. Сначала вспомним правила поведения в лесу (Дети называют). Угадайте, на чём мы отправимся в лес: на машине или на лыжах. В этом слове 2 слога. (Дети определяют количество слогов).

 

2. Речевая зарядка.

- А чтобы в пути не замёрзли губы, давайте их разомнём.

   Ма-ма-ма – наступила зима

   Ме-ме-ме – рады мы зиме

   Ду-ду ду в зимний лес иду.

Итак, в путь! (имитация ходьбы на лыжах)

 

3.Чтение букв, слогов, слов.

- Мы на лесной поляне. Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,

                                         Словно белою косынкой повязалася сосна…

                                         Ой, смотрите снегопад, и снежинки к нам летят.

- Ребята, а снежинки не простые, а буквенные. Давайте назовем буквы на снежинках. (Дети называют буквы, написанные на снежинках).

 - Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу. Кто их оставил? (птицы) Значит, чьи это следы? (птичьи) Давайте прочитаем, что они написали? (чтение слогов, слов: СА ОН УХ  ЛА МЫ ШУМ СОН)

 

4. Работа со словами: деление слов на слоги.

-Ребята, посмотрите, что за стол среди берёз под открытым небом, угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (кормушка) А как ещё называют кормушку? (птичья столовая) Встаньте и подойдите к кормушке, насыпьте зерна в кормушку (дети сыплют корм в кормушку). В кормушке зерна есть, а что-то не видно птиц. Давайте их позовём, прохлопаем названия птиц и поможем им найти кормушку. (Дети отгадывают загадки, делят слова на слоги, помещают птиц в кормушку). Сначала позовём птичку-невеличку, которая ножки имеет, ходить не умеет, хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей)

Спинкою зеленовата животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)


Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

 

Северные гости клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки, на головках – хохолки. (свиристель)

- Пока птички клюют, мы с вами поиграем. Давайте отойдем в сторону, чтобы не спугнуть птиц.

 

5. Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

 

Я по улице гулял, (Дети выполняют ходьбу на месте).

 Галок и ворон считал: (Скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения,                                                                                                                                                   обозначающие полет).

Раз, два, три, четыре, пять,

 Буду я считать опять. (Загибают поочередно пальцы рук, начиная с большого, а затем с мизинца).

Рот открыл, смотрю я в небо,(Поднимают голову вверх).

Вправо, влево. Я там не был.(Делают повороты головой).

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.(Часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены).

Крылья вверх и крылья вниз,(Плавно взмахивают руками).

Только слышен ветра свист.(Вращают указательными паль­цами рук, поднятых вверх).

Я подпрыгнул-, чтоб взлететь, (Подпрыгивают).

Но пришлось на землю сесть. (Приседают).

 

6. Выполнение звуко – слогового анализа слова.

- Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, одна птица улетела. Кто улетел? (синица) А почему?! Что же ей не понравилось? Я, кажется, догадалась. У нас в кормушке – семечки, пшено. А синички что любят? (сало)  Давайте угостим синиц салом. Мы выполним  звуко – слоговую схему этого слова. (Дети составляют, проводится индивидуальная работа).

 

7. Итог занятия.

- Ребята, а вы хотите узнать, что птицы думают о вас? (чтение слова «умны»). Наша прогулка по лесу заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Понравилась вам в лесу? Каких птиц вы видели?  Ребята, я довольна вашими знаниями и поведением в лесу. Вы – настоящие друзья природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 429

(МБДОУ № 429)

План работы

по интеллектуально-художественному развитию

с детьми средней группы

                                     Разработчик:

                                                                             старший воспитатель

                                                                                                     Малова Светлана Анатольевна

        

город Нижний Новгород

2011-2012 учебный год

№ п/п

Тема

Задачи

рисование

аппликация

Сентябрь

1.

Диагностические занятия

        Мониторинг  формирования интегративного качества

«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»

2.

Рисуем лето

1.Учить детей рисовать по памяти.

2.Упражнять в передаче наиболее запомнившихся предметов и явлений.

3.Воспитывать желание довести начатое дело до конца.

3.

Осенние цветы

1.Учить детей работать в технике монотипия

2. Учить видеть образ в рисунке, дорисовывать образ

3.Упражнять в выделении цветов осенней палитры из общей цветовой гаммы

4. Развивать внимание

1.Учить вырезать круг из квадрата, надрезать круг по краю, используя технику «бумагопластика»

2.Упражнять в склеивании двух кругов, образуя цветок.

3.Аккуратно приклеивать цветы на стебли в вазе.

4.Воспитывать прилежность.

4.

Осенняя палитра

1.Учить смешивать цвета, получая новые оттенки

2.Познакомить детей с явлением контраста

3.Учить изменять состояние погоды в рисунке (пасмурную в солнечную и т.д.)

4.Учить работать гуашевыми красками в стиле «наложение мазков»

Октябрь

1.

Грибы

1.Учить детей рисовать грибы

2.Упражнять в аккуратном закрашивании грибов

3. Развивать интерес к рисованию

4.Воспитывать желание дорисовывать картинку дополнительными элементами.

1.Учить детей вырезать из прямоугольника полукруг и овал

2.Упражнять в аккуратном намазывании клея, пользуясь салфеткой.

3.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

2.

Дерево

1.Учить рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви

2.Упражнять  в рисовании кистью и гуашью

3.Развивать глазомер, тонкую моторику кисти рук

3.

Осенние листья

1.Учить детей рисовать в стиле «примакивание»

2.Развивать у детей цветовое восприятие, умение сочетать «осенние» цвета.

3.Воспитывать интерес к деятельности

1.Учить детей технике «обрывания»

2.Учить совместной, коллективной работе

3.Развивать умение подбирать цвета

4. Воспитывать желание оказывать помощь партнёрам

4.

Осенний лес

1.Погружать детей в осеннюю цветовую среду

2.Учить отражать  в деятельности эмоциональную атмосферу среды

3.Учить детей осознавать результат своей деятельности

4. Развивать внимание

Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Ноябрь

1.

Овощи на тарелке

1.Учить детей передавать форму огурца и помидора кистью

2.Учить накладывать цвет тампоном

3.Воспитывать аккуратность в работе

1.Учить детей технике «обрывание»

2.Аккуратно наклеивать кусочки бумаги по обведённому контуру

3.Воспитывать взаимопомощь

2.

Какой бывает дождь?

1.Учить детей рисовать восковыми мелками

2.Передавать  идущий дождь (тяжёлый осенний, затянувшийся, моросящий)  

3.Воспитывать умение прочувствовать то, что должен нарисовать

3.

Украсим блюдечко

1.Учить украшать предмет круглой формы растительным орнаментом, используя стиль «примакивание» и рисование ватными палочками

2.Развивать тонкую моторику кисти рук

3. Воспитывать желание выполнить работу красиво.

1.Учить располагать круги и квадраты по кругу

2.Упражнять в составлении узора по желанию детей

3.Воспитывать аккуратность в работе

4.

Рисуем музыку

1.Учить детей внимательно слушать музыку

2. Передавать в рисунке свои впечатления

3.Воспитывать у детей интерес к творчеству

Декабрь

1.

Ель

1.Учить рисовать наклонные линии (ветки)

2.Учить рисовать хвою отрывистыми движениями кисти

3.Воспитывать желание передавать ель более точно

1.Учить срезать углы у прямоугольников, образуя  треугольник

2.Упражнять в надрезании наибольшей стороны треугольника, создавая «лохматость»

3.Воспитывать аккуратность в пользовании клеем

2.

Падает снежок

1.Учить рисованию технике «тычки»

2.Упражнять в дорисовывании картинки небольшими элементами

3.Прививать любовь к художественному творчеству

3.

Новогодние игрушки

1.Учить детей рисовать по замыслу

2.Развивать умение добиваться определённого результата; умение рисовать гуашью и кистью

3.Воспитывать  усидчивость,  аккуратность.

1.Учить делать игрушки из конуса

2. Учить принимать цель, реализовать её

3.Развивать творческое воображение, образное мышление

4.Оформлять игрушки в соответствии с заданием

5. Воспитывать желание сделать приятное близким

4.

Наша нарядная ёлка

1.Продолжать учить детей рисовать ель

2.Развивать у детей цветовое восприятие, умение сочетать цвета

3.Воспитывать у детей терпение (ожидание просушки рисунка)

Январь

1.

Кто пришёл на ёлку?

1.Учить детей передавать впечатления о празднике

2.Побуждать к изображению любимого персонажа.

3. Оформить картинку дополнительными деталями

3.Воспитывать желание довести начатое дело до конца

1.Закреплять умение вырезать круг, треугольник и овал, передавать образ персонажа

2.Аккуратно наклеивать детали, используя салфетку

3.Развивать тонкую моторику кисти рук

2.

Зима

1.Учить отражать в рисунке русскую природу в зимнее время

2.Самостоятельно выбирать и использовать средства выразительности

3.Воспитывать желание передавать настроение зимнего дня

Февраль

1.

Зимний вечер

1.Продолжать отражать природу в зимнее время года

2.Обратить внимание на красоту природы зимним вечером при фонаре, при луне

3.Знакомить с новой техникой (пастель на наждачной бумаге)

1.Учить выполнять аппликацию, используя различные техники ( по желанию детей)

2.Развивать творчество, образное мышление

3.Воспитывать желание создавать красивые картинки

2.

Дымковская птица

1.Знакомить детей с дымковской росписью

2.Учить детей расписывать птицу по трафарету

3.Развивать тонкую моторику кисти рук, умение использовать техники «мазки», «примакивание»

Воспитывать аккуратность

3.

Летят самолёты

1. Учить рисовать самолёт

2. Оформлять картинку, дополняя деталями (облака, солнце, внизу лес, дома и т.д.)

3. Развивать умение аккуратно закрашивать картинку

1.Упражнять в срезании уголков

2.Оформлять самолёт, приклеивая дополнительные детали (винт, хвост, звезда и т.д.)

3.Воспитывать терпение в выполнении работы

4.

Автобусы на нашей улице

1.Учить детей рисовать автобус (техника «рисование пластилином»)

2. Учить принимать мотив и реализовать его в последующей деятельности

3.Развивать мелкую моторику

Март

1.

Весенние цветы для мамы

1.Закреплять умение рисовать техникой «тычки» и «примакивание»

2.Развивать образное воображение, цветовое восприятие, творчество

3.Воспитывать желание сделать приятное маме

1.Учить делать аппликацию в технике «рисование нитью»

2.Упражнять в аккуратном наклеивании ниток, в правильном подборе цветов нитей

3.Развивать мелкую моторику руки

Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы

2.

Украсим кукле платье

1.Упражнять в создании узора, используя любую технику (тычки, примакивание, пальчиковое рисование)

2.Принимать мотив и реализовать его в процессе деятельности

3.Развивать творчество, образное мышление

4. Воспитывать интерес к художественному творчеству

3.

Пушистая верба

1.Упражнять в передаче изгибов ветки, маленьких веточек

2.Техникой «рисование тампоном» оформить вербу

3.Развивать мелкую моторику руки

1.Упражнять детей в скатывании шариков из ваты и приклеивании их на ветку

2.Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, используя салфетку

3.Продолжать учить детей прочувствовать весеннее настроение

4. Развивать образное мышление

4.

Рисуем музыку весны

1.Учить детей передавать настроение музыки различными средствам и изобразительной деятельности

2.Развивать образное мышление, творчество

3.Воспитывать любовь к музыки, желание передавать её настроение в рисунке

Апрель

1.

Ракета

1.Учить детей технике «рисование свечой»

2.Упражнять в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками

3.Дополнять элементами ночного неба (на тёмной бумаге)

1. Упражнять в аккуратном срезании уголков прямоугольника, оформляя ракету

2. Наклеивать ракету на картон тёмного цвета, оформляя картину ночного неба

3.Развивать творчество, воображение

2.

Диагностические

занятия

        Мониторинг  формирования интегративного качества

«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»

3.

4.

Одуванчики

1.Упражнять в рисовании тампоном, пальчиками, мазками

2.Создавать картину весеннего луга

3.Воспитывать интерес к рисованию

1.Закреплять умение работать в технике «бумагопластика»

2.Упражнять в создании коллективной композиции

3.Развивать внимание, память

4. Воспитывать умение работать в коллективе

Май

1.

Букет сирени

1.Закреплять у детей умение выбирать технику для выполнения рисунка

2.Развивать мелкую моторику

3.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

2.

Цыплёнок

1.Упражнять в рисовании «пластилином»

2.Аккуратно размазывать пластилин пальчиками

3.Развивать мелкую моторику, воображение

4.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца

1.Упражнять в вырезании круга

2.Учить работать в коллективе, создавая сюжет

3.Развивать воображение, мелкую моторику руки

3.

Цветы на лужайке

1. Учить подбирать цвета, соответствующие весенней палитре

2. Продолжать учить рисовать мазками

3. Воспитывать интерес к родной природе, передавать её настроение в рисунке

4.

Овечка

1.Закреплять знания о домашних животных

2.Учить наносить рисунок «колечки» на обведённый трафарет овцы

3.Закреплять умение работать аккуратно

4. Воспитывать любовь к животным

1.Упражнять детей в выборе разных техник исполнения аппликации салфетные шарики, ватные шарики, обрывная )

2.Аккуратно пользоваться клеем, используя салфетки

3.Развивать мелкую моторику руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);умение делить слова на слоги;  умение чисто произносить звуки с помощью артикуляции. Образовательные задачи.Разв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»

Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада. Звуки [М] - [М\']»

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М-М']. Знакомство со звуками [М-М'] с использованием ИКТ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...