Занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

Ушхвани Светлана Михайловна

"В тереме расписном, я живу, гостей к себе позову..." развитие речи черз народный фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

КОНСПЕКТ

непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе

ТЕМА:

«В ТЕРЕМЕ РАСПИСНОМ Я ЖИВУ, К СЕБЕ В ИЗБУ ВСЕХ
                                 
                                   ГОСТЕЙ  ПРИГЛАШУ…».

                                                                                         Воспитатель:            

                                                        Ушхвани С.М

ТЕМА: «В ТЕРЕМЕ РАСПИСНОМ Я ЖИВУ, К СЕБЕ В ИЗБУ ВСЕХ ГОСТЕЙ ПРИГЛАШУ…»

Приоритетная образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, игры, чтение художественной литературы.

Программное содержание: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок, загадок, учить понимать обобщенное значение пословиц, поговорок, загадок. Развивать выразительность речи, мышление, память. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.

Оборудование и материал: домик, стол, самовар, ложки деревянные, платки, сарафаны, рубахи, свеча, спицы, пяльцы, люлька, кукла, магнитофон, записи русских народных песен, мультимедиа.

Предшествующая работа: знакомство, разучивание пословиц, небылиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды, утвари русского народа. Совместно с родителями сбор фотографий, посуды, одежды прошлых лет, чтение поговорок, пословиц. Подготовка слайдов.

Содержание непосредственно -  образовательной деятельности:

В.: Посмотрите, ребята странные изменения произошли в нашей группе. Превратилась она в одну из деревень, которые существовало много лет назад. Давайте заглянем в этот красивый домик. (Подходим, открываем домик)

В.: Что вы здесь видите?

- ответы детей

В.: Как вы думаете, в какое время мы попали?

- ответы детей

В.: почему, вы так думаете? Что или, какие предметы, вещи вас на это подтолкнули?

- ответы детей

В.:  да мы с вами попали в то время, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки.

В.: Хотите узнать, как они проводили свои вечера? ...

В.: Сейчас мы узнаем, что они делали, чем занимались, какие разговоры вели. А из их разговоров мы узнаем, что такое потешки, пословицы, поговорки. Откуда появились загадки, заклички.

В.: А для этого мы с вами переоденемся в одежду того времени. (Девочки надевают сарафаны, платки, мальчики – рубахи, педагог тоже переодевается, и становиться хозяйкой).

 Х.: Начнем. «Иль на бревнышках каких

                   Собирались посиделки

                   Пожилых и молодых.

                   При луне ли сидели

                   Иль под светлый небосвод –

                   Говорили, песни пели и

                   Водили хоровод.

                   А играли как! В «Горелки»,

                   Ах, «Горелки» хороши!

                   Словом эти посиделки

                   Были праздником души!

Х.: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Прошу в избу. Проходите, будьте как дома.

Х.: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет. Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.

Х.:  Посмотрите, ребята, какая раньше использовалась утварь.

Х.:  Как вы думаете, что такое утварь?

Д.: утварь это посуда

   Рассказ о старинных вещах  и сравнение их с современными.

Х.: Ухват – для доставание из печи горячего чугунка.

Х.: А как вы думаете сейчас, что используют?

Д.: сейчас такую утварь не используют.

Х.: Как вы думаете, чем сейчас в наше время мы пользуемся вместо чугунка и ухвата?

Д.: сковородка с ручкой или специальный маленький держатель

Показ слайда с изображением старинной утвари и современной посуды

Х.: Это чугунок – для приготовления пищи в печке.

Х.: А сейчас как вы думаете, что?

Д.: сейчас это кастрюля

 Показ слайдов с изображением чугунка и кастрюли

Аналогично рассматривается: самовар, утюг, стиральная доска и т. д.

Х.: Проходите, садитесь: «Красному гостю – красное место», «Сядем рядком, да поговорим ладком!»,  «В тесноте, да не в обиде ».

Х.: Вот ребята, пока мы рассаживались по местам, я уже много поговорок сказала, повторите, кто запомнил?

Ответы детей

Давайте вместе:

- «В тесноте, да не в обиде»

Х.: Скажите, как вы её понимаете?

Ответы детей

Х.: издавна дома были маленькие, и если собиралось много народу, было тесно, но зато все были вместе: пели, плясали, шутили

Х.: Вот так после трудового дня собирались люди, вели разговоры о проделанной работе. И мы с вами поведем разговор

Х.: Какое сейчас время года?

Д.:  сейчас время года осень

Х.:  Что делают люди на полях, садах?

Д.: на полях и в садах люди собирают урожай

Х.: А какая погода осенью?

Ответы детей

Х.:  Правильно, часто идут дожди. Погода дождливая, а урожай собирать надо, чтобы не испортился, и запасти его на долгую, холодную зиму. И что бы остановить дожди, люди часто использовали…

- Как вы думает что?

Д.: использовали заклички

Х.:  Правильно, заклички. Что такое «заклички», как вы думаете?

Ответы детей

Х.: «Закличками» призывали хорошее, в них изначально заложена просьба, желание видеть то, что призываете, поэтому они  говорятся - громким голосом, призывным.

Х.: Какие вы знаете «Заклинки» о погоде?

Ответы детей

Х.: Давайте вместе призовем солнечную погоду, да скажем так, чтобы солнышко нас услышало: «Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года была у нас хорошая погода!

Х.: Вот погода у нас хорошая, можно и урожай собирать, да на зиму запасать.

 А какой урожай собирать, вы отгадаете сами.

1. Красный нос в землю врос,                           2.Как надела сто рубах,

    А зеленый хвост снаружи.                                Захрустела на зубах.

    Нам зеленый хвост не нужен,                               (Капуста)

    Нужен только красный нос.

            (Морковь)

Х.: Объясните свой ответ. (...)

Х.: А теперь вы сами продолжайте собирать урожай, загадывайте загадки.

Дети загадывают загадки

Х.: Люди из - древне замечали, наблюдали, сопоставляли предметы и явления так и появились загадки. Чтобы уберечь от нечистой силы свое жильё, семью, орудия труд, скот – люди говорили  «тайным» языком. К «тайной» речи прибегали охотники, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не общепринятыми словами, а подставными словами, загадками. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Х.: Урожай собран, заготовили все на зиму, можно и праздновать.

А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?

Д.: праздник не может пройти  без песен, плясок.

Х.: Верно, говорится: «Русская  песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется».

 Ребята, как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей

Х.:  А теперь  можно петь.

Все вместе поем русскую народную песню и водим хоровод

СЛЫШИТСЯ СТУК.

Х.: Слышите, кто – то стучится. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах.

Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказать небылицу?

По желанию дети рассказывают свои небылицы.

Разыгрывают двое детей (заранее подготовленные)

-Фома, что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да, он не пускает!

Х.: Ну и небылицы, почему они так называются?

Ответы детей

Х.:  Вечереет. Пора и спать. Ребята, вспомните свою кроватку… (звучит колыбельная музыка)

Х.:  Давным-давно кровати были другие и назывались по-другому (показать слайды) колыбелька или люлька. В них не просто качали малышей, а напевали им песню. Вот и пошло название колыбелька.

Х.: Кто знает, как называется песня, которую поют перед сном?

 Д.: песня, которая поется перед сном, называется колыбельная

Х.:  Младенец ещё «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Древнерусское слово «убаюкивать» означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельная песня – это заговоры-обереги, они способны успокоить, уберечь, охранять.

Х.: Как вы думаете, как эта песня поется?

Д.: эти песни поются спокойно, протяжно, тихим, ласковым голосом

Х.:  Давайте и мы с вами убаюкаем нашего малыша. Вот перед нами люлька с малышом, кто желает спеть ему колыбельную песню?

Дети поют по желанию, свои колыбельные песни.

Х.:  Вот такие добрые песни пели своим малышам мамы, которыми они желали детям счастья, здоровья, радости!  И наши с вами посиделки подходят к концу.

- А чем мы с вами говорили на наших посиделках?

- Что вспомнили?

- Что нового вы для себя узнали?

- Что вам больше всего запомнилось?

-Что вам больше нравиться загадка или поговорка? Небылица или закличка?

- Все, что вы сейчас назвали, относится к народному творчеству, придумано самим народом и предано из поколения в поколения. Вот и вы запоминайте, что узнали, старайтесь узнать ещё больше  и храните, берегите и передавайте следующим поколениям.

- Посидели, повеселились, пора и честь знать. До свидания.

                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Колыбельные песни.

Баю – баю - баюшок,                                       Ах ты, котик серенький,

Ляжет дочка на пушок,                                   Хвостик у тебя беленький,

На пуховую кровать.                                       Брысь, котик, не ходи!

Будет дочка крепко спать.                              Мою детку не буди.

2. Загадки.

Круглая да гладкая,                                          И зелен, и густ

Откусишь – сладка.                                          На грядке вырос куст.

Засела крепко                                                    Покопай немножко:

На грядке… (репка)                                          Под кустом … (картошка).

Прежде чем его мы                                           Летом – в огороде,

                       Съели,                                         Свежие, зеленые,

Все наплакаться успели. (лук)                         А зимою – в бочке,

                                                                            Желтые, соленые.

                                                                             Отгадайте, молодцы,

                                                                             Как зовут нас?... (огурцы)

3.Небылицы.

Рано утром, вечерком,                                     Из – за леса, из – за гор

Поздно на рассвете                                           Едет дедушка Егор

Баба ехала пешком                                           На буланой на телеге,

В ситцевой карете.                                           На скрипучей лошади.

А за нею во всю прыть –                                 Сапоги на нём с карманом,

Тихими шагами                                                А жилетка с каблуком.

Волк старался переплыть                                Подпоясался дубиной,

Миску с пирогами.                                           Опирался кушаком.

4. Заклички.

Солнышко, покажись!                                     Месяц – дружок -

Красное, снарядись!                                        Золотой рожок,

Выйди поскорее,                                              Выйди на дорожку,

Будь к нам подобрее.                                       Посвети немножко!

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

5. Переклички.

- Здорово, кума!                                              - Ты пирог съел?

- Да на рынке была.                                        – Нет, не я!

- Никак, глуха?                                                - А вкусный был?

- Купила петуха.                                              – Очень!

- Прощай, кума!

- Пять рублей дала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...