Программа дополнительного образования по развитию интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «АБВГДЕйка»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Елена Валентиновна Столярова

Особенностью программы дополнительного образования "АБВГДЕйка "  является использование  принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия       подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_abvgdeyka.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Программа дополнительного образования

по развитию интеллектуальных способностей

детей 5 – 7 лет

«АБВГДЕйка»

Автор-составитель:

Столярова Елена Валентиновна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2010

Пояснительная записка

        В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать.   Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает  серьезных затруднений.

В чем же причина?  На наш взгляд к основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения.  По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строении слова».

          Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи, а шестой и седьмой - к ознакомлению со знаковой системой языка, мы посчитали                         целесообразным расширить рамки курса подготовки к обучению грамоте.

        Программа занятий в кружке «АБВГДейка» составлена с использованием следующей литературы: Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме», Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..», Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте», Ванюхина Г.А. «Речецветик», Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».

        Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

       Поэтому особенностью данного курса является использование  принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия       подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Проводить работу с дошкольниками предполагается не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми .

         Данная программа включает три направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- развитие звуковой стороны речи;

- ознакомление со знаковой системой языка;

- подготовка руки к письму.                                            

Значение: занятия по подготовке к обучению грамоте позволяют детям успешно овладеть звуковым анализом слова состоящего из 3 – 5 звуков; плавным послоговым и слитным способами чтения; складывается весь комплекс готовности к письму.  Дети постоянно рассуждают, анализируют, делают собственные выводы, учатся их обосновывать. Т.о. формируется система знаний имеющих значение не только при обучении ребенка чтению,         но и для всего последующего изучения родного языка.

        

        При выборе данного направления работы  педагогический коллектив  МДОУ № 77  исходил из:

  1. объективной потребности в обновлении деятельности ДОУ в целом;
  2. социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
  3. реальных возможностей и условий дошкольного учреждения.

   Цель программы – органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание его закономерностей, освоение основ грамотности при письме,  формирование навыков самостоятельности и самоорганизации.

Задачами программы  являются:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  2. научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  3.  ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;
  4. подготовка ребенка к письму;
  5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  6. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  7. обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Срок реализации – 2 года.

 Учебная программа рассчитана на 36 часов.

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 мин. Общее количество учебных занятий в год 36.

 Занятия имеют определенную структуру:

  1. Повторение материала предыдущих занятий;
  2. Чтение сказки;
  3. Артикуляционная гимнастика или разминка; уточнение правильного произношения звука;
  4. Знакомство с новым звуком, буквой: игры и упражнения; работа по развитию звукового анализа;
  5. Физкультминутка;
  6. Индивидуальная работа детей с разрезной азбукой;
  7. Чтение;
  8. Рисунок по клеточкам;
  9. Итоги.

Содержание программы

Старшая группа

        Развитие звуковой стороны речи.  

Дети работают со звучащим словом, определяют его протяженность.

 Вводится(закрепляется) термин «слог» и графическая запись слогового деления. Интонационно выделяют заданный звук в словах, подбирают слова на определенный звук, определяют место звука в словах.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Вводится(закрепляется) термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка.

 Чуть позже детей знакомят с согласными звуками, вводятся понятия «твердые» и «мягкие» согласные и их обозначения – синие и зеленые фишки.  Дети  учатся самостоятельно строить  условно-символические модели различной сложности.

        Ознакомление детей со знаковой системой письма.  Детей продолжают знакомить с буквами русского алфавита.

 Порядок введения звуков и букв:

        - гласные  А, У, О;

        - согласные  М  (М'),  С (С'),  Х (Х'), Ш;

        - сопоставление  С и Ш;

        - согласный  Л (Л');

        - гласный  Ы;

        - согласные Н (Н'),  Р (Р');

        - сопоставление звуков Р и Л;

        - согласные К (К'), П (П'), Т (Т');

        - гласный И;

        - согласные  В (В'), З (З'), Ж.

Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения.

        Подготовка руки к письму.  Дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

 Это происходит в процессе выполнения специальных упражнений (рисунки по клеточкам, штриховка, конструирование букв из различного материала).

Подготовительная к школе группа

Развитие звуковой стороны речи.  Вводится (закрепляется) понятие «звонкие» и «глухие согласные». Продолжают учиться выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам; оперировать условно-символическими моделями.

 Дети обучаются делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова. Овладевают анализом предложений состоящих из 3 – 5 слов.

        Ознакомление детей со знаковой системой письма.  Детей  продолжают знакомить с буквами русского алфавита.

 Порядок введения звуков и букв:

        - согласные Б, (Б'), Г (Г'), Д,(Д');

        - сопоставление Д и Т;

        - согласный  Й;

        - Ь – показатель мягкости;

        - йотированные  Я,Ю,Ё;

        - согласные  Ц, Ч, Щ, Ф, (Ф');

        - гласный Э;

        - Ъ, Ь – разделительные знаки.

Одновременно дети  продолжают овладевать  навыком слогового чтения, учатся слитному чтению.

        Подготовка руки к письму.  Дети осваивают написание печатных букв и основных элементов письменных. Учатся вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями.

Особенности организации процесса восприятия

        При обучении дошкольников грамоте необходимо учитывать ряд особенностей:

  1. Введение букв параллельно с изучением соответствующего звука позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную к слуховой зрительную опору при аналитической деятельности, а также улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении.
  2. Применение различной символики (схемы, звуковые «домики», звуковые «человечки» и пр.) повышает эффективность звуко-слоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний.
  3. Для закрепления навыков звуко- слогового анализа необходимо использовать многочисленные лексические элементы.
  4. Предлагаемая последовательность предъявления речевого материала при обучении чтению следующая: сочетания из 2-х – 3-х гласных, прямые слоги, обратные, сочетания гласной буквы с обратным слогом, односложные слова и т. п. Таким образом обеспечивается формирование навыка слитного послогового чтения, столь важного для будущих школьников.
  5. Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных), способствует слитному, плавному, послоговому чтению.
  6. Обучение чтению с применением большого количества игровых заданий. Их выполнение позволяет реализовать одновременно несколько задач: развитие внимания и памяти, повышение интереса к работе с буквами, совершенствование словесно-логического мышления, активизация творческих процессов.
  7. Понимание смысла всех слов, предлагаемых для чтения, написания, анализа или синтеза, перед соответствующей деятельностью должно уточняться с детьми и соотноситься ими с определенными предметами или явлениями действительности.
  8. Написание предлагаемых детям слов, не расходится с их произношением. Соблюдение данного принципа на начальном пусковом периоде  обучения грамоте существенно облегчает детям переход к чтению и письму в условиях школы.

Особенности организации практической деятельности детей

Ознакомление детей со знаковой системой письма.  

Существует множество приемов закрепления образа буквы:

  1. «напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе;
  2. Выложите печатную букву из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
  3. «напишите» букву пальчиком на манке, другой мелкой крупе, предварительно насыпав тонкий слой крупы в коробку из-под конфет;
  4. Выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
  5. Положите пластмассовые или магнитные буквы в мешочек. Предложите ребенку доставать буквы из мешочка и называть их. Вы можете предложить ребенку предварительно ощупывать буквы в мешочке, называть их, а потом доставать;
  6. Пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребенка, попросите его назвать эту букву.
  7. Потом дети пишут букву по образцу по клеточкам в тетради.

Развитие звуковой стороны речи.  Опираясь на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы ребенок самостоятельно перечисляет все характеристики звука, используя следующие приемы:

  1. при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» - ребенок  дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию.
  1. При произнесении согласного звука  воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык ( воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
  2. Чтобы определить звонкость-глухость согласного звука используется тот же прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит , звук звонкий, если не «гудит» - глухой.
  3. Можно прижать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» - глухой.
  4. Чтобы определить твердость-мягкость звука, ребенок обращает внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются» (можно воспользоваться зеркалом).
  5. Можно помочь кулачком: при  произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Подготовка руки к письму. Развить мелкую моторику, внимание и память, зрительно-пространственную координацию, воображение ребенка, закрепить образ звука и буквы (каждый рисунок обозначает в сказке предмет, со звучанием которого связаны изучаемый звук и буква) помогут рисунки по клеткам.

Для выполнения рисунков вам понадобятся:

  1. хорошо освещенный, удобный стол, соответствующий росту ребенка (свет должен падать с левой стороны);
  2. простые мягкие карандаши;
  3. тетрадь в крупную и мелкую клетку.

При выполнении рисунка нельзя поворачивать тетрадь, проводить линии несколько раз. Взрослому необходимо следить за тем, как ребенок держит карандаш.

        Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, ясными и краткими. Нельзя ругать ребенка, повышать на него голос. Необходимо часто хвалить ребенка, даже когда его успехи невелики.

        После того как ребенок научится видеть клеточку, определять ее центр, проводить горизонтальные и вертикальные палочки, палочки с наклоном, можно переходить к выполнению рисунков.

        Рисунки можно выполнять:

  1. по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ;
  2. по словесной инструкции, без опоры на зрительный образ (слуховой диктант);
  3. с опорой на зрительный образ, без словесной инструкции (срисовывание).

Перед началом работы ребенок находит верхний левый угол страницы, отступает на 2 клеточки сверху, на 2 клеточки слева, ставит точку. Эта точка будет началом рисунка.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ДЕТЕЙ

    В результате изучения программы дошкольник должен:

  1. Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия;
  2. Различать гласные и согласные (твердые - мягкие, звонкие – глухие) звуки; выполнять звуковой анализ;
  3. Правильно ставить ударение в знакомых словах;
  4. Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  5. Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
  6. Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
  7. Проявлять любовь к родному языку;
  8. Выполнять рисунки по клеточкам.

Уровни освоения программы

        Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.

        Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.

        Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.

Список литературы

  1. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»,
  2.  Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте»,
  3.  Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»,
  4. Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте»,
  5.  Ванюхина Г.А. «Речецветик»,
  6.  Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада».
  8. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"

Пояснительная записка          Основные направления программы «Сказка»:Культура;Нравственность;Творчество;Эмоционально-волевая сфера;Двигательная акт...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...