В поисках Снегурочки
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Никитина Миляуша Закиевна

 

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «В поисках Снегурочки»

Закрепление знаний о букве М

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_snegurochki_obuch.gramote_podgot.gruppa.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Исполнительного комитета

г. Набережные Челны

Республики Татарстан

МБДОУ детский сад

№ 54 «Искорка»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «В поисках Снегурочки»

Закрепление знаний о букве М

Воспитатель:Никитина Миляуша Закиевна

Декабрь 2010 год

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В поисках Снегурочки»

Цель: закрепление знаний о букве М.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву;

развивающие – развивать фонематический и речевой слух, навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас, практически знакомя с антонимами;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Материалы и оборудование: маленький клубок и большой клубок ниток; мяч; ёлочка; ёлочные игрушки; игрушки Снеговик и Снегурочка; листочки с текстом «Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда – много пчёл»; картинки с изображениями белки, зайца, лисы, медведя, волка; снежинки со слогами, пригласительные билеты на новогодний утренник «Уважаемая семья…Приглашаем Вас на новогодний утренник, который состоится 25 декабря в музыкальном зале детского сада № 54. Дед Мороз и Снегурочка»

Ход занятия:

  1. Орг. момент. ( Дети заходят в группу из приемной, встают полукругом).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! Исәнмесез!

Воспитатель: А как еще можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

II. Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

III. Беседа о времени года.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: Снежная, морозная, белая, долгая, холодная, долгожданная).

Воспитатель: Как понимаете слово «долгожданная»?

Дети: Значит мы её долго ждали.

Воспитатель:  Какие пословицы о зиме вы знаете?

Дети:  Зима не лето, в шубу одета.

Береги нос в большой мороз.

Зимой солнце светит, но не греет.

Зима кончается, весна начинается.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь году начало, зиме середина.

Мороз не велик, стоять не велит.

Воспитатель: Ильназ, ә син кыш турында нинди мәкаль беләсең?

Ильназ: Кыш көне кояш нуры тугәрәк булса, буран булыр.

IV. Постановка учебной цели.

Воспитатель: Ребята, какой скоро праздник?

Дети: Новый год.

Воспитатель:  Снежная королева хочет испортить наш праздник и спрятала Снегурочку. А какой же праздник без Снегурочки? Дед Мороз просит нас помочь её найти. Поможем, ребята? Он прислал нам своего помощника. Отгадайте, кто он?

Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нем,

Нос приделали и вмиг

Получился … (Снеговик).

 Воспитатель: Через него Снежная королева будет передавать нам свои задания. За правильно выполненные задания Снеговик будет давать нам елочные игрушки, мы должны будем нарядить ёлочку. Когда ёлочка будет наряжена, Снегурочка расколдуется.

V. Артикуляционная гимнастика.

Ну что ж, отправляемся в путь. А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнем.

Ма – ма – ма наступила зима.

Ме – ме – ме рады мы зиме.

Ду – ду – ду в зимний лес иду.

Та – та – та кругом красота.

Сы – сы – сы мерзнут носы.

VI. Игра с мячом «Назови антонимы».

Воспитатель: А вот и первое задание Снежной королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать антонимы – слова  с противоположным значением. Кто ответит правильно, тот сядет на свое место.

Большой – маленький,  веселый –  грустный, черный – белый, умный – глупый, тепло – холодно, старый – молодой, день – ночь, мальчик – девочка, широкий – узкий, начало – конец, длинный – короткий, добрый – злой, бедный – богатый, мягкий – твёрдый, далеко – близко, бабушка – дедушка, дядя – тётя, сильный – слабый, хороший – плохой, много – мало.

VII. Повторение знаний о звуках [м’], [м] и букве М.

 Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились, Снеговик принес вам первый шарик на нашу новогоднюю ёлочку, а Снежная королева дает вам следующее задание.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «мороз»?

Дети: [м].

Воспитатель:  Он какой?

Дети:  Согласный, твердый, звонкий.

Воспитатель:  В домике какого цвета живут твердые согласные звуки? Дети: Синего.

Воспитатель:  Отгадайте вторую загадку.

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу,

Знать ничего не хочу. (Метель)

Воспитатель:  Какой первый звук в слове «метель»?

Дети: [м'].

Воспитатель:  Он какой?

Дети:  Согласный, звонкий, мягкий. 

Воспитатель:  В домике какого цвета он живет?

Дети: Зеленого.

Воспитатель:  А какой буквой обозначаются на письме эти звуки?

Дети: Буквой М.

VIII. Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Снеговик принес вам еще один шарик. А нам надо немного отдохнуть. 

(Дети смотрят на указательный палец вытянутой руки. Палец движется к носу, потом вправо – влево по тексту).

Снежинка к носу движется,

А потом обратно.

На неё посмотреть

Очень нам приятно.

IX. Нахождение буквы М в тексте.

Воспитатель:  Пока мы с вами отдыхали, Снежная королева приготовила вам следующее задание. У вас на столах лежат листочки с текстом. Вам надо найти и обвести в нем все буквы М.

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меда – много пчел.

( Один ребенок делает задание у доски маркером).

X. Составление схем предложений.

 Воспитатель:  Молодцы! Снеговик дал нам ещё один шарик на ёлку, а Снежная королева прислала нам следующее задание. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто живет в зимнем лесу (по ходу ответов детей вывешиваются картинки с изображениями животных).

Комочек пуха,                                   Хитрая плутовка,

Длинное ухо,                                 Рыжая головка,

Прыгает ловко,                                            Хвост пушистый – краса,

Любит морковку. (Заяц)                             А зовут её …  (Лиса)

Серовато, зубовато,                          Кто в дупле живёт,

По полю рыщет,                                Да орешки все грызет?

Телят, ягнят ищет. (Волк)           (Белка)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу? (Медведь)

Воспитатель:  Составьте предложения с этими словами и начертите схемы предложений (по одному ребенку у доски).

Воспитатель:  Молодцы, и с этим заданием Снежной королевы вы справились, Снеговик дал нам ещё один шарик.

XI. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель:  Мы много писали, давайте разомнем наши пальчики.

Снежинки летали, летали, летали, (дети сжимают, разжимают пальцы)

А мы их поймали, поймали, поймали. (дети хлопают в ладоши)

Вот какой слепили ком! (делают большой круг руками)

XII. Звуковой анализ слова.

Воспитатель:  Снежная королева видит, что вы упорно движетесь к цели, и решила усложнить вам задание. Отгадайте загадку:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу,

Белы дома,

Ночью к нам пришла … (Зима)

Воспитатель:  Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

Воспитатель:  Сколько слогов?

Дети: Два.

Воспитатель:  Назовите первый слог.

Дети: ЗИ  

Воспитатель:  Назовите второй слог.

Дети: МА

Воспитатель:  На какой слог падает ударение?

Дети: На второй.

Воспитатель:  Произведем анализ каждого звука.

Воспитатель:  Молодцы. Вы справились с этим заданием, и Снеговик дал нам еще один шарик.

XIII. Игра «Составь слова из слогов».

Воспитатель:  Снежная королева злится, что не может вас одолеть, и решила преградить вам дорогу сильной вьюгой. Она разбросала снежинки, но не простые, волшебные. На них написаны слоги. Вам надо их правильно прочитать, с некоторыми мы составим слова и определим количество слогов. Но сначала давайте покажем, как Снежная королева раздувала снежинки.

XIV. Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.

МА   МУ   МЕ   МИ   ОМ   ИМ   МО   МЫ  МЯ   АМ   УМ   ЕМ    ЯМ   МЭ   ЫМ    ЭМ

XV. Подведение итогов.

Воспитатель: Ну что ж, со всеми заданиями Снежной королевы вы справились. Нарядили мы нашу ёлочку, спасли Снегурочку от злых чар Снежной королевы.

Воспитатель: Понравилось вам спасать Снегурочку?

Воспитатель:  Чем занимались сегодня на занятии?

Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?

Воспитатель:  Какое задание показалось трудным?

Воспитатель:  Кто сегодня занимался хорошо?

Воспитатель:  А кто думает, что он сам сегодня очень старался?

Воспитатель:  Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ!». Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. А Снегурочка за её спасение дарит вам пригласительные билеты на новогодний утренник. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети:  До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и  обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука  – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Варенцова Н.С.  Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В поисках Снегурочки"

Речевой праздник для детей подотовительной к школе группы....

Зимний физкультурный праздник для детей старших и подоготовительных групп "На поиски Снегурочки" (проводится с выходом за территорию детского сада)

Сценарий костюмированного физкультурного праздника  проводится на территории детского сада и за её пределами. содержит подвижные игры , эстафеты с элементами зимнего спорта.конкурсы. загадки...

спортивный праздник "На поиски Снегурочки" (улица)

в связи с погодными условиями был проведен в зале с незначительными изменениями....

"В поисках Снегурочки" Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве у детей старшей группы

С помощью дидактических игр и упражнений дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получают информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсор...

в поисках снегурочки

сценарий нового года...

"В поисках Снегурочки"

Данное занятие по обучению грамоте проводилось в подготовительной группе. Цель занятия: закрепление знаний о букве М....