Обучение старших дошкольников грамоте
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Тихомирова Людмила Дмитриевна

Развитие фонематических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение старших дошкольников грамоте

     

     Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда  изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

       Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели специально отведен так называемый добукварный период. Однако этот период очень короткий. Поэтому, если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слова, то он неизбежно встретится на этом пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в  дошкольном возрасте хотя бы самых простых форм такого анализа. Вот лишь несколько самых простых упражнений, позволяющих подготовить дошкольника к этому сложному виду деятельности.

1.Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук С в следующих словах: СУМКА, САНКИ, НОС, КАСКА, ОВЕС, БУСЫ, ВЕСЫ, КОСЫНКА, САРАЙ, СОЛОМА, ЛЕС, СЛОН, СЫР, РИС и.т.д. Но до предъявления этого задания Вы должны быть твердо уверены в том, что ребенок хорошо понимает значение слов НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ. Для уточнения этого вопроса попросите его, например, показать, где начало страницы (строчки, целой книги, нарисованной на картинке очереди и пр.), где ее середина и конец. Встречаются случаи, когда этого не знают даже дети младшего школьного возраста – именно по этой причине они и не могут ответить на упомянутый вопрос. Выполнение этого задания должно быть доступно 5-6 летним детям. Оно подготавливает ребенка к предстоящему ему в дальнейшем  более точному определению места каждого звука в слове.

2. Произнесите сочетание из двух гласных звуков (А-У….) при условии достаточно длительного звучания каждого из них. Можно предварительно сказать ребенку о том, что когда-то кто-то  заблудится в лесу, то кричит «АУ!». Дайте послушать это сочетание еще раз и затем спросите ребенка, какой звук он слышит сначала, а какой – потом. Если он справится с этой задачей, то это и будет самый первый его опыт анализа звукового состава слова. Затем поменяйте звуки местами (имитация плача грудного ребенка) и повторите свой вопрос. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (эффект проговаривания) ИЛИ ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ НА ПОЛОЖЕНИЕ Ваших губ при произнесении одного и другого звуков (подключение зрительного анализатора). В дальнейшем нужно опираться только на слуховое восприятие и постепенно уменьшать продолжительность звучания обоих звуков.

3. Произнесите сочетание, состоящее из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС), то есть так называемый обратный слог. В обратном слоге по сравнению с прямым (типа ХА) звуки произносятся менее слитно, и поэтому их значительно легче расчленить. Спросите ребенка, какой звук он слышит первым, а какой – после него.

4. Если ребенок успешно справится с предыдущими заданиями, то можно ему предъявить для анализа и прямы слоги (типа ХА, СА, ША), повторив при этом тот же самый вопрос. Каждый  из звуков при произнесении подчеркивается голосом.

5. В дальнейшем можно упражнять ребенка в выделении первого и последнего звуков из состава слова, поскольку эти задания, так же как и предыдущие, относятся к числу более простых и могут быть доступны детям старшего дошкольного возраста. В ходе этих упражнений можно спросить ребенка о том, какой первый и какой последний звук в словах АИСТ, ВОЛК, СОСНА и.т.д. При этом выделяемый из слова звук также произносится несколько подчеркнуто.

     Если ребенок в дошкольном возрасте овладеет хотя бы этими «подступами» к полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с теми непреодолимыми трудностями, которые в конечном итоге не позволят ему полноценно овладеть письмом. Но такие трудности неизбежно будут подстерегать тех детей, ухо которых к началу школьного обучения окажется нетренированным в отношении дифференцированного восприятия звуков речи. Именно о такой тренировке, то есть о развитии у ребенка достаточно тонкой и дифференцированной работы слухового анализатора здесь и велась речь.

       В настоящее время школа заинтересована в том, чтобы дети,

поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический слух (речевой), хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений. В делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

     По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению.

     Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

     Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках- ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух (если не считать проговаривания самим ребенком записываемых им слов).

     Для того, чтобы выяснить, имеются ли у ребенка устойчивые представления о звуках речи и фонемах ( так называемые фонематические представления), можно воспользоваться следующими заданиями.

Задание 1.

 Покажите ребенку картинки, на которых изображены шкаф, лампа, диван, шуба. Предложите из всех помещенных ниже картинок молча показать только те, в названиях которых имеется звук Ш. Сами Вы эти картинки также не называете. Правильное выполнение этого задания возможно только в том случае, если ребенок способен достаточно отчетливо представить себе звучание звука Ш, поскольку в данный момент он не слышит этого звука. Иными словами, он имеет возможность опереться только на сохранившийся у него слуховой образ звука. Возможно в оживлении этого образа ему поможет воспоминание о шуме листьев на дереве, а  также все другие Ваши пояснения об особенностях звучания этого звука.

Задание 2.

 Оно однотипно с предыдущим, но значительно сложнее его, поскольку в названиях этих картинок имеются звуки, близкие к звуку Ш (Ж, Ч, Щ, С, З, Ц), которых в предыдущем задании не было. (шапка, шарф, щенок, цапля, жеребенок,  лиса, чайник, щетка, душ, заяц, жук).

Задание 3.

Предложите ребенку вспомнить и назвать 4-5 слов со звуком Ш (или любым другим проверяемым звуком).

Задание 4.

 Попросите ребенка вспомнить и назвать , как можно больше имен со звуком Ш (САША, ШУРА, ЛУША, МАША, ДАША, ГОША, МИША, ГРИША, ЛЕША) ; как можно больше предметов одежды со звуком Ш ( ШУБА, ШАРФ, ШАПКА, ШЛЯПА, РУБАШКА, ШОРТЫ) ; все находящиеся в комнате предметы, в названиях которых есть этот звук (ШКАФ, ВЕШАЛКА, КАРАНДАШ, ШКАТУЛКА, ИГРУШКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, КАТУШКА, ПОДУШКА) и.т.п.

Задание 5.

 Указав ребенку на расположенную ниже картинку, на которой нарисованы РОЖКИ и ЛОЖКИ , но не называя этих предметов, попросите его молча показать те из них, название которых начинается со звука Р. Успешно справиться с этим заданием ребенок сможет лишь в том случае, если у него имеется устойчивое представление о звуках Р и Л, которое даст ему возможность не спутать эти звуки между собой и не показать по этой причине рожки вместо ложек. Подобным же  образом для проверки фонематических представлений могут быть использованы и все остальные картинки, предназначенные для проверки слуховой дифференциации звуков.

     Если 6-летний ребенок при выполнении этих заданий испытывает затруднения, то это говорит о неустойчивости его фонематических представлений и о необходимости специальной работы по их развитию.

В этом случае нужно обратиться к тем же заданиям и картинкам и использовать их в самых различных вариантах до тех пор, пока ребенок не будет свободно справляться со всеми упражнениями. Предварительно повторите и предыдущие упражнения, рассчитанные на воспитание слуховой дифференциации звуков.

     Описанные выше упражнения обеспечат ребенку возможность четкого различения на слух всех речевых звуков. Это означает, что в каждом конкретном случае он будет точно знать, какой именно звук (З, Ж или какой-то иной) ему нужно перешифровать в буквенный знак. Теперь ребенку останется только усвоить эти буквенные знаки и прочно закрепить их за соответствующими звуками. В итоге всего этого ребенок овладеет так называемыми звуко-буквенными обозначениями. Благодаря этому у него в руках окажется нечто вроде ключа, который позволит ему проникнуть в тайну письменной речи.

     Но мы говорили пока только о различении и последующем буквенном обозначении отдельно взятых звуков. Для записи же целых слов, включающих в свой состав сразу несколько или даже много звуков, необходимо четко разобраться в звуковой структуре слова. В каждом случае нужно точно знать, из каких именно звуков состоит любое записываемое слово и в каком порядке эти звуки следуют друг за другом. Это значит, что при записи каждого слова устной речи оно должно предварительно подвергнуто звуковому анализу, и в самых простых случаях написания мы должны как бы сфотографировать каждый звук, изобразив его на письме в виде вполне определенной, соответствующей ему буквы. Например, приступая к записи слова СТУЛ, ребенок должен отчетливо себе представлять, что первый звук в этом слове – С, (а не Ш или З), второй-Т, третий – У, четвертый – Л. Именно в такой последовательности эти звуки и должны быть изображены в виде соответствующих им букв ( то есть как бы перешифрованны в буквенные знаки). И лишь после этого зрительные образы букв переводятся в их двигательные образы, что осуществляется посредством движений руки при письме. Когда же мы смотрим на быстро пишущего человека, то мы видим только заключительный этап письма, и поэтому нам кажется, что весь процесс письма сводится только к движениям руки.

     Огромное внимание воспитатель на занятиях по обучению грамоте должен уделять практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звуко-слоговой структуры.

     Под развитием речи понимается работа над звукопроизношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.

     В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В основе  его лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и.т.д.

     Существует несколько  разновидностей звуковых методов. В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т.е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов – к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются. Порядок изучения звуков и слогов дается в соответствии с научной фонетикой и в последовательности, обусловленной степенью их трудности. Система обучения по этому методу опирается на развитие мышления и речи детей.

     Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса: звуковой анализ т.е. разложение слов на слоги и звуки, и синтез, т.е. соединение звуков в слоги, слогов в слова, составление слов из букв. Ребенок должен усвоить звуко-слоговое строение русской речи и обозначение звуков буквами. На начальном этапе обучения детям даются картинки с изображением каких-либо предметов, названия которых нужно проанализировать. Причем анализ этот должен производиться без участия букв, так как они могут направить действия ребенка не на выяснение строения слова, а на символизацию звуков буквами.

     Под каждой картинкой помещается графическая схема состава слова – название, которое должно быть проанализировано. Эта схема состоит из клеток по числу звуков. Например, слово мак   

                                                                     

                                                                 

Одновременно дети получают несколько картонных квадратиков синего, зеленого и красного цвета.

     Анализ слова производится следующим образом. Ребенок произносит вслух слово – название изображенного на картинке предмета; затем последовательно называет звуки, входящие в состав слова, определяя при этом, какой из звуков гласный, а какой – согласный. Соответственно заполняются квадратиками клеточки схемы: красными обозначаются гласные,синими – согласные. Например, детям дается картинка с изображением мака. Дети произносят название предмета «мак». Затем анализируют: «М-м-м-а-к», - они тянут первый звук, стремясь установить, какой он – гласный или согласный. Определив качество звука, накрывают первую клетку схемы слова, помещенной под картинкой, синим квадратиком. «М-а-а-а-к»,- продолжают далее дети устанавливать качество второг звука. Сделав это, они закрывают вторую клетку красным квадратиком. «Мак-к-к»,- завершают анализ дети и покрывают последнюю клеточку синим квадратиком. Все это служит подготовкой к новой ступени в обучении детей грамоте.

     Следующая ступень состоит в знакомстве с гласными буквами. Дети анализируют звуковую форму слова, овеществляя свой анализ квадратиками, только вместо красных квадратиков на этот раз подставляются гласные буквы – сначала а, потом я и.т.д. Новая ступень – знакомство с согласными буквами – осуществляется  последовательной заменой синих и зеленых квадратиков нужными буквами.

     Параллельно со всеми этими видами работ дети выполняют упражнения в чтении слов, предложений, а затем и текстов.

     Чтение – это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определнным правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка. «Своеобразной особенностью русской графики является слоговой принцип обозначения звуков. Он состоит в том, что в качестве единицы чтения и письма выступает слог; сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент». (Современный русский литературный язык)

     Именно этот принцип и должен быть практически усвоен ребенком, обучающимся чтению.

     В соответствии с вариантом звукового метода, детям сначала дают слова, в которых каждая буква соответствует определенному звуку – фонеме. Порядок расположения звуков, изучаемых при обучении грамоте, определяется степенью трудности их изолированного произношения. Так, сначала даются сонорные согласные, Л, М, Н, Р, так как каждый из этих звуков можно произносить длительно без всякого искажения. Смычные же К, П, Г, Б, Д, не допускающие длительного произношения, изучаются позже. Мягкие согласные также изучают в более поздний период, так как усвоение их  представляет трудности.

     При обучении грамоте соблюдается строгая последовательность в чтении слогов. Усвоение детьми приемов чтения открытого двухбуквенного слога типа МА, ША, МУ является ключом к овладению грамотой. Одновременно дети овладевают чтением двухбуквенных обратных слогов типа УМ, АМ. Следующей ступенью по степени возрастания трудности является чтение трехбуквенных закрытых слогов типа ШАР, ПАР, НОС. Если ребенок овладел чтением прямого открытого слога, он легко преодолевает и эту трудность.

     Сначала дети читают трехбуквенные слоги со стечением согласных в начале слога (два, три), потом переходят к чтению четырехбуквенных слогов со стечением согласных как в начале, так и в конце слога (танк, стол) и наконец читают пятибуквенные слоги (вдруг, столб и.т.д.).

     Сам процесс чтения начинающего обучаться грамоте ребенка качественно отличается от чтения уже умеющего читать. Последний подавляющее большинство слов воспринимает как знакомые графические образы, узнает слова по некоторым опорным буквам. Он обладает «полем чтения» или «полем зрения». При движении глаз по строке он делает несколько пауз, причем число их увеличивается в зависимости от трудности текста: чем труднее текст, тем меньше «поле чтения».

     У начинающих обучаться грамоте «поле чтения» ограничено одной буквой. Он должен вглядеться в каждую букву слова и вспомнить соответствующий ей звук. Поэтому с самого начала обучения много сил тратится на то, чтобы выработать у ребенка на изученных буквах «поле чтения», равное слогу. Слог должен стать для детей основной единицей чтения. Дети узнают, что слог – часть слова. Чем раньше дети поймут слогообразующую роль гласного звука (гласной буквы), тем легче будет им делить слова на слоги, а значит и читать,  а в дальнейшем у них будет меньше пропусков гласных при письме.

     На начальной степени обучения чтению понимание значения слова отделено от его зрительного восприятия. Ребенок, зрительно восприняв слово, произносит его и как бы повторно воспринимает на слух. Только после этого он осознает значение слова, если оно прочитано правильно и знакомо ему. Поэтому начинающий читать часто делает неправильное ударение в словах. Ему трудно объединить отдельные слоги в целое слово. Этому мешает медленный темп чтения. Ребенок часто забывает прочитанные слоги и снова возвращается к ним. Поэтому на первых порах для чтения даются детям двухсложные слова, в этом случае ребенку легче связать части слова в целое. Тем самым вырабатывается навык сознательности чтения.

     Обучение грамоте детей дошкольного возраста нужно проводить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, для этого в на чале учебного года каждый ребенок проходит диагностику. В программе по чтению определяется примерный объем умений и знаний:

1. Умение членить речь на предложения, предложения – на слова, слова на слоги. Умение различать звуки на слух и в произношении, устанавливать их последовательность в словах.

2. Умение составлять из букв разрезной азбуки и читать:а) слова, включающие открытые и закрытые слоги всех видов; б) слова, включающие как твердые, так и мягкие согласные; в) слова, содержащие стечение согласных всех видов ь и ъ знаков.

3. Умение выразительно, с соблюдением нужных интонаций, прочитать выученное наизусть стихотворение.

4.Ответы на вопросы по прочитанным предложениям, рассказу или картине. Пересказ небольшого  текста с помощью вопросов или без них.

5.Умение рассказать о своих наблюдениях за приметами времен года, о погоде.

В разделе «Письмо и развитие речи» к детям дошкольного возраста предъявляются следующие требования:

1. Умение правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться карандашом при письме.

2.Умение писать печатные буквы.

3.Умение записывать слова и предложения (схематично)

4.Умение прочитать слова и предложения.

     Весь ход занятий по обучению грамоте разбивается на три периода: подготовительный (добукварный), букварный (он в свою очередь делится на три этапа) и послебукварный.

     В подготовительный период воспитатель решает следующие взаимосвязанные задачи: а) изучает детей, выявляет индивидуальные особенности каждого; б)дает первоначальные сведения о предложении , слове, слоге, звуке; в) работает по уточнению, активизации и обогащению словарного запаса.

     В этот период воспитатель проводит свободное рассказывание детей на предлагаемые темы, обучение полным ответам, беседы об увиденном, по картинам и.т.д., слушание рассказов и сказок с последующие беседой о содержании и пересказом прослушанного, заучивание и запоминание стихотворений, логические упражнения, работу с загадками.

      Очень важное значение имеет работа по практическому ознакомлению детей с первоначальными представлениями о таких грамматических понятиях, как предложение, слово, звук,, с одновременным усвоением соответствующих терминов. На занятиях обеспечивается частая смена видов занятий при непродолжительности каждого из них: беседа сменяется рассматриванием картины, дальше идет свободное рассказывание. На каждом занятии присутствует игровой элемент.

     С момента изучения первых звуков и их буквенных обозначений ( а и у) начинается  новый период в обучении грамоте, который занимает центральное место в процессе обучения.

     Этот период делится на три этапа. Первый этап охватывает изучение 10 звуков и их буквенных обозначений: гласных а, у, ы, о и согласных м, ш, р, н, л, причем, согласные рассматриваются только в твердом варианте. Дети учатся  читать обратные двузначные слоги ( ах, ум, ам ), двузначные прямые открытые слоги ( Ра, ла, ну) и двусложные слова, состоящие из таких слогов (у-ра, ум-на, Ма-ша). В завершении работы первого этапа дети овладевают чтением односложных трехбуквенных слов, представляющих собой закрытые слоги (шар, мал, наш, сон, сом, сыр).

     Второй этап включает изучение 12 звуков и 13 букв: гласных и, э, согласных х, в, к, п, т, д, з, й, ж, б и буквы ь. Для этого этапа характерно большое внимание к изучению мягких согласных и к обозначению мягкости  согласных при обозначении в схемах.

     В течении данного периода расширяется круг знакомств детей с основными типами слогов. Они начинают читать двусложные слова с одним закрытым слогом (ли-мон, сос-на), слова, со стечением согласных и в конце слога (куст, волк), читают слова , состоящие из трех слогов.

     Третьим этапом периода предусматривается изучение всех йотированных букв (е, ё, я, ю), остальных пяти согласных звуков (г, ч, ц, щ, ф) и их буквенных обозначений.

     Таким образом, каждый из трех этапов в обучении грамоте характеризуется своими особенностями, которые влияют на методику изучения тех или иных звуков и букв.

     При обучении грамоте широко используются картинки для составления предложений и использования названия предметов в качестве исходных слов при знакомстве с новым звуком и буквой, картины для составления устных рассказов, разрезная азбука, слоговые таблицы, наборное полотно.

     Подготовка детей к школе в настоящее время включает работу, направленную на повышение языковой культуры детей.

      Вот что включает в себя программа языковой культуры речи:

Подготовка к обучению грамоте и развитию речи.

     

       В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как к языковой действительности; он подводит их к языковому анализу слов (эта задача осуществляется на протяжении всего учебного года).

     Составлять предложения из двух слов (например: «Мальчик сидит», «Птица поет», «Мы гуляем»), членить предложения на слова с указанием их последовательности ( назвать первое слово, второе слово).

     Составлять предложения из трех-четырех слов без предлогов и без союзов (например: «Девочка собирает цветы», «Мальчик нарисовал большой самолет»). Указывать последовательность слов ( назвать первое слово, второе, третье, четвертое).

     Закреплять в практических упражнениях  представления о предложении, слове (без грамматического определения).

     Членить слова на слоги: ма-ма, ка-ша и.т.д. Составлять слова из слогов.

     Делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на и.т.п.

     Таким образом, программа детского сада в настоящее время предусматривает знакомство детей с предложением, деление предложения на слова, составление предложений из двух-четырех слов, членение двусложных и трехсложных слов на слоги. Это соответствует в какой-то степени тому объему знаний, который предлагается первоклассникам в подготовительный период, т.е. в первые 3-10 дней занятий. При обучении чтению учитель в школе возвращается к этому материалу на каждом уроке, постепенно усложняя его. Поэтому умения воспитанников детских садов помогут первоклассникам в овладении грамотой.

     Работа по подготовке детей к обучению грамоте проводится один раз в неделю на занятии в объеме программы для детских садов.

     Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок в группе имел определенное место; он должен не только слушать, но и слышать воспитателя, отвечать полно и кратко на его вопросы, перессказывать прочитанные произведения составлять простые рассказы по картинкам для развития речи, выразительно читать стихотворения.

     Распределить программный материал можно так.

В течение сентября и октября научить детей составлять предложения из двух слов, делить предложения на слова, познакомить с терминами «предложение», «слово». В течение ноября и декабря закрепить умение составлять предложение из двух слов и перейти к составлению предложений из трех слов,, научить делить эти предложения на слова, членить двусложные слова на слоги. В течение января-февраля и марта закрепить полученные знания, добиваясь того, чтобы дети не путали термины «слово», «предложение», уделять больше внимания делению двусложных слов на слоги, устанавливать последовательность слогов в слове. В течение апреля – мая повторить и закрепить эти знания, уделяя особое внимание делению трехсложных слов на слоги и установлению последовательности слогов в слове.

Очень хорошо будет, если дети в полной мере усвоят понятие о звуке как простейшем элементе слога и слова, научатся воспринимать (слышать, различать) звук в любом положении его в слове, устанавливать последовательность звуков в словах и слогах, сливать звуки в слоги и слова. С термином «звук» детей знакомят тоже в детском саду. Детям дают общее представление о звуке как о явлении , которое рождается определенным способом (голосом человека, ударом колокола, свистом ветра, шумом мотора, движением поезда и.т.п.) и может быть воспринято слухом.

     Одновременно с работой, направленной на знакомство детей с предложением, словом, слогом, на вооружение их первоначальными умениями в звуковом анализе и синтезе, следует проводить и некоторую работу по подготовке детей к письму. Это можно сделать на занятиях рисованием, лепкой  и других. Воспитатель должен знать, какова правильная посадка при письме: положение головы, торса, ног, рук. Ребенок должен сидеть так, чтобы между грудью и столом оставался просвет 3-4 см. Это можно проверить, поставив кулачок малыша между грудью и столом. Спина касается спинки стула. Ноги ребенка обязательно должны находиться на подставке или же стоять под прямым углом на полу, если ребенок сидит на стуле, - они сообщают устойчивость всему туловищу. Голова должна быть слегка наклонена вперед так, чтобы между глазами и тетрадью было расстояние 25-30 см. Локти от туловища отстоят на 10 см и выступают локтевыми суставами за края поверхности стола.

     Рука пишущего располагается так, чтобы мизинец и безымянный палец, полусогнутые в стороны ладони, служили опорой для всей кисти пишущей руки. Карандаш или ручка кладется на сочленение ногтевой и второй фаланг среднего пальца, слева поддерживается подушкой большого пальца, а сверху покрывается указательным пальцем. Он должен находиться в одном сантиметре от кончика карандаша. Карандаш должен своим верхним концом быть направлен в правое плечо.

     Тетрадь нужно положить так, чтобы левый нижний угол страницы, отведенной для письма, приходился на середину груди ученика, а весь нижний край тетради с линией стола, обращенной к ребенку, образовывал угол в 25 градусов.

     Обучение письму элементов букв предшествует большая подготовительная работа, когда дети занимаются обводкой и штриховкой геометрических фигур и конкретных изображений овощей, фруктов и.т.д.

     Нужно познакомить детей с разлиновкой тетради, научить их видеть строку, ставить точки, соединять их с прямыми линиями.

     При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий воспитатель сможет хорошо подготовить детей к школе.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида второй категории № 296 г. Челябинска














Обучение старших дошкольников грамоте

Из опыта работы

                                                                 




 

Воспитатель МДОУ № 296

Л.Д.Тихомирова

I квалификационная категория












2007г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте

Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...

Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...

Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"

КонсультацияИнформационно – коммуникативные  технологии при обучении старших дошкольников грамоте...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Обучение старших дошкольников грамоте

Презентация пот теме: "Обучение старших дошкольников грамоте"...

Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...

Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...