Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Смирнова Анастасия Константиновна

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.

Занимательные упражнения и дидактические игры используются в работе  для обучения грамоте старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте

  Занимательные упражнения и дидактические игры используются в работе  для обучения грамоте старших дошкольников.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.

Игры этого периода помогают усвоить деление слова на слоги, составление слова из слогов, выделение звуков в словах и слогах.

Деление слова на слоги и составление слов из слогов.

  • Благодатным материалом для деления на слоги являются имена детей данного класса. Выбрав какое-нибудь имя, например, Шура, воспитатель по слогам произносит его имя по слогам: Шу-ра. Дети определяют на сколько частей воспитатель разделил слово, какая первая часть, какая вторая. – Можно ли разделить на слоги имя Вера? – спрашивает  воспитатель. С помощью воспитателя  дети и это слово делят на слоги. Затем дети делят на слоги каждый свое имя.
  • В этом упражнении дети учатся различать и выделять слоги в односложных и трехсложных словах – именах детей. Воспитатель называет сначала первые два слога, дети говорят третий. (Ма-ри., на).
  • Материал: набор картинок, изображающих любимые игрушки детей, и другие знакомые детям предметы. Слова, обозначающие названия предметов, должны содержать от одного до трех слогов. Дети сами загадывают друг другу первый слог или первые два слога, глядя на картинку. Воспитатель вывешивают одну из картинок. Дети молча рассматривают ее, затем кто-нибудь один или все хором называют предмет. Если в слове один слог дети поднимают один палец, если три – три пальца. Для этого упражнения можно использовать цветные счетные палочки, а также карточки с цифрами. Воспитатель проверяет каждый раз всех детей, а потом предлагает сказать слово по слогам. Дети скандируют: ба-ра-бан, ку-би-ки. Сказав слово шар, они замолкают, ясно ощутив особенность односложного слова [ 12. С. 32- 39].

Букварный период.

Особая роль слога в формировании у детей правильного навыка чтения и письма обязывает с первых шагов уделить должное внимание этой единице чтения.

  • Материал игры: серия картинок, изображающая хорошо известные детям предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, и отдельные гласные буквы. Дети рассматривают картинки и называют нарисованные на них предметы. Воспитатель распределяет карточки между детьми, у себя оставляет буквы. Игра протекает следующим образом: учитель кладет на стол одну букву, дети находят соответствующую картинки. Картинки могут быть следующие: арбуз, астра, утка, утюг, ослик, овощи. В игру также можно включать фотографии детей.
  • Воспитатель показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается слово.
  • Воспитатель показывает знакомую букву. Дети, имена которых начинается на эту букву, встают.
  • Материал игры: карточки со словами, обозначающими звукоподражания и восклицания; картинки с изображениями соответствующих персонажей. Ход игры: ребенок подбирает соответствующее изображение к звукоподражанию, громко читает; воспитатель проверяет.
  • Для самостоятельных упражнений старших дошкольников дома, особенно тех, кто слабо успевает, необходимо иметь следующий дидактический материал:

1) набор картинок, изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в состав слова;

2) набор картинок с подобранными к ним слогами;

 3) набор картинок и целые слова.

  • Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждый получает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громко его читает и, положив его перед партнером, говорит: «Переставь слоги. Какое новое слово получилось». Партнер должен положить рядом с первым словом новое слово из тех же слогов. Затем роли меняются.
  • Какое слово получишь, если переставишь буквы? Используются односложные слова, двусложные. Процесс игры такой же, как в игре «Переставь слоги» [ 12. С. 75- 81].

Включая эти и подобные игры в контекст занятия по обучению грамоте, мы повышаем познавательную активность старших дошкольников, дети становятся более заинтересованными в процесс обучения, задают больше вопросов, пытаются на них ответить.

В ходе целенаправленной работы по обучению грамоте через внедрение системы дидактических игр у большинства старших дошкольников отмечается рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности учиться.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В процессе их формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании.

 Вклад  дидактических игр  для обучения старших дошкольников грамоте

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной – ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр.

 Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения.

Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия не только для обучения грамоте, но и для успешного развития личности старшего дошкольника.

Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности, необходимой для обучения в начальной школе.

Специфическое  значение  дидактических  игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Дидактическая игра может использоваться не только в детском саду при обучении старших дошкольников грамоте, но и на всех ступенях обучения, выполняя различные функции.

Во время игры старший дошкольник – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих детей во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

 Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет дошкольника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети старшей группы детского сада. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.

Сущность данного вида игр представлено на рисунке 1[18. С. 22- 28]:

Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что  воспитатель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

Игровое правило – это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п. [18. С. 122- 127]:

Таким образом, с помощью дидактических игр при обучении грамотности дети старшего дошкольного возраста учатся различать и выделять слова и слоги. При этом воспитатель использует:  

1) набор картинок, изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в состав слова;

2) набор картинок с подобранными к ним слогами;

 3) набор картинок и целые слова.

Специфика обучения старших дошкольников  состоит в том, что обучение грамоте проводится с помощью дидактических  игр, которые

-  во-первых, выполняют обучающую задачу,  вводимую  как цель игровой деятельности и совпадающую с игровой задачей;

- во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры;

- в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: воспитатель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету занятия.

Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у старших дошкольников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале обучения грамоте, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения

Какой же вклад вносит дидактическая игра в обучение грамоте старших дошкольников в детском саду?

Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.

Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место при обучении грамоте в детском саду, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

        1.значительно повышается познавательный интерес старших  дошкольников к обучению грамоте;

        2. каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

        3. активизируется учебно-познавательная деятельность старших дошкольников;

        4. развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность;

        5. в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности;

        6. ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя;

        7. приемы и формы работы на уроках обучения грамоте возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества воспитателя;

        8. использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

Список  использованной литературы

  1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., Просвещение, 2009.
  2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении детей письму. – Москва «Просвещение» – М., Просвещение, 2008.-184с
  3. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., Авеста, 2007.
  4. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н.  Русский язык 1,2,3 классы. –М., Просвещение, 2006.
  5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в подготовительной группе детского сада./ 2- изд. –М.,Просвещение,  2009.
  6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., Просвещение, 2008.
  7. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., Просвещение, 2007.
  8. Полякова А.В. Русский язык для дошкольников . Методические указания. –М., Просвещение, 2006.
  9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в детском саду и начальных классах. –М., Просвещение, 2009.
  10. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. –М., Знание, 2007.
  11. Прохорова Е.В. Трудности у старших дошкольников на уроках письма // Начальная школа, №5, 2009.
  12. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М. – Просвещение, 2006. – 83 с.
  13. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма  дошкольников // Начальная школа, №7, 2010.
  14. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2009.
  15. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 2009.
  16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2006. – с. 32–38.
  17. Чаклин А.В., Милевская И.Л. «Сохранить здоровье смолоду», М.: «Педагогика» , 2007
  18. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., Альфа –М, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников грамоте

Развитие фонематических представлений...

Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте

Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...

Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"

КонсультацияИнформационно – коммуникативные  технологии при обучении старших дошкольников грамоте...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает  прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.В дидактических играх пе...

Статья "Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте".

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при о...