Статья "Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте".
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Основным методом при работе с дошкольниками остаётся игра.  Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр, - а именно, рассмотрение их как способа обучения, освещён в несколько меньшей степени. Вместе с тем, не секрет, что многие родители, так или иначе, пытаются сформировать у детей первоначальные навыки счёта, письма, чтения и дают это подчас недостаточно грамотно и умело, в меру своих представлений. Однако именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Нарушение чтения и письма является достаточно распространенным среди учащихся не только коррекционных, но и массовых школ и приводит впоследствии к дисграфии, дислексии, дизорфографии. У большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений при поступлении в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Одной из причин данных результатов является отсутствие специалистов, способных диагностировать речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и сумевших вовремя спланировать систему коррекционной работы. Наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма. Все вышесказанное позволило считать данную тему актуальной.

Цель: Разработка дидактических игр и педагогических условий их эффективного использования при обучении грамоте детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать у педагогов и родителей интерес к обучению и воспитанию посредством дидактических игр; составить картотеку созданных мною игр по обучению дошкольников грамоте и регулярно её пополнять; разработать конспекты занятий с использованием дидактических игр по обучению детей грамоте.

           Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое  значение для обучения детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале  игры знакомим детей с правилами, игровыми действиями, объясняем, почему их важно выполнять.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель (родитель) одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.  Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

С помощью дидактических игр воспитатель (родитель) приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Таким образом, роль дидактических игр имеет большое значение в умственном воспитании детей.

Изготовленные мною дидактические игры: 

Дидактическая игра «Домик согласных звуков»

Цель: закрепление правильного произношения согласных звуков в речи детей.

Задачи:

  • познакомить с согласными звуками и буквами, которые они обозначают;
  • познакомить с понятиями: твердый – мягкий звук, звонкий – глухой. Работать над закреплением этих понятий;
  • учить соотносить звук и образ;
  • учить умению давать характеристику согласным звукам;
  • работать над правильным звукопроизношением согласных;
  • учить определять позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец);
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
  • воспитывать усидчивость, умение слушать педагога.

Ход игры:

Дидактическую игру «Домик согласных звуков» можно использовать как в индивидуальных занятиях с одним ребенком, так и в подгрупповых и групповых занятиях по обучению грамоте.

В зависимости от цели педагога можно давать различные задания детям. В качестве игры,  на занятиях по обучению грамоте, можно использовать домик на различных этапах занятия: постановка темы и цели занятия детьми, знакомство с новым звуком, закрепление изученного звука, дифференциация изученных звуков.

На индивидуальных занятиях домик можно использовать в качестве постановки западающих звуков и их последующей автоматизации в словах и в речи ребенка.

Так же игру можно использовать с подгруппой детей 3 – 5 человек вне занятий по обучению грамоте с целью закрепления пройденного материала.

На домике есть кармашки: с синим квадратиком в начале кармашка, в середине и в конце кармашка. Они предназначены для определения позиции звука в слове. Также есть кармашки синего и зеленого цвета для определения твердости – мягкости согласного звука. Для лучшего усвоения и запоминания еще используются два шарика: твердый – мягкий. По бокам домика подвешены колокольчики: один звенит (обозначает звонкость согласного), другой молчит (обозначает глухой согласный звук). Крыша домика также двух цветов синего и зеленого.  Это для лучшего запоминания, что одной буквой на письме мы обозначаем два звука.

Сам домик безопасен для использования его детьми.

Дидактическая игра «Прожорливая гусеница»

Цель: формирование звуко – слогового анализа и синтеза; развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук.

Ход игры:

  1. педагог задает определенное слово (или предлагает картинку) ребенку. Необходимо разделить это слово на слоги, используя желтые бочонки (сколько слогов – столько и бочонков желтого цвета). Можно выполнить звуковой анализ слова, используя бочонки красного (гласный звук), синего (согласный твердый), зеленого (согласный мягкий звук). Например: звуковой анализ слова лиса – используем бочонки зеленого цвета, красного, синего и красного цвета. Слоговой анализ этого слова: используем 2 бочонка желтого цвета (2 слога).
  2. Звуковой и слоговой синтез слов. Предложить ребенку уже выложенную гусеницу. Например: синий, синий, красный, синий, красный. Ребенок должен придумать слово, которое бы соответствовало этой схеме. Так же работаем и на слоги, даем определенное количество слогов, а ребенок придумывает слова к этой схеме.

Дидактическая игра «Речецветик»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: формировать навыки слогового анализа и синтеза; формировать навыки определения места звука в слове; формировать навыки подбора картинок на отрабатываемый звук; закреплять связь звук – буква.

Ход игры:

  1. В сердцевину цветка прикрепляется карточка со слоговой схемой слова. Дети, из лежащих перед ними картинками, ищут те, в названии которых количество слогов соответствует данной схеме. Ребенок прикрепляет картинку к лепестку, объясняя свой выбор и называя слоги по порядку.
  2. Усложненный первый вариант. Добавляем ударение. Детям необходимо из предложенных картинок найти те, которые соответствуют схеме слова. Объяснить свой выбор.
  3. Перед детьми на столе разложены картинки. К сердцевине прикрепляем карточку – схему с обозначение места звука в слове. Детям предлагается из предложенных картинок выбрать те, в названиях которых встречается отрабатываемый звук в определенной позиции в слове.

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.

Ход игры: игра на определение местонахождения гласных звуков в слове. В первом вагоне едут картинки, если заданный звук находится вначале слова. Во втором вагоне едут картинки, если заданный звук находится в середине слова. В третьем вагоне  – в конце слова.

Лото «Согласные звуки»

(дифференциация звуков [л],[л'],[р],[р'])

Задачи: закреплять знание согласных звуков [л],[л'],[р],[р'], особенности их артикуляции, умения правильно их произносить; закреплять цветовой символ согласных звуков (синий – зеленый); продолжать работу над определением места звука в слове; развивать фонематический слух детей.

Ход игры: одновременно могут играть в игру пять человек. Каждый играющий берет себе карточку – поле с определенным звуком. Ведущий берет себе маленькие карточки с картинками, переворачивает их картинками вниз. Берет по одной карточке и называет картинку. Если нужный звук соответствует большой карточке, и ребенок определил его местонахождение, то маленькая картинка отдается ему, в противном случае – маленькая картинка остается у ведущего. Играющие должны собрать маленькие картинки, на своей большой карточке. Побеждает тот, кто быстрее заполнит большую карту.

Разрезные картинки «Буквы»

Задачи: знакомить детей с буквами русского алфавита, их внешним видом, количеством и расположением элементов; учить соотносить звук и букву; закреплять умение определять место звука в слове (начало, середина, конец); называть слова на заданный звук; упражнять в составлении целого из частей.

Ход игры: в эту игру одновременно могут играть от одного до пяти человек. Каждый ребенок получает одну часть с нарисованной на ней картинкой, называет ее и определяет, какую букву он будет собирать. Находит остальные части и собирает целое изображение. Называет букву и картинки, которые нарисованы рядом с ней. Дает характеристику звуку, определяет позицию звука в нарисованных картинках. Когда все играющие дети собрали свои буквы, картинки вновь перемешиваются, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Цель: автоматизация гласных звуков в речи; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Ход игры: на волшебной полянке чудо дерево растет. Чудо, чудо, чудо расчудесное! Мы по саду пойдем все яблочки со звуком (…) найдем и на яблоньку пристегнем. Ты яблочки собирай да про слова не забывай, четко их называй, звук (…) выделяй.

С дидактической игрой «Волшебное дерево» мною разработаны конспекты занятий на изучение гласных звуков и букв. Я использую игру на занятиях по обучению грамоте как для изучения нового звука и буквы, так и для закрепления изученного материала. Так же использую игру для определения темы занятия детьми. Можно использовать игру при индивидуальном ознакомлении или повторении или для небольшой группу детей.

Лото «Гласные звуки»

Задачи: закреплять знание гласных звуков [а],[о],[у],[и], [ы], [э,] особенности их артикуляции, умения правильно их произносить; закреплять цветовой символ гласных звуков (красный); продолжать работу над определением места звука в слове; развивать фонематический слух детей.

Ход игры: одновременно могут играть в игру семь человек. Каждый играющий берет себе карточку – поле с определенным звуком. Ведущий берет себе маленькие карточки с картинками, переворачивает их картинками вниз. Берет по одной карточке и называет картинку. Если нужный звук соответствует большой карточке, и ребенок определил его местонахождение, то маленькая картинка отдается ему, в противном случае – маленькая картинка остается у ведущего. Играющие должны собрать маленькие картинки, на своей большой карточке. Побеждает тот, кто быстрее заполнит большую карту.

Игра - ИКТ «Тайны гласных звуков».

Цель: Закрепить изученный материал

Задачи: повторить все гласные звуки; отработать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); отработать умение выделять первые звуки в словах; развивать фонематический слух, мелкую моторику, внимательность; воспитывать усидчивость, умение слушать товарищей.

Ход игры: дети выбирают одну из гласных звуков и выполняют предложенное задание.

Методические пособия: гласные буквы А, О, У, И, Ы, Э; согласные буквы В, Л, Р (в синем и зелёном цвете); папка «Логопедические игры с мячом», цикл занятий по обучению грамоте в старшей группе с использованием игры «Волшебное дерево».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников грамоте

Развитие фонематических представлений...

Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте

Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...

Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...

Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"

КонсультацияИнформационно – коммуникативные  технологии при обучении старших дошкольников грамоте...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Обучение старших дошкольников грамоте

Презентация пот теме: "Обучение старших дошкольников грамоте"...

Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...