Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с правилом определения количества слогов в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми старшей группы

Воспитатель МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» города Кирова

 Костина Надежда Васильевна

Задачи:

Образовательные

Способствовать развитию умения детей выделять звуки в слове, определять количество слогов в слове, соотносить с соответствующей схемой.

Развивающие

Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления. Определять принадлежность к гласным и согласным звукам.

Воспитательные

Поощрять самостоятельность, дружелюбное отношение к сверстникам и желание помогать друг другу

Ход

Воспитатель обращает внимание детей на загадочную игрушку на книжной полке

- Кто это к нам пришел в гости? (на полке находится игрушка Кроша)

- Ребята, да он не с пустыми руками, он принес нам загадки, попробуем их отгадать?

  • К – в одежде богатой, сам слеповатый. Живет без оконца, не видывал солнца. (крот)
  • Р – у какой кисочки на ушах кисточки. (рысь)
  • О – по горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)
  • Ш – Сидит на макушке, завязаны ушки. (шапка)

Дети отгадывают загадки и находят картинки-отгадки, выделяют первый звук и находят соответствующую букву.

Воспитатель

- Ребята, что это у нас получилось? ( дети читают слово – Крош)

- А, наш гость решил с нами познакомиться, и зашифровал свое имя, которое вы так легко отгадали.

- Я слышала, что в стране смешариков жители захотели научиться читать, но не знают, как это сделать. Они прислали к нам Кроша, чтобы вы его научили выделять звуки в словах.

- Ну, что поможем смешарикам?

- Тогда давайте сыграем в игру «Угадай первый звук». Проводится игра с мячом, ведущий  называет слово и бросает мяч игрокам, а игроки называют первый звук в данном слове и кидают мяч ведущему.

- Молодцы, мне кажется Крошу очень понравилась эта игра. А вам?

- Ребята, а давайте расскажем Крошу какие бывают звуки и определим их количество. На мольберте выставляется картинка с изображением РОЗЫ.

- Р-Р-Р-оза, кто догадался, какой первый звук в этом слове? Какой фишкой мы его обозначим? Выходит по желанию ребенок, выкладывает нужную фишку и объясняет свой выбор.

Далее аналогично разбираются остальные звуки данного слова.

- А кто уже сосчитал, сколько звуков в слове РОЗА?

- Кто сможет назвать волшебные гласные звуки в слове РОЗА? Дети называют и объясняют, почему они называются гласными. Аналогично проводится работа с согласными звуками.

- Ребята, какой в этом слове первый гласный звук? Какой первый согласный? И т.д.

- Молодцы, как вы хорошо умеете определять звуки. А сейчас давайте вместе с нашим гостем отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Зайчики»

Девочки и мальчики, представьте, что вы зайчики.

1,2,3,4,5 – начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики, представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка - прыг и ускакал.

- Отдохнули? Ну, что будем дальше помогать Крошу. Давайте сыграем в игру «Раздели слово на слоги». Ребята, вы знаете, как можно это сделать? (прохлопать, простучать, положить ладонь под подбородок и т.д.) Вы знаете, я в букваре прочитала очень интересное правило, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

- А мы с вами уже знаем, сколько в слове РОЗА гласных звуков? Значит, мы можем сказать, сколько в этом слове слогов. Давайте проверим. Дети уже знакомыми способами определяют количество слогов и приходят к выводу, что правило верно.

- Ребята, к этой игре можно подобрать схемы. Выбирайте любую картинку, разделите данное слово на слоги и подберите соответствующую схему. Дети работают самостоятельно. Воспитатель первый называет свою картинку и показывает схему. После выполнения задания дети проверяют правильность друг у друга, показывают и объясняют свой выбор Крошу.

- Какие вы молодцы! Мне кажется Крош у нас многому научился. Посмотрите, какой он веселый, ему очень понравилось. А вам?

Далее проводится рефлексия – что понравилось? Чему научились? Какая игра больше всего понравилась? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методические рекомендации по обучению грамоте в старшей группе. Буква Г. Звуки Г ГЬ

Рекомендации для родителейЗвук Г (согласный, твёрдый, звонкий) Обозначается, синим кружочкомЗвук ГЬ (согласный, мягкий, звонкий) Обозначается, зелёным кружочком1.     Прописать бук...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Методическая разработка по обучению грамоте в средней группе ДОУ "Знакомство с буквами и гласными звуками А, О, У, И"

Данная разработка предназначена для работы с детьми среднего возраста по обучению грамоте. Материал основан на программе обучения грамоте детей Н.В.Нищевой. На первом этапе проходит ознакомление ...

Методическая разработка по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в подготовительной группе "Спасение Белоснежки"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Спасение Белоснежки"....