Методическая разработка по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в подготовительной группе "Спасение Белоснежки"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Спасение Белоснежки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия 

в подготовительной группе

 по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Воспитатель: Рещикова Елена Викторовна

Тема: «Спасение Белоснежки»

Задачи:

  • выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки в словах;
  • делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;
  • дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
  • составлять схему предложения;
  • совершенствовать практические умения и навыки детей;
  • развивать грамматический строй речи;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • дать возможность детям показать свои знания и умения;
  • воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы; совершенствовать навыки коммуникативного общения;
  • здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из картона; картинки с изображением Белоснежки, колдуньи, гномов и волшебного замка; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; картинка для составления схемы предложения; квадраты синего, зелёного, красного цветов, сигнальные карточки; цветные карандаши; жёлтые круги для рисования смайликов; мяч.; интерактивная доска.

Ход занятия:

Подготовительная часть.

Организационный момент.

        -Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

        - А теперь друг друга (Давайте за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся).

Основная часть.

Сюрпризный момент.

– Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел сегодня утром. Я обнаружила, что мне по почте пришло письмо. Интересно, что там. Сейчас я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, я узнала, что в группе «Почемучки» очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок за семь замков. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. Заданий будет семь. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать ключ. Если к концу пути вы соберёте семь ключей, то они попадут к гномам и тогда они смогут освободить меня. Ну, а если нет, то я навсегда останусь в каменном замке».

– Ребята, ну что поможем Белоснежке? Освободим её?

– Ребята, дорога длинная, нас ждёт много испытаний.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём

Волшебство начнётся,

В сказку попадем!

– Для того чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.

– Готовы? (Да)

        

Вопросы:

– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

– Какие бывают звуки речи? (Гласные и согласные)

        - Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласные можно петь, тянуть, и когда мы их произносим, мы не встречаем преграды; а когда произносим согласные звуки, встречаем преграды в виде зубов, языка, губ).

– Чем отличается «звук» от «буквы»? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

– А сейчас давайте пройдём к столам. Дети занимают места за столами.

(После каждого задания воспитатель вывешивает ключ).

  1. Задание «Буква спряталась»

– Ребята, давайте постараемся угадать, какая буква пропала (работа с карточками).

Ключ 1.

  1. Задание «Лишняя буква».

– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. (Работа в парах) 

К  У  А  О  И

Л  А  В  Т  С

В  Р  Е  Д  З

У  О  Э  Й  А

Ключ 2.

- Для того чтобы получить следующее задание, необходимо преодолеть препятствие, ответив на вопросы:

– А какими бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные)

Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».

– Я буду называть твёрдый звук, а вы мягкий. (С-СЬ, М-МЬ, В-ВЬ, Л-ЛЬ, К-КЬ, Т-ТЬ, П-ПЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, Ц-(всегда твёрдый).

– Молодцы, и так, мы можем перейти к третьему заданию, чтобы получить ключик.

  1. Задание «Твёрдый или мягкий звук».

– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.

– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, Мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.

Ключ 3.

- Давайте немного отдохнём.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют            

(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О»

Получается легко                        

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Вверх поднимем,

Глянем вниз,

Вправо- влево повернем,                  

(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево)

Заниматься вновь начнем.                    

(Моргают глазами)

– И вот, новое препятствие. Чтобы получить следующее задание, ответьте на вопросы.

– Ребята, на что делятся слова? (Слова делятся на слоги)

– Что такое слог? (Слог – это часть слова, которая произносится одним толчком воздуха.)

        

  1. Задание «Разделите слова на слоги».

– Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите на слоги.

- Какие способы мы используем, чтобы разделить слово на слоги?

(Хлопки в ладоши; ладонь, приложенная к подбородку; сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(Часы)

Кто зимой холодной,

В лесу ходит злой и голодный?

(Волк)

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.

(Собака)

- Какие слова называются короткими? (Слова, состоящие из одного слога.)

Игра  «Придумай слово»

- А теперь давайте поиграем.

Прежде чем я скажу, в чём заключается правила игры, напомните мне, пожалуйста:

– Какие  гласные буквы указывают на твердость согласного?

(А, О, У, Ы, Э).

– Какие же гласные буквы указывают на мягкость согласного? 

(Я, Ё, Ю, И, Е).

Воспитатель передаёт карточки со слогами, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.

– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)

Слоги:

ЛА, КУ, ЛИ, ДЕ, МУ, НИ, СО, БА, ГИ, РА.

Ключ 4.

  1. Задание «Зашифруй слово».

– Ребята, прочитайте слова на доске и зашифруйте их с помощью знаков – квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Яма, Ель)

- А теперь  разделите слова на слоги, поставьте ударение в этих словах и назовите ударную гласную; а также, сколько букв в этих словах и звуков, объясните ответ.

Игра  «Определи место звука в слове»

(Работа в парах) Используя схему, обозначь место звука в слове. Поменялись карточками, проверили друг друга.

Ключ 5.

               Физкультминутка

Воспитатель. Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.

Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать спасать Белоснежку.

  1. Задание «Собери и прочитай».

(Работа в группах) Дети собирают из разложенных карточек предложения и читают их.

Ключ 6.

  1. Задание «Схема предложения».

- Очередное препятствие. Чтобы получить задание, вспомните, что такое предложение? (Это одно или несколько слов, связанных по смыслу.)

– Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я  прочитаю  вам предложение, а вы определите, какая схема из четырёх подходит к нему.

  1. Мальчик читает книгу.    2. Дети играют в мяч.

– А теперь вы придумайте предложение вот по этой картинке. Составьте схему к нему.

– Ребята, напоминаю, что у первого прямоугольника правая сторона повыше и обозначает начало предложения.

– А почему первое слово мы обозначаем так? (Потому, что первое слово в предложении пишется с большой буквы).

– И вот мы выполнили последнее задание, и получаем седьмой ключик.

Ключ 7.

 

- Какие вы молодцы! Теперь мы отправим эти ключи гномам, и они, наконец-то, освободят Белоснежку. Ой, что-то не получается… Что же нам мешает? Ещё есть одно задание, без него все наши старания будут напрасны.

Задание «Расскажи алфавит»

- Вам необходимо рассказать  алфавит с правильным произношением букв (по цепочке).

– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна! Благодаря вам, вашим знаниям и умениям, мы смогли получить все 7 ключей и освободить её.

Заключительная часть.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём

Волшебство закончится,

В группу попадем!

Рефлексия деятельности.

– Вам понравилось наше путешествие в сказку?

– Как вы думаете, какое из наших испытаний могло понравиться нашим гостям?

«Смайлики»

У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающейся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что то было не понятно, сложно, то грустный смайлик. Вывешиваем смайлики на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Методическая разработка  по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...

Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для дошкольников с ОНР по теме: «Школа»

Логопедическое занятие для детей с  общим недоразвитием речи  разработанное в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным. Игры и упражнения. использованные в данной ...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...