консультация для воспитателей "Основные задачи образовательной области Речевое развитие"
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Консультация представлена в виде презентации. В данном материале перечислены основные задачи, которые должны решаться воспитателями старших и подготовительных групп в образовательной области "Речевое развитие"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей: Основные задачи образовательной области «Речевое развитие» (старший дошкольный возраст) Учитель-логопед Ишанова И.Ю. Дошкольное отделение «Созвездие» ГБОУ гимназии 625

Слайд 3

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ Опираемся на лексический принцип построения образовательной деятельности, т.е. включаем лексику определенной темы во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие ; физическое развитие.

Слайд 4

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ Совершенствуем фонематический слух: Учим называть слова с определенным звуком; Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Учим находить слова с заданным звуком в ряду слов, в составе предложения; Отрабатываем интонационную выразительность речи (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Слайд 5

Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Используем данные схемы, объясняя что полоска- это слово, темные прямоугольники подсказывают место звука в слове. Звук в начале в середине в конце

Слайд 6

Знакомим со схемой звукового анализа:

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Данный подраздел неразрывно связан с задачей обогащения активного словаря, т.к. все грамматические категории усваиваются при практическом использовании в ходе изучения определенных лексических тем. Особое внимание рекомендуется уделять следующим практическим навыкам: Образование существительных с уменьшительными и увеличительными оттенками (яблоко, ножище); Образование глаголов с оттенками значений (приставочных глаголов); Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. На сегодняшний день актуальным становится закрепление правильного использования в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе, согласование существительных мужского, женского и среднего рода с глаголами и прилагательными.

Слайд 8

Для справки: Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?».(красный, сладкий, весёлый и т.п.) Относительные прилагательные о бозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?»(железный, деревянный, шерстяной и т.п.) Притяжательные прилагательные о бозначают принадлежность предмета живому существу или лицу. Отвечают на вопрос « чей?». ( бабушкин , заячий, лисий ).

Слайд 9

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Данный подраздел включает совершенствование монологической и диалогической речи. Составление предложений по вопросам, по предметным картинам; Распространение предложений однородными членами; Составление сложноподчиненных предложений с использованием союзов чтобы, потому что, если, если бы и т.д. Составление описательных рассказов по заданному плану; Составление рассказов по серии картин; Составление рассказа по сюжетной картине; Сочинение коротких сказок на заданную тему; Пересказ текста с элементами драматизации; Пересказ рассказа по составленному плану.

Слайд 10

Пример серии из 3х картин для составления рассказа.

Слайд 11

Схематический план для составления рассказа-описания.

Слайд 12

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Дети должны усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Образовательная деятельность в данном подразделе направлена на формирование стойких умений и навыков в следующих видах деятельности: Дифференцировать гласные и согласные звуки; Дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости, твердости-мягкости; Определять количество слогов в слове, ударный слог; Подбирать слова с заданным количеством слогов; Определять количество слов в предложении; Составлять предложения с заданным количеством слов;

Слайд 13

Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов без стечения согласных (дом, каша); Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением согласных (стол, кошка); Преобразовывать слова путем замены, перестановки, добавления звуков; Познакомиться с печатными буквами русского алфавита. Складывать и читать прямые и обратные слоги, слоги со стечением 2-х согласных букв; читать односложные, двухсложные, трехсложные слова без стечения согласных, со стечением согласных в одном из слогов. Здесь же должна проводится работа по предупреждению возникновения дисграфии и дислексии.

Слайд 14

Карточки-схемы для обозначения звуков: гласный, твердый согласный, мягкий согласный.

Слайд 15

Карточки-схемы для обозначения звуков: согласные глухие-звонкие, твердые-мягкие (использовались для подготовительной группы).

Слайд 16

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ О ] [ А ] [ У ]

Слайд 17

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ Ы ] [ И ] [ Э ]

Слайд 18

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.

Слайд 19

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости; (двигательной памяти, переключаемости движений ); формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: “пальчиковый бассейн” − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью); «Волшебный мешочек». С помощью этих приспособлений можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

Слайд 20

Литература: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1991. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1993. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. – Санкт-Петербург, 1995.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей: Основные задачи образовательной области «Речевое развитие» (старший дошкольный возраст) Учитель-логопед Ишанова И.Ю. Дошкольное отделение «Созвездие» ГБОУ гимназии 625

Слайд 3

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ Опираемся на лексический принцип построения образовательной деятельности, т.е. включаем лексику определенной темы во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие ; физическое развитие.

Слайд 4

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ Совершенствуем фонематический слух: Учим называть слова с определенным звуком; Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Учим находить слова с заданным звуком в ряду слов, в составе предложения; Отрабатываем интонационную выразительность речи (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Слайд 5

Учим определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Используем данные схемы, объясняя что полоска- это слово, темные прямоугольники подсказывают место звука в слове. Звук в начале в середине в конце

Слайд 6

Знакомим со схемой звукового анализа:

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Данный подраздел неразрывно связан с задачей обогащения активного словаря, т.к. все грамматические категории усваиваются при практическом использовании в ходе изучения определенных лексических тем. Особое внимание рекомендуется уделять следующим практическим навыкам: Образование существительных с уменьшительными и увеличительными оттенками (яблоко, ножище); Образование глаголов с оттенками значений (приставочных глаголов); Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. На сегодняшний день актуальным становится закрепление правильного использования в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе, согласование существительных мужского, женского и среднего рода с глаголами и прилагательными.

Слайд 8

Для справки: Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?».(красный, сладкий, весёлый и т.п.) Относительные прилагательные о бозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос « какой?»(железный, деревянный, шерстяной и т.п.) Притяжательные прилагательные о бозначают принадлежность предмета живому существу или лицу. Отвечают на вопрос « чей?». ( бабушкин , заячий, лисий ).

Слайд 9

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Данный подраздел включает совершенствование монологической и диалогической речи. Составление предложений по вопросам, по предметным картинам; Распространение предложений однородными членами; Составление сложноподчиненных предложений с использованием союзов чтобы, потому что, если, если бы и т.д. Составление описательных рассказов по заданному плану; Составление рассказов по серии картин; Составление рассказа по сюжетной картине; Сочинение коротких сказок на заданную тему; Пересказ текста с элементами драматизации; Пересказ рассказа по составленному плану.

Слайд 10

Пример серии из 3х картин для составления рассказа.

Слайд 11

Схематический план для составления рассказа-описания.

Слайд 12

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Дети должны усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Образовательная деятельность в данном подразделе направлена на формирование стойких умений и навыков в следующих видах деятельности: Дифференцировать гласные и согласные звуки; Дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости, твердости-мягкости; Определять количество слогов в слове, ударный слог; Подбирать слова с заданным количеством слогов; Определять количество слов в предложении; Составлять предложения с заданным количеством слов;

Слайд 13

Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов без стечения согласных (дом, каша); Выполнять звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением согласных (стол, кошка); Преобразовывать слова путем замены, перестановки, добавления звуков; Познакомиться с печатными буквами русского алфавита. Складывать и читать прямые и обратные слоги, слоги со стечением 2-х согласных букв; читать односложные, двухсложные, трехсложные слова без стечения согласных, со стечением согласных в одном из слогов. Здесь же должна проводится работа по предупреждению возникновения дисграфии и дислексии.

Слайд 14

Карточки-схемы для обозначения звуков: гласный, твердый согласный, мягкий согласный.

Слайд 15

Карточки-схемы для обозначения звуков: согласные глухие-звонкие, твердые-мягкие (использовались для подготовительной группы).

Слайд 16

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ О ] [ А ] [ У ]

Слайд 17

Карточки-подсказки для определения гласных звуков [ Ы ] [ И ] [ Э ]

Слайд 18

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.

Слайд 19

Некоторые виды деятельности по профилактике дисграфии: Моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости; (двигательной памяти, переключаемости движений ); формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: “пальчиковый бассейн” − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью); «Волшебный мешочек». С помощью этих приспособлений можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

Слайд 20

Литература: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой . – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1991. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева , Г.В.Чиркина . – Москва, 1993. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. – Санкт-Петербург, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти» Цель: побудить родителей к обучению дет...

Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы.    Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...

Консультация для педагогов «Возможности применения мягких игровых модулей для решения задач образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Ладушки»

Консультация для педагогов «Возможности применения мягких игровых модулей для решения задач образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Ладушки&r...

Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.

Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Весёлые паровозики...

Задачи образовательной области «Речевое развитие» в контексте ФГОС.

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Г...

НОД: Непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Осторожно улица!»(Повторение

Научить детей соблюдать правила поведения на улице, в транспорте на проезжей части дороги; развивать внимательность на улицу, на дороге ;развивать умение применять полученные навыки на практике....