Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы
материал по развитию речи (старшая группа)

Хода Марина Олеговна

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы. 

   Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом» в решении задач по овладению детьми речью как средством свободного общения. Позволить детям общаться, спорить, высказываться, делиться впечатлениями - все это опыт и практики, в процессе которых дети предпринимают попытки, тренируются, ошибаются, находят верные варианты. И именно в практике при правильной поддержке взрослых формируются необходимые речевые навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgutov_konfer_2018_g.docx53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тындинского района

АВГУСТОВСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

СЕКЦИЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

 ГРУПП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ТЕМА творческой площадки:

«Реализуем стандарт вместе: качество, опыт, педагогическое мастерство».

«Основные тенденции и направления реализации педагогической компетенции в организации предметно-пространственной среды в контексте реализации ФГОС ДО» -  образовательная область «Речевое  развитие»

Выполнила:                М.О.Хода

воспитатель высшей категории

ГДО МОКУ «Олекминская СОШ»

п.Олекма

2018

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие»

     Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Данный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь.

     Дошкольное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений особое внимание педагогов и родителей всегда привлекала работа по речевому развитию детей дошкольного возраста. И это не случайно, поскольку в дошкольной педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.

    Общение является одной из самых важных составляющих в жизни каждого человека. Человек - существо общественное, и большую часть своей жизни он проводит среди людей, непрерывно взаимодействуя с ними. И от того, как складываются эти взаимоотношения, зависит его настроение, успехи и в целом сама жизнь. В последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дети испытывают определённые сложности в установлении контактов как со взрослыми, так и со сверстниками. Про таких детей говорят, что у них ещё не сформирована коммуникативная компетентность, которая включает в себя следующие моменты:

  • желание вступать в контакт: «Я хочу!»,
  • знание общепринятых норм и правил общения с окружающими: «Я знаю!»,
  • умение организовать этот контакт: «Я умею!» - внимательно слушать собеседника, эмоционально переживать, находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, учитывать интересы других и пр.

     И не случайно ФГОС ДО выделяет в качестве первостепенной задачи - «владение речью как средством общения и культуры».

     Основное предназначение языка  быть средством человеческого общения. Собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и самопознания. Активная речь играет ключевую роль и в социализации ребенка, как на индивидуальном, так и групповом уровне, помогает ребёнку овладеть различными социальными ролями, опытом, нормами социальной жизнедеятельности.

     Традиционно, при реализации задач по речевому развитию структурными компонентами деятельности являются:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие интонационной культуры речи и речевого творчества;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     Но зачастую случается так, что выполняя все эти задачи, методично включая задания по каждому из этих структурных разделов в деятельность по развитию речи детей, мы не достигаем основной задачи - владения речью как средством общения. Речь детей при общении друг с другом, со взрослыми скудна и однообразна; детям сложно вступать в контакт, поддерживать разговор, рассказывать о происходящем, обмениваться мнениями, решать с помощью речи конфликтные ситуации.

     Эта проблема обусловлена отсутствием или недостаточностью компонентов активной речевой среды в группе детского сада.

     Речевая среда - это целый комплекс разнообразных видов речевой деятельности, способствующих раскрытию речевого ресурса каждого ребенка как средства свободного общения, овладения опытом и нормами социальной жизнедеятельности, познания и понимания природных процессов и процессов мироустройства.

    Важно понимать, что речевое развитие происходит не только во время проведения непосредственно организованной деятельности (НОД), а в основном в свободной и совместной деятельности детей и взрослых, в процессе возникших ситуаций, общения, диалогов, игр и т.п. И грамотно организованная речевая среда должна раскрепощать детей, способствовать высвобождению речи, активизировать детские попытки построения речевых оборотов.

     Сейчас мы рассмотрим  основные характеристики активной и комфортной речевой среды, которую важно создать в каждой группе детского  сада.

  1. Интенсивное общение.

    Процесс взаимодействия взрослых с детьми, способствующий достижению положительной динамики развития речевых процессов, основывается на общении. Поэтому центральным компонентом содержания является интенсивное общение педагога с группой детей и индивидуально с каждым ребенком. Существенной характеристикой деятельности и условием эффективности реализации образовательных задач речевого развития является язык общения педагога с детьми. Важно, чтобы он был естественным, обеспечивающим эффект простоты без примитивности, и вместе с тем содержал яркие образы, в том числе метафорические.

  1. Эмоционально и психологически комфортная среда.

     Для создания такой среды основными положительными ориентирами процесса взаимодействия детей со взрослыми должны стать следующие:

  • существование личностных отношений между ребенком и взрослым, искреннее уважение личности, достоинства, индивидуальных особенностей, желаний и мотивов каждого ребенка со стороны взрослого (индивидуализация и гуманистический характер процесса взаимодействия) - все это способствует «раскрытию» ребенка, высвобождению и активизации его речевого потенциала;
  • ежедневное совместное проживание ребенком (детьми) и взрослым эмоционально значимых для ребенка (детей) реальных и игровых ситуаций, содержания художественных произведений, музыкальных произведений, мультфильмов и др.;
  • организация совместной интегративной творческой, разнообразной, эмоционально насыщенной значимыми для ребенка (детей) компонентами деятельности взрослого и ребенка (взрослого и группы детей), с учётом (пониманием) импульсов, желаний, мотивов, потребностей, интересов и склонностей детей;
  • отказ взрослых участников образовательного процесса от категоричной побудительности; сведение к минимуму императивности в общении с детьми;
  • предоставление детям, исходя из особенностей конкретных ситуаций, максимально широкого поля альтернативности их действий (положения в пространстве, передвижений, высказываний и т.п.), а также инициативности в выборе видов, характера и объема деятельности;
  • поощрение со стороны взрослого участника образовательного процесса положительных проявлений независимости, самостоятельности, инициативности, нестереотипного (с доминированием индивидуального начала) поведения ребенка, в том числе - речевого.

  1. Активное «оречевление» всех видов детской деятельности. 

   Реализация задач образовательной области «Речевое развитие» происходит во всех видах деятельности, сопровождает любые действия и ситуации, обеспечивает коммуникацию при реализации всех остальных образовательных областей. Речь помогает быть услышанным, объяснять, доказывать, спорить, общаться и договариваться. Важно это понимать и использовать, активно «оречевлять» любые образовательные ситуации и события, как взрослыми, так и самими детьми. Речь становится средством интеграции всех видов деятельности, таких как:

  • игровая (включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские и театрализованные игры и т.д.);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (действия с предметами, исследование объектов

окружающего мира, экспериментирование, поиск необходимой информации и т.д.),

  • творческая (драматизация, рисование, лепка, пение, танцы и т.д.),
  • физкультурно-оздоровительная (двигательные игры со словом, речевые зарядки,
    соревнования, обсуждения вокруг спортивной тематики и здорового образа жизни и т.д.)

  1. Разнообразные формы и методы речевого развития.

    Разнообразие речевых игр и заданий, их частая сменяемость помогает организовать речевое развитие как в процессе НОД, так и в течении всего дня:

  • ситуативное и специально организованное общение взрослых и детей друг с другом (ситуации «вопрос-ответ», диалоги, монологи, инициативные высказывания, обмен мнениями, беседы, обсуждения, объяснения, рассуждения),
  •  чтение художественной литературы; 
  • составление пересказов и рассказов (с наглядной основой и без неё);
  • детское сочинительство (речёвок, песенок, попевок, стихотворений, рассказов и сказок, историй-фантазий, пьес для театральной постановки и т.п.);
  • инсценировки и драматизации;
  • игры со словом (словообразование и словотворчество),
  • игры со звуками (фонетические игры),
  • игры с предложением (поиск грамматической формы),
  • игры с речью (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные),
  • действия с речью (речевые комментарии действия, логоритмические упражнения, речевые зарядки).

          Организация образовательной деятельности по речевому развитию предполагает использование педагогами разнообразных  техник и приёмов, направленных на раскрытие речевого ресурса ребенка и становление культуры и норм правильной речи:

  • приёмы, обеспечивающие позитивную мотивацию, познавательный интерес и познавательную речевую активность дошкольников (ситуации успеха, поощрения, награждения, проблемные ситуации, техники речевого раскрепощения, использование привлекательных развивающих средств и т.п.);
  • приёмы активизации речевой деятельности (приёмы настроя на высказывание, речевые зарядки, «погружение» в социальные роли, техники «письменной речи», коллективные обсуждения и т.п.)
  • сочетание приёмов, обеспечивающих подачу материала с максимальным использованием аудиального, визуального и кинестетического каналов восприятия (наглядный показ, тактильный контакт, речевой образец, словесная просьба, моделирование предстоящего действия и т.п.);
  • приёмы, способствующие ассоциативно-образному восприятию речевого материала и его логическому осмыслению (метафорическое представление информации, прием «погружения» в ситуацию, приём «воображаемых» событий и т.п.);
  • техники и приёмы, направленные на развитие самостоятельной организации деятельности и формирование опыта речевого поведения (упражнения, алгоритмы, схемы-планы, воспитывающие ситуации и т.п.)
  • игровые приемы запоминания последовательности предстоящего высказывания и заучивания слов, стихотворений, микротекстов, любой информации (демонстрация сюжета, моделирование плана высказывания, составление ассоциативных рядов, приёмы мнемотехники и т.п.);
  • приёмы сказкотерапии (сопровождение сказкой), интегративно используемые в различных видах образовательной деятельности.

  1. Развитие детской субкультуры.

   Особое внимание в процессе реализации задач речевого развития должно уделяться развитию детской субкультуры посредством речевых форм взаимодействия. Приветствуется создание условий для обособленного диалогического общения детей, разнообразных контактов в группах по интересам, коллективного обсуждения ситуаций и событий. Значимым является и характер взаимодействия детей друг с другом. Взрослые должны способствовать установлению доброжелательного общения, налаживанию контактов детей друг с другом посредством речи, игрового сюжета, совместной увлекательной деятельности, совместного выполнения просьб и поручений, активному использованию форм речевого этикета, вежливого общения друг с другом и взрослыми.

  1. Поддержка детской инициативы.

    Очень важно поддерживать проявлений детской инициативы во всех «оречевляемых» видах деятельности (планирование и организация игры, импровизация в театрализованных играх, описание авторского замысла, речевые комментарии к деятельности и т.д.).

     Педагоги должны поддерживать         активные желания детей , такие как:

  • задавать вопросы познавательного характера;
  • попытки сочинять истории и сказки;
  • выбирать интересные книги для прочтения;
  • инициативные включения в общий разговор, в беседу, в диалог;
  • попытки выражать и отстаивать свою точку зрения, поддерживать или не соглашаться с точкой зрения сверстников, аргументировать свои высказывания и т.п.

   Не менее важным моментом, способствующим развитию детской инициативности, является насыщение среды наглядностью, стимулирующей детей к высказываниям и обсуждению: картины и репродукции, выставки, элементы оформления группы, коллекции книг, уголки литературы и книгоиздательства, интересные игры и игрушки и т.п.

  1. Вовлечение семьи в процесс речевого развития должно происходить контекстом
    деятельности, через использование таких форм, как:
  • «вхождение» в образовательные ситуации (занятия, праздники, развлечения, экскурсии),
  • участие в проектной деятельности, общение в кругу семьи с попытками решения задач речевого развития (способствование интенсивности детских высказываний, совершенствование культуры и норм речи, развитие интереса к произведениям художественной литературы и т.д.).

Особый акцент в процессе «включения» семьи в образовательную деятельность необходимо делать на естественный формат речевого взаимодействия с детьми за счёт простоты форм (совместное оформление выставок и декораций к спектаклям, совместный поиск информации к проекту, совместная уборка группы, обсуждение события и т.п.)

   

Заключение

   Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом» в решении задач по овладению детьми речью как средством свободного общения. Позволить детям общаться, спорить, высказываться, делиться впечатлениями - все это опыт и практики, в процессе которых дети предпринимают попытки, тренируются, ошибаются, находят верные варианты. И именно в практике при правильной поддержке взрослых формируются необходимые речевые навыки. Нужно помнить об этом!

В своей работе воспитатели применяют современные  технологии.

   Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим. Технологии – это система методов, способов, приемов обучения, последовательность определенных действий, направленных на достижение поставленных целей.

   Среди современных технологий речевого развития можно выделить следующие:

  • Здоровьесберегающая технология;
  • Мнемотехника;
  • Синквейн;
  • Технология познавательно-исследовательской деятельности;
  • Технология проектной деятельности;  
  • ИКТ технологии;
  • Технология интегрированного обучения.

Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Вот ряд здоровьесберегающих технологий, которые используют воспитатели в своей педагогической деятельности:

  • дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки»«Повороты головой»«Погончики»«Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения;
  • развитие мелкой и общей моторики пальцев рук является важным видом деятельности, который способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями;
  • массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Мы используем массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, предплечья, а также лица и шеи; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры;
  • релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используем для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи;
  • психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность этой деятельности предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются в театральной деятельности, логоритмике, во время динамических пауз в процессе сюжетно — ролевых игр;
  • музыкотерапия — технологии музыкального воздействия, используем в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Применяем эту технологию для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
  • динамические паузы (физкультминутки) проводим для профилактики утомления детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминутки проводятся в игровой форме в середине непосредственно — образовательной деятельности. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других здоровьесберегающих технологий;
  • пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности;
  • подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, как часть физкультурной деятельности, во время прогулки, а также в групповой комнате, как малоподвижные игры;
  • песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.

    Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников является «синквейн». Он помогает исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Мне очень нравится этот метод.

    Используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

    Недавно на страницах журнала познакомилась с новым способом «опорный речевой конструкт», который можно использовать, подводя итоги деятельности. Он состоит из нескольких вопросов «Чем ты занимался? С кем ты занимался? Почему это понравилось?». Этот способ можно использовать в разных играх. Напрмер в игре «Что произошло?»: «Кто на картинке? Что они делают? Что произошло до этого? Или Почему это произошло?». Вариантов можно придумать много, но важно помнить одно нехитрое правило «Каков вопрос – таков и ответ»

Современные педагогически технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.

Одними из основных принципов обучения дошкольников являются наглядность, сознательность, активность детей в усвоении и применении знаний. Технические ресурсы, широко используемые в последнее время , дают возможность соблюдать все эти принципы в процессе обучения. Наибольший интерес вызывают мультимедийные ресурсы, которые позволяют осуществлять как зрительное воздействие (фото, видео, текст, анимацию, так и слуховое (аудио записи): учебные видеофильмы, звукозаписи, мультимедийные презентации. Отбор ресурсов и условия их применения определяет педагог. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить свои эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Благодаря использованию электронных ресурсов повышается качество непосредственной образовательной деятельности, что делает каждое занятие нетрадиционным, красочным, ярким и доступным для восприятия детей.

Технология исследовательской деятельности – это основа существования человека. Ребёнок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

   Познавательно – исследовательская деятельность способствует:

  • обогащению активного словаря детей;
  • создаёт условия для проявления самостоятельности в познавательно-речевом развитии детей;
  • привлечению родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

     

Применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Использование всех этих технологий предполагают наличие методических пособий, литературы, оборудования, которые у нас имеются.

    И в заключении хочется отметить, что развивающая  предметно-пространственная среда – это неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности. В соответствии с ФГОС ДО  понятие «развивающая  предметно-пространственная среда» это не просто оборудование, а и  активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Презентация на тему «Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в приложении.

Приложение

Презентация (текст).

Проведем небольшой анализ предметно-развивающей среды по развитию речи в  ГДО МОКУ «Олекминская СОШ»

Слайд 1  

    В наших  группах создана  предметно - развивающая среда для речевого развития детей.

Слайд 2

    В группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно. Дети любят  рассматривать иллюстрации и «читать» книги.

Слайд 3

Воспитатели  групп периодически организуют выставки книг.

Слайд 4

    Рядом имеется уголок книгоиздательства, где дети создают книги. На этом фото мы с детьми создаем мультфильм. Работа над созданием книги начинается с выбора и чтения произведения.  Затем дети договариваются, кто какой сюжет будет рисовать. Затем совместно с воспитателем «собирают» странички в книгу. Воспитатель пишет или печатает текст и, совместно с детьми оформляют книгу.

Слайды 5-6-7.

    Вот такие книги мы создаем!

Слайд 8.

    А эта книга «Лиса, заяц и петух» создана из фотографий. Мы с детьми создали сказку из природного материала, составляли эпизоды сказки из фигурок героев, выполненных из природных материалов, и фотографировали сюжет. Затем уже я оформила все в книжку.

Слайд 9 - 10

   С целью создания эффективно предметно - развивающей речевой среды в старшей группе оформлен речевой уголок.

Слайд 11.

    Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха.

Слайд 12.

    Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей

Слайд 13 – 19.

    Отдельно выделен уголок для развития мелкой моторики рук. Здесь находятся разнообразные пособия, выполненные своими руками. Этими пособиями дети с удовольствием пользуются.

Слайд 20.

    В своей работе мы используем песочную терапию.

Слайд 21 - 22.

    Следует отметить, что для организации различных форм речевой деятельности в группе выделяется театральная деятельность: имеются разнообразные виды кукольных театров.    Для формирования коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи выделен специальный сектор с применением пальчикового театра, перчаточных кукол, ширмы для кукольного театра, где разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы - ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок.

Слайд 23 – 27.

    С детьми организуются игры-драматизации по литературным произведениям, есть материалы для чтения и заучивания стихотворений.

Слайд 28

    Технологию проектной деятельности мы освоили очень хорошо. Она стала любимой, и часто используемой.

Технология проектной деятельности  способствует:

  • развитию связной, монологической форме речи детей: дети учатся составлять рассказы (строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение);
  • у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец); представление о связях между предложениями; также учатся раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Кроме того работа над проектами также способствует развитию детской инициативы и самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, приобретается навык публичного изложения своих мыслей; активному сотрудничеству детей, родителей и педагогов. Метод проектов может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

    В ходе всех проектов с детьми проводятся беседы, дидактические игры, читаются сказки, рассказы, заучиваются стихи. Проводятся пальчиковые игры, дидактические игры, игры по развитию мелкой моторики. Организуются тематические выставки, в зависимости от темы  проекта. Материалы проектов оформляются в папки.

Слайд 29 - 30

   Результатом каждого проекта является презентация продукта, который готовил каждый ребенок дома с родителями. Это или поделка, или газета, или книжка, или информационный лист, который нужно «защитить», т.е. рассказать о том что сделал, для чего сделал, о чем сделал. Презентация («защита») проекта происходит на заключительном мероприятии, которое организуем по окончании проекта. Затем всех участвующих детей мы  поощряем грамотой, дипломом или просто медальками.

Слайд 31

    Одними из основных принципов обучения дошкольников являются наглядность, сознательность, активность детей в усвоении и применении знаний. Технические ресурсы, широко используемые в последнее время, дают возможность соблюдать все эти принципы в процессе обучения. Наибольший интерес вызывают мультимедийные ресурсы, которые позволяют осуществлять как зрительное воздействие (фото, видео, текст, анимацию, так и слуховое (аудио записи): учебные видеофильмы, звукозаписи, мультимедийные презентации. Отбор ресурсов и условия их применения определяет педагог.

   И в заключении хочется отметить, что развивающая  предметно-пространственная среда – это неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности. В соответствии с ФГОС ДО  понятие «развивающая  предметно-пространственная среда» это не просто оборудование, а и  активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Слайд 32.

   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. Комплекс диагнос...

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...

Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...

НОД: Непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Осторожно улица!»(Повторение

Научить детей соблюдать правила поведения на улице, в транспорте на проезжей части дороги; развивать внимательность на улицу, на дороге ;развивать умение применять полученные навыки на практике....