Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Цель: 

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       Конспект

                                         открытого занятия

              по обучению грамоте

                в старшей группе №3

            Звуковой анализ слов.

                                                                                      Воспитатель

                                                                                      первой квалификационной категории

                                                                                      Сизова Н.С

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи:  1. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.

               2. Упражнять в делении слов на слоги.

               3. Развивать слуховое внимание.

Предварительная работа:

• знакомство с термином «слово»

• составление предложений из слов

• деление слов на слоги и составление слов из слогов

• знакомство с термином «звук»

• игровые ситуации «Ищем звуки»

Оборудование:

Демонстрационный:  запись музыки П.Чайковского «Осень», ноутбук, экран, указка,

                                      мольберт, фишки красного и синего цвета,

                                      картинки с изображением осени, лука, картинка–схема слова «лук»;

Раздаточный:               картинки-схемы «лук», фишки красного и синего цвета,

                                      флажки красного  цвета, листочки, раскраски.     

Дети входят в зал и встают в круг.  

Звучит музыка П.Чайковского «Осень».

Вос-ль: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?

              Кто догадался?

Дети: Это осень!

Вос-ль: Правильно!  ( на экране изображение картинки – осень )

             Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.

       

                                    ( на экране картинка – поздняя осень )

Вос-ль: А здесь на картине какая осень изображена?

Дети: Поздняя, грустная, молчаливая, ненастная, хмурая.

Игра « Подбери действие»

Вос-ль: Листья осенью (что делают?) -   желтеют, падают, летят, шуршат

              Дождь осенью:                         -   моросит, идет

              Урожай осенью:                       -   убирают

              Птицы осенью:                         -   улетают

              Звери  осенью:                          -   готовятся к зиме

Игра «Скажем ласково»        

Вос-ль: Как можно назвать ласково дождь?   -  дождик- дождичек

                                                             солнце?  -  солнышко

                                                             туча?       -  тучка - тученька

                                                             ветер?      -  ветерок – ветерочек

                                                              лист?       -  листик – листочек

Артикуляция звуков

Вос-ль: Какой звук листья издают под ногами?

Дети:    ш-ш-ш-ш—ш……

              Запомните и произнесите песенку листьев:

              Ша – шо – шу   (дети повторяют)

              Ши – шу – ша

              Шу – ша – ши

 

Физкультурная минутка

Мы – листики осенние          (руки вверх, покачивающие движения вправо, влево)

На веточках сидели               (присесть, взмахивая руками)

Дунул ветерок                        (встать, взмах руками вперед)

И мы полетели                       (легкие взмахи руками)

Летели, летели                       (бегут по кругу)

И на землю тихо сели            (медленно присесть)

     

( дети садятся за столы)

             

Вос-ль: Из чего состоит наша речь?

Дети: Из слов.

Вос-ль: Какими бывают слова?

Дети: Длинные и короткие.

Индивидуальная работа

Игра «Раздели слова на слоги»

Вос-ль: Предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы их будете делить на слоги и

              прохлопывать.

              ( осень, листопад, туча, дождик, желтые, листок, падают, золотая, летят )

Вос-ль: Скажите,  а слова из чего состоят?

Дети: Из звуков.

Вос-ль: Ветер любит играть в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Вос-ль: Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их будете называть все вместе.

              Ветер с листьями играет  -  У-У-У-У

              Листья с веток срывает    -   И-И-И-И

              Листья желтые летят        -   О-О-О-О

              Прямо под ноги ребят       -   А-А-А-А

              А,О,У, И – это что за звуки?

Дети:    Гласные.

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным.

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Дети: Согласные.

Вос-ль: Каким цветом мы их обозначаем?

Дети: Синим.

Вос-ль: Знаю, знаю наперед

              Вы, смекалистый народ.

              Отгадайте – ка, ребятки

              Интересную загадку.

Загадка:  На каждом есть он огороде,

                 Ведь он любимец у народа!

                 Избавит он от всех недуг,

                 Чуть-чуть поплачешь. Это………

Дети:  Лук.  ( на экране картинка – лук )

Вос-ль: Правильно!  Переверните ваши листочки.

             Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: Сколько клеточек, столько звуков.

Вос-ль: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?

              (вызывает ребенка к мольберту)

              Значит, сколько звуков в слове лук?

              Какой звук первый? (выделяет голосом)

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)

              Давайте обозначим этот звук синей фишкой.

              Какой второй? (выделяет голосом)

              Что мы можем сделать с этим звуком?

Дети: пропеть.

 

 Вос-ль: Как называется этот звук?

Дети: Гласный.

Вос_ль: Каким цветом мы обозначим гласный звук?

Дети: Красным.

Вос-ль: Какой третий? (выделяет голосом)

             Каким цветом обозначим этот звук?

Дети: Синим.

Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?

              Назовите первый звук. (Л)

              Назовите второй звук.  (У)

              Назовите третий звук   (К)

              Уберите звук -  У

                             Звук -  К

                             Звук -  Л

А сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов со звуком Л.

(за каждое слово раздать детям листочки)

Вос-ль: Вы прекрасно справились с заданием.

Итог занятия

             

               Постройте кружок. Про какое время года мы сегодня с вами говорили?

               Какие задания вам понравились больше?

               Вы –  умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

               и осень дарит вам в подарок раскраски красивых листьев.

             

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Звук и буква «Ш»Программное содержание: познакомить детей со звуком и буквой «Ш», продолжать учить определять место заданного звука в слове;  звукобуквенному анализу, учить подбирать нужные слог...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ  в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей.

Тема: «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей» Задачи обучающие:-Закреплять знания о звуках;-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;-Отгадать загадки;-Находить мес...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.

Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...