Методические рекомендации для воспитателя по обогащению словарного запаса дошкольников.
учебно-методический материал по обучению грамоте на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

При планировании и проведении работы с детьми  в детском саду воспитатели нередко ведущее место  отводят словарю детей. Между воспитателем и логопедом должно быть четкое деление функций.Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы ны прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обогащению словарного запаса дошкольников

Работа по активизации и обогащению словарного запаса тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.

Узкий круг знаний, сниженная потребность к высказыванию, отсутствие интереса к окружающему миру - все это замедляет развитие речи. В целях обогащения словаря необходимо учитывать следующее:

1.         Чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством лексико-грамматических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

2.         Работу по развитию речи и обогащению словарного запаса вести в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, умывание, игры, прогулки, т.д.). Например, в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. На улице, во время прогулки, можно спросить о том, какое небо, какие листья лежат на земле.

Не следует стремиться для словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей.

Для словесных упражнений воспитателю следует использовать лишь обиходно-бытовую лексику.

3.         Систематически контролировать грамматическую правильность речи, следить за произношением слов; исправлять ошибки; учить произносить слова правильно.

Очень важно, чтобы ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю, к обучению в целом.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга.

 Во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, услышав ошибку в речи, воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему правильный и неправильный варианты ответов (всех куклов, всех кукол), спрашивает о том, как лучше сказать. И только потом просит повторить правильный ответ.

Если ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Попробуй сказать правильно.»

Во время занятий подход к исправлению ошибок в речи детей иной, так как: во-первых, ограничено время и долгие выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны;

во-вторых, внимание детей привлечено к речи отвечающего, незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно;

в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

Поэтому ошибки на занятиях должны фиксироваться воспитателем моментально: «Верно», «Неверно», «Не так сказал». К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении (если звук у ребенка поставлен) также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

Если на занятии хочется ответить ребенку, который (в силу своих речевых возможностей) не даст правильного ответа (например, произнести трудное по слоговому составу слово), воспитателю следует предложить ему сказать ответ на у хо, а затем похвалить ребенка.

 4.         Создавать атмосферу доброжелательности, заинтересованности для того:

- чтобы дети не боялись говорить. В этом случае активизируется процесс обогащения словарного запаса за счет редко употребляемых слов. При отсутствии комфортной речевой обстановки они долго остаются пассивным запасом, не применяются детьми в активной речи.

чтобы дети вынуждены был попросить, сказать что-нибудь, задать вопросы. Воспитателю использовать словесные упражнения, вызвать интерес к ним, задавая вопросы. Желательно придать им дух соревнования: Кто придумает больше слов? Кто точнее скажет слово? Кто быстрее ответит на вопрос?

5.         Задаваемые детям вопросы должны быть хорошо продуманными, четкими, ясными, краткими, побуждать к высказыванию. Необходимо предоставлять детям возможность дополнять свои высказывания новыми наблюдениями.

6.         Имеющиеся у детей игрушки должны быть интересны, доступны, безопасны, то есть они должны побуждать на различные виды деятельности. Большой интерес вызывают у детей игрушки с шумовыми эффектами.

Работа с играми и игрушками должна постоянно сопровождаться речевыми высказываниями, вопросами к ребенку.

7.         На прогулке необходимо сосредоточивать внимание ребенка на окружающей действительности. На вопросы ребенка надо отвечать полными ответами. Дети лучше усваивают сказанное, если ответы сопровождаются наглядностью.

8.         Постоянно читать ребенку литературу различных жанров.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Сочиним сказку». Взрослый начинает сказку, а ребенок продолжает. Постепенно можно усложнить данную игру: ввести персонажа из другой сказки. Игра способствует развитию воображения, речи, привитию чувства юмора. После чтения сказки или рассказа можно попросить ребенка пересказать прочитанное. Эффективным методом развития речи является беседа по прочитанному.

 Важно следить за тем, чтобы речь ребенка не была бессмысленной, не состояла из штампованных фраз. Можно попросить ребенка нарисовать тот сюжет, который им больше всего понравился, а затем побеседовать по рисункам.

9. Использовать большое количество наглядного материала: наборы предметных и сюжетных картинок, разнообразные пособия для дидактических игр, пейзажные картины, наборы игрушек и предметов. Литературу для занятий и чтения (желательного вечернего) желательно систематизировать с учетом лексических тем: «Животные и птицы», «Человек», «Одежда» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Использование игровых приемов по обогащению словарного запаса дошкольников».

Игровые  приемы  по  обогащению словарного запаса  детей  дошкольного  возраста...

"Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения...

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...