Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "КВН"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Синицкая Ольга Николаевна

Данная методическая разработка ООД по обучению детей грамоте предназначена для воспитателей ДОУ. В конспекте содержатся упражнения на закрепление у детей умения производить звуко-буквенный анализ, закрепление графического изображения букв, обогащение словарного запаса. ООД с использованием ИКТ технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx32.07 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_zanyatiyu_po_gramote_dlya_publik.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «КВН»

Программное содержание:

Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Задачи:

Образовательные:

• совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов: определять гласные, согласные(мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

• закреплять графические образы изученных букв;

• обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;

Воспитательные:

• создать хорошее настроение;

• воспитывать чувство товарищества, доброжелательное отношение, взаимопомощь друг к другу и героям сказки, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

• воспитывать, желание говорить красиво, правильно;

• поощрять активность;

• формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Материал:

Демонстрационный: компьютерная презентация со  сказочными  персонажами и заданиями; музыкальное сопровождение «Фиксики», фоновая музыка;

Раздаточный: названия команд; веревочки красного и синего цвета; схемы для определения места звука в слове, парные предметные картинки; пятизвуковые схемы слов и фишки зеленого, синего и красного цветов;

СЛАЙД 1 (на слайде изображена заставка с буквами-человечками для введения в тему)

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Дети и воспитатель стоят в кругу на ковре .

«Придумано кем-то просто и мудро

при встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Воспитатель:  - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать. Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.  Садитесь, пожалуйста, за столы. (Дети садятся за столы.)

  1.  Объявление темы.

Воспитатель:  Перед вами находятся названия команд. Прочитайте их и выберите, то которое вам больше всего понравилось. (Знайки, Грамотей, Умники, Почемучки)

- Итак, рады приветствовать команду «Знаек», «Почемучек»

 – Сегодня в наш  детский сад пришли необычные письма.

СЛАЙД 2 (на слайде изображены прибывшие конверты с письмами)

Это электронные сообщения. А вы хотели бы узнать от кого они?

  1. Основная часть.

Воспитатель:  Давайте посмотрим от кого пришло первое письмо.

СЛАЙД 3  (на слайде изображена Фея Звуков)

Воспитатель:  - Кто это?

- Это Фея Звуков

Фея Звуков: (послание озвучивает воспитатель)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я добрая Фея, пришла к вам из сказки.

Волшебная палочка есть у меня.

Я рада приветствовать всех в этом зале,

Задание всем приготовила я!

СЛАЙД 4 (на слайде изображена картинка домика, в постройке которого спрятались буквы)

Воспитатель:  - Ребята, это дом, в котором  живет Фея Звуков. В постройке дома и во дворе спрятались разные буквы. Только вспомните, пожалуйста, чем буква отличается от звука?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Какие бывают звуки и буквы? (гласные и согласные)

Команда «» отыщите гласные, которые спрятались в доме Феи Звуков и выложите буквы из красных шнурочков

Команда «» отыщите согласные, которые спрятались в домике Феи Звуков и выложите буквы из синих шнурочков . Время на выполнение задания – 3 минуты (песочные часы)

Команды работают (звучит музыка)

Воспитатель:  -Давайте проверим, какие буквы вы отыскали.

Дети: АИОЮЕУ   НМТПГД

СЛАЙД 5 (на слайде изображены буквы, которые прятались в постройке дома и схема для анализа звуков)

АИОЮЕУ

НМТПГД

- Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .

- Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог) .

- Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

- Как вы думаете,  мы справились с заданием Феи?

СЛАЙД  6 (на слайде изображен  смайлик  «класс»)

Фея Звуков: - Молодцы! Вы удачно справились с заданием!

Воспитатель:  - Посмотрим, кто еще прислал нам письмо.

СЛАЙД  7 (на слайде презентации появляется изображение  Незнайки)

Дети: Это Незнайка

Незнайка:

 - Привет, друзья!

Все зовут меня Незнайкой,

Будто впрямь я глуповат.

Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.

- Ребята, а вы мне верите?

- Тогда помогите мне разобрать слово по звукам и буквам.

СЛАЙД 8 (на слайде изображены Незнайка, картинки с книгой и белкой)

Воспитатель:  - Назовите, что изображено на  картинах? (книга, белка)

- Каждая команда составит звуковую схему к слову

 Команда «» - «книга»

Команда «» - «белка»

Дети работают группами, а один участник дает подробный анализ каждому звуку

Воспитатель:  - Какой первый? (К– согласный тв., глухой)

- Какой второй звук в слове » (Н– согласный, мягкий, звонкий) 

- Какой третий звук в слове ? (И -  гласный)

- Какой  четвёртый звук в слове? (Г -  согласный, твердый,звонкий)

-Какой последний звук в слове? (А-гласный)

- Сколько согласных звуков в слове ? (3 согласных звука). Назовите их (звуки К и Нь, Г).

- Сколько гласных звуков в слове  (2 гласных звука)

- Какие это звуки? (и, а).

- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Книга» (два).

- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

- На какой слог падает ударение? (Кни).

- Назовите безударный слог? (га)

Слово «Белка»

Воспитатель:  Давайте посмотрим, как Незнайка составил схемы.

СЛАЙД 9 (на слайде изображены звуковые схемы слов)

Воспитатель:  Вы согласны?  

- Значит, Незнайку зря называют глупым мальчишкой.

 СЛАЙД 10 (с изображением смайлика «класс»)

Незнайка:  - Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель:  - Посмотрим, кто нам пишет?

 СЛАЙД 11 (на слайде презентации появляется Фиксик Нолик)

Воспитатель:  Вечно маленький я самый

Хоть подрос чуть-чуть с утра

Но, похоже, не дорос,

Чтобы приняли всерьез.

Дома, средь друзей и в школе

Фиксиков всех младше – Нолик.

Предлагает сыграть в игру «Найди пару». Каждому участнику игры эмблема фиксиков, на обратной стороне – картинка. Внимательно посмотрите на картинку, произнесите это слово и определите с какого звука начинается это слово. Пока звучит музыка все игроки двигаются под музыку, но как музыка закончится, вы должны найти себе пару у которой название картинки начинается с того же звука, что и у  вас. Звучит музыка, дети находят пару.

Арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи – облако, барабан – бубен, ворона-волк, енот-Емеля, якорь-яблоко, мыло-мышь, корова-кот, пила- пенал.

Воспитатель:  - Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Дети: 

СЛАЙД 12  (Дети получают от Нолика  похвалу в виде смайлика «класс»)

Воспитатель:   - Кто же шлет нам следующее письмо?

СЛАЙД 13  (появляется слайд с изображением Буратино)

Дети: Это Буратино.

Воспитатель:  Я - мальчишка деревянный

В полосатом колпачке.

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке.

- А сейчас  вас ждет следующее задание, слушайте внимательно.

СЛАЙД 14 (на слайде изображен Буратино и скороговорка)

Воспитатель: читает скороговорку

 - Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?

Дети: звук «Р»

Воспитатель: - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и показываем место звука карточкой, где находится данный звук.

река, барабан, комар, радуга, сыр, арбуз размер

Буратино: - Молодцы, ребята, справились с заданием!

 СЛАЙД 15 (на слайде смайлик «класс»)

Воспитатель:  А сейчас мы сможем узнать, кто нам прислал последнее письмо.

СЛАЙД 16 (на слайде изображена Фрекен Бок)

 Я была домоуправительницей

И вела дела всерьёз.

А теперь я домомучительница,

Водят все меня за нос.

Ребята, а  вы  узнали героиню  эту?

Дети:  Это  Фрекен Бок.

СЛАЙД 17 (на слайде изображена Фрекен Бок и звуковая схема из трех звуков)

Воспитатель: Она предлагает вам  поиграть в  игру «Подбери слово». Посмотрите на схему, какие звуки должны быть в слове?  

Каждая команда придумывает и по очереди называют слова к схеме : твердый согласный, гласный, твердый согласный.

СЛАЙД 18  (на слайде изображен звездный дождь)

Фрекен Бок: Молодцы! Вы порадовали меня!

СЛАЙД 19 (на слайде изображены конверты)

Воспитатель:  - Ребята, мы прочитали все письма, я рада за вас, вы успешно выполнили все задания, которые приготовили вам сказочные герои.

  1. Рефлексия. 

СЛАЙД 20 (на сладе изображена заставка буквы-человечки)

Воспитатель:  - Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание  показалось трудным?

Дети:

 5. Подведем итог.

 Воспитатель:  Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать.

Спасибо вам за работу!

Использованная литература:

  1. Гербова В.В. «ФГОС Развитие речи в детском саду».  М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Лободина Н.В. «ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа». Волгоград: Учитель, 2015

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.maam.ru
  2. http://www.nsportal.ru
  3. http://www.pedsovet.su


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Здравствуйте, дорогие ребята! Я добрая Фея, пришла к вам из сказки. Волшебная палочка есть у меня. Я рада приветствовать всех в этом зале, Задание всем приготовила я!

Слайд 5

А И Ю О Е У Н М Т П Г Д

Слайд 7

Привет, друзья! Все зовут меня Незнайкой, Будто впрямь я глуповат. Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.

Слайд 9

Б Е Л К А К Н И Г А

Слайд 11

Вечно маленький я самый Хоть подрос чуть-чуть с утра Но, похоже, не дорос, Чтобы приняли всерьез. Дома, средь друзей и в школе Фиксиков всех младше – Нолик.

Слайд 13

Я - мальчишка деревянный В полосатом колпачке. Создан я на радость людям, Счастья ключ в моей руке.

Слайд 16

Я была домоуправительницей И вела дела всерьёз. А теперь я домомучительница, Водят все меня за нос.

Слайд 17

С О К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Аленушка» Тема: Приключения в Школе Волшебников

Программное содержание:-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.- закрепить умение делить слова на слоги, определять количеств...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте для подготовительной к школе группы "Волшебный цветок"

Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Данная образовательная деятельность является итоговым мероприяием , на котором дети демонстрируют име...