Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные, среда обитания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мокрова Екатерина Владимировна

Уточнение и расширение представления детей о диких животных (о среде их обитания, об особенностях внешнего вида).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye._sreda_obitaniya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к конспекту ОД в старшей группе

по познавательному развитию

«Дикие животные. Среда обитания»

Автор конспекта: Мокрова Екатерина Владимировна,

 воспитатель МБДОУ №28 г. Канск

Возрастная категория: 5-6 лет

Цель: уточнение и расширение представления детей о диких животных (о среде их обитания, об особенностях внешнего вида).

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении соотносить образ жизни (внешние признаки, повадки диких животных) с неживой и живой природой.

- обогащать словарный запас словами «логово», «берлога», «среда обитания», «хищник», «травоядные»

- совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему.

Развивающие:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других;        

 -  развивать умение самостоятельно находить ответы на вопросы;

 - развивать любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческое воображение;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброе, отзывчивое, бережное отношение к животным и природе.

- воспитывать выдержку, умение договариваться и выслушивать товарищей.

- воспитывать познавательный интерес по изучению животного мира своей местности.

Совместная деятельность: игра, творческо-продуктивная деятельность (изготовление макета из бросового материала), беседа

Предварительная работа: просмотр презентации «Дикие животные в лесу», дидактическая игра «Угадай кто, где живет», «Детеныши животных»; рассматривание иллюстраций с дикими животными и их детенышами, загадки о животных. Беседа на тему «Дикие животные», игры — драматизации, дидактические, подвижные игры; чтение художественной и познавательной литературы о диких животных.

Методы и приемы: беседа, рассказывание, рефлексивный круг, наглядно – практический метод, словесный метод (ответы на вопросы), игровой прием (двигательные упражнения), рефлексия.

Оборудование: конверты, набор картинок, логическая лента, 5 магнитных досок, неоформленный материал, цветная бумага, вата, ножницы, клей, пластилин, коробки из-под конфет заготовки деревьев. Проектор, запись музыки леса. П.И. Чайковский «Времена года».

Ход непосредственно образовательной деятельности

№ п/п

Формы работы

Ход образовательной деятельности

Комментарии, создание предметно-развивающей среды

І. Организационный момент.

  1. Подготовка детей к работе: психологическая подготовка детей к общению.
  2. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

1

Организация детей/ формулирование детьми темы дня

В группе появляются гости.

Дети здороваются. Воспитатель при помощи колокольчика сигнализирует о начале образовательной деятельности. Дети берут коврики и садятся в круг на полу.

- Ребята, как вы поняли, у нас наступило время для беседы.

- Сегодня  утром мы уже определили тему нашего дня. Кто ее повторит? (Ответы детей: о диких животных, где они живут, как готовятся к зиме).

- Правильно, тема нашей беседы «Дикие животные. Среда их обитания».

Дети в свободной деятельности находятся в центрах.

Дети самостоятельно называют тему дня

Создание предметно-пространственной среды по теме недели. Картинки с изображением животных размещены на доске – размышлений.

ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми.

1

Игра «Волшебная палочка»

- А каких диких животных вы знаете, мы узнаем при помощи волшебной палочки. По кругу передаем волшебную палочку и называем животное, только есть одно условие: не повторять названия животных (Ответы детей: белка, лиса, заяц, медведь, волк, тигр, лев и др.).

- Почему животных которые вы назвали называют дикими? (Ответы детей: Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу, строят жилище)

- Сегодня мы более подробно остановимся на животных, которые обитают в нашей местности. (Ответы детей)

если дети не назвали какое-то животное, воспитатель обращает на это внимание

После того как дети назвали животных, на экране появляются картинки с их изображением.

2

Игра «Скажи наоборот»

- Все звери не похожи друг на друга. Чем они отличаются? (Ответы детей)

- У одних, например, длинные уши, у других короткие, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики видны еле-еле.

- Ребята, если у лисы длинный хвост, то у зайца он какой? (короткий)

У медведя толстые лапы, а у лисы тонкие

У лисы мягкая шерсть, а у медведя грубая, жесткая

У волка короткие уши, а у зайца длинные

ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).

  1. Самостоятельная  умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
  2. Индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
  3. Создание условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

1

Игра «Назови семью»

- Ребята, у всех животных есть семья. Давайте поиграем в игру и назовем семью животных: папу, маму и их детеныша. Воспитатель: это заячья семья. Дети: Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) 

На экране появляется слайд с изображением семей животных

2

Нацеливание детей на предстоящую работу

Объединение детей в группы

- Ребята, а кто мне назовет какое сейчас время года, какой месяц? (Ответы детей: поздняя осень. Ноябрь)

- Правильно, поздняя осень. Но уже совсем скоро наступит холодная суровая Сибирская зима. Как и в природе в жизни диких животных тоже произошли изменения. А чтобы узнать, как животные приготовились к приходу зимы вам помогут конверты с заданиями.

- Нам нужно разделиться на команды. Для этого предлагаю поиграть в игру. Я буду показывать цифру, а вы должны объединиться по столько человек, сколько указано на табличке.

- Ну вот пары у нас получились. Каждая пара получает конверт с заданием. Ваша задача. Согласно схеме, закрепленной на доске выложить логическую цепочку и по ней составить рассказ – описание о животном.

Дети делятся на 5 пар

5 конвертов с заданиями

3

Работа в группах

Составление логических цепочек

- Каждая пара работает у своей доски.

- Ребята работать можно до тех пор, пока не услышите сигнал колокольчика.

5 магнитных досок. На них прикреплены логические дорожки-подсказки

4

Рассказ с опорой на логические цепочки

Сигнал колокольчика.

- Ребята выберите одного человека от вашей группы, который нам расскажет, что вам удалось узнать. Остальные присаживаются на ковре, чтобы всем было видно.

(Ответы детей: Белка живет в дупле утепляют его мхом, сухими листьями и травой, питается грибами, орехами. На зиму появляется подшерсток. ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Медведь – делает себе берлогу (устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте), питается «?» (за лето накопил жир), впадает в спячку. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

- Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.

Еще волк, заяц и лиса  поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые.

 - Ребята, некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают? (Ответы детей: чтобы не заметили другие животные)

- как можно назвать животных, которые питаются другими животными? (Ответы детей: хищники)

5

Физминутка «Лес»

Координация речи с движением 

Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте) 
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо) 
Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают 
Ветер сильный налетает 
И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх) 
Тише, тише не шуми, 
Лесных зверей хотим найти. 

6

Конструирование из бросового материала

- Ребята, сегодня я убедилась, что вы очень много знаете о диких животных, о их домах, о том чем они питаются, где обитают. Но вот в нашем уголке природы живет только один медведь и друзей у него нет и дома нет. А что же ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно в нашей группе? (Ответы детей: мы для него соорудим его среду обитания) Место, где живет животное, называется его средой обитания.

- Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (ответы детей: природный материал)

- Правильно. Все необходимые материалы вы знаете где взять. Но сначала договоритесь кто, что будет делать - кто желает делать животных, деревья, лес. Посмотрите на столе много разного материала для работы.

- Не забывайте и про правила поведения, и про правила работы с  ножницами.

Приступайте к работе. Как услышите звук колокольчика – работу пора заканчивать.

Дети выполняют работу, воспитатель с наводящими вопросами помогает в реализации цели.

Рефлексия.

1.

Беседа

Сигнал колокольчика.

- Работа подошла к концу. Давайте сядем в круг и каждый расскажет, что ему удалось выполнить.

- Пожалуйста, кто первый начнет? Расскажите, что вы изготовили? Для кого?  Кто живет в вашем лесу? Какие материалы использовали для работы?

Дети поочередно защищают свою работу, рассказывая, что сделали, для кого, и какое время года.

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Дикие животные. Среда обитания»

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 

Разрабатывая данный конспект прежде всего, учитывала возрастные индивидуальные особенности детей.

Учитывая это, я наметила цель, задачи, содержание, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей (развитие речи, социально-коммуникативные, худож-эстетич. ).

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности ОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных цели и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийной презентации «Дикие животные наших лесов», «Звериная семейка», обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к деятельности.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

ИКТ технология, рефлексивный круг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию речи "Животные и их детёныши"

Задачи:Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким...

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран"

формирование лексико-грамматических средств языка и развитее связной речи по теме «Животные жарких стран»....

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)

В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...

Конспект занятия по развитию речи «Животные» в младшей группе

Цель:Закрепить знание детей о диких и домашних животных.Задачи:·        учить детей в умении сравнивать, находить сходство и различие диких и домашних жи...

Конспект занятия по развитию речи «Животные в лесу»

С помощью уточнения знаний детей о жизни животных в лесу зимой обогащать словарь детей  младшего возраста и развивать речь....

Конспект занятия по развитию речи : "Животные"

Конспект занятия по развитию речи "Животные"...

Конспект занятия по развитию речи «Животные Севера»

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Животные Севера»...