Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные, среда обитания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Уточнение и расширение представления детей о диких животных (о среде их обитания, об особенностях внешнего вида).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye._sreda_obitaniya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к конспекту ОД в старшей группе
по познавательному развитию
«Дикие животные. Среда обитания»
Автор конспекта: Мокрова Екатерина Владимировна,
воспитатель МБДОУ №28 г. Канск
Возрастная категория: 5-6 лет
Цель: уточнение и расширение представления детей о диких животных (о среде их обитания, об особенностях внешнего вида).
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении соотносить образ жизни (внешние признаки, повадки диких животных) с неживой и живой природой.
- обогащать словарный запас словами «логово», «берлога», «среда обитания», «хищник», «травоядные»
- совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему.
Развивающие:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других;
- развивать умение самостоятельно находить ответы на вопросы;
- развивать любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческое воображение;
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброе, отзывчивое, бережное отношение к животным и природе.
- воспитывать выдержку, умение договариваться и выслушивать товарищей.
- воспитывать познавательный интерес по изучению животного мира своей местности.
Совместная деятельность: игра, творческо-продуктивная деятельность (изготовление макета из бросового материала), беседа
Предварительная работа: просмотр презентации «Дикие животные в лесу», дидактическая игра «Угадай кто, где живет», «Детеныши животных»; рассматривание иллюстраций с дикими животными и их детенышами, загадки о животных. Беседа на тему «Дикие животные», игры — драматизации, дидактические, подвижные игры; чтение художественной и познавательной литературы о диких животных.
Методы и приемы: беседа, рассказывание, рефлексивный круг, наглядно – практический метод, словесный метод (ответы на вопросы), игровой прием (двигательные упражнения), рефлексия.
Оборудование: конверты, набор картинок, логическая лента, 5 магнитных досок, неоформленный материал, цветная бумага, вата, ножницы, клей, пластилин, коробки из-под конфет заготовки деревьев. Проектор, запись музыки леса. П.И. Чайковский «Времена года».
Ход непосредственно образовательной деятельности
№ п/п | Формы работы | Ход образовательной деятельности | Комментарии, создание предметно-развивающей среды | |
І. Организационный момент.
| ||||
1 | Организация детей/ формулирование детьми темы дня | В группе появляются гости. Дети здороваются. Воспитатель при помощи колокольчика сигнализирует о начале образовательной деятельности. Дети берут коврики и садятся в круг на полу. - Ребята, как вы поняли, у нас наступило время для беседы. - Сегодня утром мы уже определили тему нашего дня. Кто ее повторит? (Ответы детей: о диких животных, где они живут, как готовятся к зиме). - Правильно, тема нашей беседы «Дикие животные. Среда их обитания». | Дети в свободной деятельности находятся в центрах. Дети самостоятельно называют тему дня | |
Создание предметно-пространственной среды по теме недели. Картинки с изображением животных размещены на доске – размышлений. | ||||
ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми. | ||||
1 | Игра «Волшебная палочка» | - А каких диких животных вы знаете, мы узнаем при помощи волшебной палочки. По кругу передаем волшебную палочку и называем животное, только есть одно условие: не повторять названия животных (Ответы детей: белка, лиса, заяц, медведь, волк, тигр, лев и др.). - Почему животных которые вы назвали называют дикими? (Ответы детей: Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу, строят жилище) - Сегодня мы более подробно остановимся на животных, которые обитают в нашей местности. (Ответы детей) если дети не назвали какое-то животное, воспитатель обращает на это внимание | После того как дети назвали животных, на экране появляются картинки с их изображением. | |
2 | Игра «Скажи наоборот» | - Все звери не похожи друг на друга. Чем они отличаются? (Ответы детей) - У одних, например, длинные уши, у других короткие, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики видны еле-еле. - Ребята, если у лисы длинный хвост, то у зайца он какой? (короткий) У медведя толстые лапы, а у лисы тонкие У лисы мягкая шерсть, а у медведя грубая, жесткая У волка короткие уши, а у зайца длинные | ||
ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).
| ||||
1 | Игра «Назови семью» | - Ребята, у всех животных есть семья. Давайте поиграем в игру и назовем семью животных: папу, маму и их детеныша. Воспитатель: это заячья семья. Дети: Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) | На экране появляется слайд с изображением семей животных | |
2 | Нацеливание детей на предстоящую работу Объединение детей в группы | - Ребята, а кто мне назовет какое сейчас время года, какой месяц? (Ответы детей: поздняя осень. Ноябрь) - Правильно, поздняя осень. Но уже совсем скоро наступит холодная суровая Сибирская зима. Как и в природе в жизни диких животных тоже произошли изменения. А чтобы узнать, как животные приготовились к приходу зимы вам помогут конверты с заданиями. - Нам нужно разделиться на команды. Для этого предлагаю поиграть в игру. Я буду показывать цифру, а вы должны объединиться по столько человек, сколько указано на табличке. - Ну вот пары у нас получились. Каждая пара получает конверт с заданием. Ваша задача. Согласно схеме, закрепленной на доске выложить логическую цепочку и по ней составить рассказ – описание о животном. | Дети делятся на 5 пар 5 конвертов с заданиями | |
3 | Работа в группах Составление логических цепочек | - Каждая пара работает у своей доски. - Ребята работать можно до тех пор, пока не услышите сигнал колокольчика. | 5 магнитных досок. На них прикреплены логические дорожки-подсказки | |
4 | Рассказ с опорой на логические цепочки | Сигнал колокольчика. - Ребята выберите одного человека от вашей группы, который нам расскажет, что вам удалось узнать. Остальные присаживаются на ковре, чтобы всем было видно. (Ответы детей: Белка живет в дупле утепляют его мхом, сухими листьями и травой, питается грибами, орехами. На зиму появляется подшерсток. ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Медведь – делает себе берлогу (устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте), питается «?» (за лето накопил жир), впадает в спячку. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. - Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Еще волк, заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые. - Ребята, некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают? (Ответы детей: чтобы не заметили другие животные) - как можно назвать животных, которые питаются другими животными? (Ответы детей: хищники) | ||
5 | Физминутка «Лес» Координация речи с движением | Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте) | ||
6 | Конструирование из бросового материала | - Ребята, сегодня я убедилась, что вы очень много знаете о диких животных, о их домах, о том чем они питаются, где обитают. Но вот в нашем уголке природы живет только один медведь и друзей у него нет и дома нет. А что же ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно в нашей группе? (Ответы детей: мы для него соорудим его среду обитания) Место, где живет животное, называется его средой обитания. - Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (ответы детей: природный материал) - Правильно. Все необходимые материалы вы знаете где взять. Но сначала договоритесь кто, что будет делать - кто желает делать животных, деревья, лес. Посмотрите на столе много разного материала для работы. - Не забывайте и про правила поведения, и про правила работы с ножницами. Приступайте к работе. Как услышите звук колокольчика – работу пора заканчивать. | Дети выполняют работу, воспитатель с наводящими вопросами помогает в реализации цели. | |
Рефлексия. | ||||
1. | Беседа | Сигнал колокольчика. - Работа подошла к концу. Давайте сядем в круг и каждый расскажет, что ему удалось выполнить. - Пожалуйста, кто первый начнет? Расскажите, что вы изготовили? Для кого? Кто живет в вашем лесу? Какие материалы использовали для работы? | Дети поочередно защищают свою работу, рассказывая, что сделали, для кого, и какое время года. |
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Дикие животные. Среда обитания»
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста
Разрабатывая данный конспект прежде всего, учитывала возрастные индивидуальные особенности детей.
Учитывая это, я наметила цель, задачи, содержание, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей (развитие речи, социально-коммуникативные, худож-эстетич. ).
В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности ОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.
Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных цели и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.
Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийной презентации «Дикие животные наших лесов», «Звериная семейка», обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к деятельности.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
ИКТ технология, рефлексивный круг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-занятие по развитию речи "Животные и их детёныши"
Задачи:Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким...
Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран"
формирование лексико-грамматических средств языка и развитее связной речи по теме «Животные жарких стран»....
Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)
В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...
Конспект занятия по развитию речи «Животные» в младшей группе
Цель:Закрепить знание детей о диких и домашних животных.Задачи:· учить детей в умении сравнивать, находить сходство и различие диких и домашних жи...
Конспект занятия по развитию речи «Животные в лесу»
С помощью уточнения знаний детей о жизни животных в лесу зимой обогащать словарь детей младшего возраста и развивать речь....
Конспект занятия по развитию речи : "Животные"
Конспект занятия по развитию речи "Животные"...
Конспект занятия по развитию речи «Животные Севера»
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Животные Севера»...