Интегрированное открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие проводилось в подготовительной группе компенсирующей направленности с диагнозом: ТНР, дизартрия, первый год бучения. Цель занятия: формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки для обучения грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности с диагнозом: ТНР, дизартрия. (первый год обучения)

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки для обучения грамоте.

Задачи:

  1. развитие речевого дыхания;
  2. развитие мелкой моторики и координации движений с использованием кинезиологических методик;
  3.  развитие фонематического слуха;
  4. развитие фонетического анализа и синтеза;
  5. развитие фонетических представлений;
  6. формирование слогового анализа и синтеза;
  7. развитие словаря и грамматического строя речи на материале лексической темы «Мебель;
  8. уточнение временных представлений;
  9. уточнение понятий гласный- согласный, слово-предложение, буква-звук;
  10. профилактика оптических нарушений при изучении букв.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • ноутбук,
  • магнитная доска,
  • буквы алфавита на наборном полотне,
  • раздаточные карточки с зашумленной буквой Э,
  • цветные карандаши;
  • сюжетная картина «Семья дома вечером»,
  • презентация по лексической теме «Мебель» (используются 2 слайда),
  • индивидуальные зеркала,
  • резиновые напальчники в виде персонажей мультфильма.

Орг. момент:

Упражнение на растяжку- расслабление (достать поочередно варежки, шапку и шарф с верхней полки шкафа) – тонизирование детей на работу.

 Уточнение временных представлений:

Назовите сегодняшнее число, месяц, день недели, время года.

Развитие фонематического слуха: выделение начальных гласных из слов.

  • ударный в начале слова (аист, осень, удочка, игры, эхо);
  • ударный в конце слова (столбы, окно, беги, иду);
  • конечный согласный (дым, душ, сон).

Задание выполняется в умственном плане, без опоры на картинки.

Развитие дыхания:

  1. Упр. поднять глаза, в это же время поднять к верхней губе язык – вдох;

выдох – вернуться в исходное положение. (делается перед индивидуальными зеркалами).

  1. Упр. «Задуть свечи». (пять свечей поочередно, пять свечей на одном выдохе).

Беседа «Как вы думаете, зачем нужна речь?»

В диалоговой форме, дети отвечают на вопросы логопеда

(для общения, передачи информации)

(уточнение понятий: предложение, слово, слог, звук).

Используются задания на интерактивной доске.

  1. Составить предложения по сюжетной картинке «Семья дома вечером»;
  2. Составить схемы придуманных предложений; уточнение заглавной буквы, точки в конце предложения;
  3. Составить звуковую схему слов: стол, диван. Произвести звуковой анализ, назвать количество слогов в словах, поставить ударение, разделить слова на слоги.

Развитие словаря и грамматического строя речи на материале лексической темы «Мебель:

Работа над многозначными словами:

На картине вы видите стол. Какие по назначению бывают столы?

(слайд презентации для проверки).

Работа над согласованием существительного с числительным:

В мебельный магазин привезли кресла, купили (одно, три, пять) …

Физкультминутка. Развитие мелкой моторики и координации движений с использованием кинезиологических методик, (упражнения выполняются под музыку):

Упр. «Пальчики здороваются» (используются резиновые фигурки-напальчники);

Упр. «Кулак-ладонь» (выполняются, стоя лицом к друг другу).

Уточнение понятий «Гласный, согласный»:

Загадки про гласные буквы, найти букву на полотне и принести логопеду.

  1. В этой букве нет угла –

Оттого она кругла… (О).

  1. Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто… (У)

  1. Бродит с палочкой, увы!

Хромоножка буква …   (Ы).

  1. Между двух прямых досок

Она легла наискосок… (И).

  1. Эта буква с открытым ртом

И большущим языком… (Э).

  1. Алфавита голова –

Это будет буква…  (А).

Профилактика оптических нарушений при изучении букв:

Найти зашумленную букву Э на раздаточной карточке, обвести ее красным карандашом (уточнение, почему красным).

Релаксация (конец занятия):

Упр. «Кулачки» (загнуть большие пальцы внутрь ладошки, сжать кулак. Сделать вдох, сжать кулачки до максимума, при выдохе разжать ладонь – до 10 раз).

Итог занятия, рефлексия:

Дети говорят, что они делали, что им особенно понравилось, оценивают свою работу на занятии.

Используется нарисованная на магнитной доске лесенка из трех ступенек со смайликами. Дети определяют своё место на лесенке, свою успешность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"

​​План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме  "Звуки П, П* и буква П"...