Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в книжном уголке.
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми  в книжном уголке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

Старший воспитатель Кулагина Н.А.

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми  в книжном уголке.
Работа воспитателя в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной:
В книжном уголке проводится, прежде всего, индивидуальная работа с детьми по всем направлениям развития речи. Она планируется во второй половине дня.
Кроме того, материалы книжного уголка отражают всю образовательную деятельность с детьми на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим миром. Сюда помещаются иллюстрации и книги, используемые на занятиях.
Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.
Место для книжного уголка:
должно быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением; книжный уголок должен располагаться не в зоне сюжетно-ролевых игр; книжный уголок должен находиться не в зоне занятий, не у доски, чтобы книги и фотоиллюстрации уголка не отвлекали внимания детей во время занятий.
Наглядное оформление в книжном уголке: обязательно должна быть горизонтальная плоскость для выставочных материалов - в идеале, две-три открытые книжные полки, расположенные на уровне зрения детей;
желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;
может быть, магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

Содержание книжного уголка
Детская художественная литература:
• во-первых, та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии. Книги должны быть представлены не по одному экземпляру, желательно разных издательств, оформленные разными художниками-оформителями;
• во-вторых, та художественная литература, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на тематический блок);
• в-третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;
• в младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старшем возрасте - одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении;
• если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке (приблизительно на месяц).
Иллюстрированный материал:
• по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;
• по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой - книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;
• иллюстрации по темам занятий обновляются еженедельно. 
• по темам занятий в книжный уголок помещаются предметные и сюжетные картинки и фотоиллюстрации - по 2-3 по каждой теме;
• картины по временам года. В иллюстрациях о природе желательны не пейзажи,а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;
• размер картинок и фотоиллюстраций - от половины альбомного листа, до альбомного листа; все картинки оформлены  в одном стиле.
Тематические выставки оформляются по двум направлениям:
• памятные даты страны;
• юбилеи или дни рождения писателей.
В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе 3-4 выставки в год; в старшем возрасте - 4-5 выставок в год, может быть и более.
Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок - презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей - родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.
Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите, дети, вот у нас картины, книги, посвященные... давайте подумаем, как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать...»
Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам. Потом дети приглашают друг друга в гости - одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей - напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сервировки стола.
Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе .Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании.
Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.
Требования к содержанию речевых центров
Младшая группа
• Уголок книги: 4 – 5 наименований книг по 2 – 3 экземпляра, книжки-ширмы. 
• Альбомы или иллюстрации по темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
• Картинки с простыми сюжетами (действия)
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом»
• Игры – картинки по типу «Найди пару», «Найди отличия»
• Игровизоры, игрушки – телефоны
• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов
• Альбомы загадок, скороговорок, песенок, потешек, стихов
• Игры на развитие ручной умелости
• Картотека речевых игр
• Открытки о городе
• Предметы быта, старины
Средняя группа
• Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал)
• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года, о различных зданиях (архитектура)
• Открытки для рассматривания
• Портреты писателей: Маршак, Маяковский, Пушкин
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом»
• Игры – небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди отличия»
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи
• Игровизоры, игрушки – телефоны, занимательные головоломки
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов
• Игры на развитие ручной умелости
• Картотека словесных речевых игр
• Открытки и альбомы о городе
• Предметы быта, старины

Старшая группа
• Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Тематические выставки с рисунками детей на заданную тему (1 раз в квартал)
• Портреты писателей: Горький, Михалков, Житков, Толстой, Ушинский, Носов
• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике
• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей 
• Портреты художников – иллюстраторов (Рачев, Чарушин)
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, обучению детей грамоте
• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Найди отличия»
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ»
• Азбуки букв различной фактуры
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов
• Трафареты, заготовки для штриховки. шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости
• Картотека словесных речевых игр
• Коллекции значков, марок, календариков, этикеток
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки
• Иллюстрации о памятниках и музеях страны (Москва, Санкт-Петербург)
• Карта России, где отмечены флажками города
Подготовительная группа
• Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляется 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей
• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов
• Трафареты, заготовки для штриховки. шаблоны для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости
• Картотека словесных речевых игр
• Коллекции значков, марок, календариков, этикеток
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, азбуки букв различной фактуры
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, обучению детей грамоте
• Игры – небылицы «Что перепутал художник», игры – картинки по типу «Найди отличия»
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ»
• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми рассказами и нарисованными рисунками
• Уголок «Читаем сами»: журналы «Карапуз», «Веселые картинки» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми область «Здоровье» Тема: «Год здоровья»

Конспект НОД с детьми старшей группы. Здоровьезбережение.С призентацией....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.

с использованием образовательных технологий:    -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение);    -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»...