Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Седова Мария Владимировна

В конспекте в занимательной форме дается сложный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по обучению грамоте16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

«Какие бывают звуки?»

Цель: закреплять умение слышать и определять звуки.

Задачи: 

- закреплять умение слышать звуки в слове и определять их местоположение (начало, середина, конец);

- учить правильно определять звук (гласный, согласный);

- учить составлять схему слогов, читать слоги;

- развивать память, логическое мышление.

Содержание НОД:

  1. Вводная часть.

В: – Здравствуйте, ребята! Шла я сегодня на работу и встретила по дороге… Угадайте кого:

                   Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится,

Угадали? Это…       (кот)

Воспитатель одевает на руку куклу би-ба-бо – кота.

  1. Основная часть.

К: - Здравствуйте, ребята! (грустно)

В: - Как тебя зовут? (Васька)

В: - Что-то нам не нравится твое настроение, что у тебя случилось?

К: - Я сам не знаю. Мне кажется, что я что-то забыл или потерял… Вот послушайте:  

Пью из миски (…)олоко,

Вечером (…)метану,

Но не прочь (..)отлету съесть,

(..)орковку есть не стану.

В:- Ребята, вы понимаете, что говорит кот Васька? Догадались, что он потерял? (Первые звуки в словах).

Если затрудняются ответить, задаются наводящие вопросы, идет построчный разбор.

В: - Ребята, подскажите нам с Васькой, а мы звуки видим? (нет)

- Верно. Звуки мы слышим и произносим. А буквы видим? (да)

- Буквы видим, пишем и читаем.

- А какие вы звуки знаете?

- Как можно назвать одним словом звуки: -а-, -о-, -у-, -ы-, -э-? (гласные)

- Как вы это определили? (звуки тянутся, во рту ничего не мешает)

- Каким цветом они обозначаются? (красным)

- Как можно назвать одним словом звуки: -м-, -л-, -н-, -р-? (согласные)

- Почему? (они не тянутся, во рту встречается преграда – язык, губы или зубы)

- Каким цветом они обозначаются? (синим)

К: - Я понял. У меня есть слова на гласные звуки – усы, лапы и хвост.

В: - Что напутал Васька? (на гласный звук только слово «усы»)

- Помогите Ваське найти ещё слова на гласный звук -у- (-а-, -о-).

В: - Давайте покажем Ваське, как мы хорошо научились слышать звуки в словах. Я вам буду называть слова, а вы, если слышите в слове звук -л-, хлопаете в ладоши. Приготовились.

Слова: ложка, стол, чашка, лук, руки, пила, пол, миска, луна, лампа.

Васька и воспитатель хвалят детей.

В: - Ребята, а звук -л-  - гласный или согласный?  Почему?

  1. Физкультминутка.

Рыжий котик потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Лапы в стороны развел,

И, как будто бы, пошел.

Хвостиком он повертел

И на коврик тихо сел.

Выполняются движения по тексту.

  1. Основная часть (продолжение).

В: - Давайте Ваське покажем, что мы ещё умеем со звуками делать.

Садитесь за столы. У вас на столах фигуры красного и синего цветов. Давайте вместе прочитаем, какой слог написан на доске. (-на-)

В: - Какой первый звук? (-н-) Он согласный или гласный? (согласный) Каким цветом мы его обозначим? (синим) Возьмите синюю фигуру и положите перед собой.

В: - Какой второй звук? (-а-) Какой он? (гласный) Каким цветом его обозначим? (красным) Положите фигуру красного цвета рядом с синей. У нас получился домик- схема для слога -на-.

Аналогично разбор слогов -ом-, -лы-, -ум-.

В: - Вы молодцы, справились со сложным заданием. Но что-то Васька наш загрустил. Что случилось?

К: - У меня есть друзья: слоненок Бимбо, щенок Тоби и лошадка Ося. Они перепутали свои домики. Помогите им, пожалуйста.

В: - Ребята, чтобы помочь друзьям Васьки, мы должны определить, где спрятался звук -о-. Давайте позовем слоненка Бимбо. (Дети вместе с воспитателем произносят протяжно кличку животного: «Бимбо», определяют местоположение звука -о- (начало, середина или конец слова) и находят нужный домик). Аналогично Ося, Тоби.

  1. Заключительная часть.

К: - Ребята, спасибо вам огромное! Все мои друзья остались довольны и благодарят вас. Но мне кажется, что я не все запомнил.

В: - Ребята, поможем Ваське и повторим для него, что мы сегодня узнали. (Какие есть звуки, как определить, каким цветом обозначаются?)

К: - У вас так интересно, можно я останусь погостить?

В: - Конечно можно. Мы тебе еще много интересного сможем показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект НОД по обучению грамотев старшей группе«Маленькие грамотеи»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Грамотей"

Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Соколова Евгения Ивановна...