обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ахмадишина Динара Дифкатовна

полезный материал для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_zvukov.docx20.99 КБ
Файл gramota1_1.docx19.89 КБ
Файл znakostvo_s_bukvoy_e.docx17.08 КБ
Файл bukva_i.docx16.2 КБ
Файл bukvar.docx15.32 КБ
Файл glasnye_zvuki.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по теме:

«Путешествие в страну звуков»

Цель: Развивать фонематические процессы.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

  • Дифференцировать звуки [Р]-[Р,]
  • Дифференцировать звуки [Ж]-[З]
  • Автоматизировать звук [К]

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Формировать направленный длительный выдох.  
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Закреплять умение детей определять позицию звуков в слове.
  • Закреплять умение детей делить слова на слоги.
  • Продолжать учить выполнять звуко-буквенный  анализ слова.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже).
  • Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме “Насекомые”.
  • Развивать навык чтения.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование:

Мягкая игрушка - тигр. Картинки с изображением: насекомых, сердитой тучки, лесной полянки, 5 муравьев и 5 комаров, картинки с заданными звуками. Пособие на дыхание – «цветочек». Волшебная палочка, волшебный мешочек Символы звуков, буквы, таблицы «Характеристика звуков». Пеналы и кассы букв на каждого ребенка.

План занятия.

I   Организационный момент.

 1.     Игра «Волшебная палочка»

II   Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Артикуляция, характеристика звуков [Р], [Р,], символы звуков. Буква «Р»
  4. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [Р] - [Р,] на слух.
  5. Упражнение на координацию речи с движением «Пчёлы».
  6. Согласование числительных  с существительным.
  7. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Насекомые».
  8. Игра «Чего не стало».
  9. Дифференциация звуков [Ж]-[З] по картинкам. Сравнительная характеристика звуков. Буквы
  10. Определение звука в начале слова. Деление слов на слоги. Характеристика звука [К]. Буква «К».
  11. Упражнение на дыхание «Цветочек».
  12. Определение звуков  в конце заданных слов.
  13. Звуко-буквенный анализ слова «туча».

III Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети, сегодня у нас не простое занятие, а путешествие в волшебную страну звуков.  Но путешествовать мы с вами будем не одни, к нам в гости я пригласила ваших родителей. Они посмотрят на вас, увидят, чему вы за год научились. Поздоровайтесь с ними. А теперь - вперед в волшебную страну звуков!

Встаньте рядом со мной и закройте глаза. Я дотронусь до вас волшебной палочкой.

  1. Сообщение темы занятия:

Вот мы и очутились в волшебной стране звуков. Наша с вами задача - собрать как можно больше звуков вот в этот волшебный мешочек. Звуки мы принесем с собой  в д/с. Но это задача не простая, на пути нас ждут сложные задания.

  1. Артикуляционная гимнастика. 

Звуки произносить совсем не просто, поэтому мы с вами дети поможем язычку – выполним гимнастику.

  1. Артикуляция, характеристика звуков [Р], [Р,], символы звуков. Буква «Р».

Посмотрите, кто это стережет ворота в волшебную страну? – тигр. Тигр не пропустит нас, пока мы не скажем, какой звук он прячет! – [Р]. А почему? – Он так рычит. Но ворота еще не открыты! Надо рассказать тигру, какой же это звук Р (согласный, твердый, звонкий). У звука [Р] есть младший братик – звук  [Р,] (согласный, мягкий, звонкий). Звуки [Р-Р,] живут в букве «Р». Символы звуков и букву складываем в мешочек.

  1. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [Р] -[Р,] на слух.

Но тигр приготовил для нас еще одно задание: вы должны услышать звуки [Р-Р,] в слогах и словах: ор-ре-ур-ры-рё-ра; рот, рёв, трава, дрова, река, ракета, кровать, рояль, рюкзак. На звук [Р] – топните ножкой, а на звук [Р,]- хлопните в ладоши. Справились с заданием. Дорога свободна.

  1. Упражнение на координацию речи с движением «Пчёлы».

Посмотрите, кто прилетел на лесную поляну? Как их назвать одним словом? (насекомые). Правильно! Вот летят пчёлы. А где живут пчелы?

Пчелки в улье сидят                                                       (присесть руки на поясе)

И в окошко глядят.                                          (повороты головы влево - вправо)

Погулять все захотели,                                                        (медленно подняться)    

На шиповник полетели:                                                                 ( взмах руками)

- Ж-ж-ж-ж!                                                                                      (покружиться)

  1. Согласование числительных  с существительными:

На поляне и бабочка, и комары, и осы, и паук плетет паутину, и муравьи трудятся. Давайте  посчитаем, сколько на поляне комаров? (На поляне один комар, два комара, пять комаров); сколько муравьев ты поймал? (Я поймал одного муравья, двух муравьев, пять муравьев).

Поиграем с ними.

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Насекомые».

Прилетела к нам вчера                                                          (машут ладошками)

Полосатая пчела.                                              (на каждое название насекомого

А за нею – шмель-шмелек                                                загибают  один палец)              

И веселый мотылек,                                                              

2 жука и стрекоза,                                                              

Как фонарики глаза.                             (поднести к глазам кружки из пальцев)                      

Пожужжали, полетали,                                                        (машут ладошками)

От усталости упали.                                                               (роняют ладошки)

  1. Игра «Чего не стало». Закройте глаза, а я уберу 1 картинку. Кого не хватает? – жука/комара.
  2. Дифференциация звуков [Ж] – [З]. Сравнительная характеристика звуков. Буквы.

Вот мы всех пересчитали. Насекомые разлетелись, только жук и комар не улетают. У них для нас есть звуки! Как жужжит жук? – [Ж] (согл, тв., зв). Как звенит комар? – [З](согл, тв, зв). У жука и комара есть картинки с их звуками, только они их перепутали. Давайте им поможем. Девочки ищут картинки со звуком [З], мальчики со звуком – [Ж]. Определяем позицию звука в слове. Справились с заданием, кладем символы звуков и буквы в мешочек.

  1. Определение звука в начале слова. Деление слов на слоги. Характеристика звука [К]. Буква «К».

А впереди – болото. Переправляться будем, прыгая по кочкам. А кочки – это слоги в словах. А вот и сами слова, изображенные на картинках. Но сначала определим, какой же звук будет нам помогать. Определите первый согласный звук в словах: кот, корабль, капуста, картошка.  Звук [К] (согл,тв,гл). Живет в букве «К».

Делим слова на слоги, прыгаем столько раз, сколько в слове слогов. Через болото прошли. Складываем символ звука [К] и букву «К» в мешочек.

12.Упражнение на дыхание «Цветочек». Определение звуков в конце заданных слов.

Посмотрите, перед нами выросли цветы. Давайте их сорвем. Каждому свой цветок. Надо с них сдуть пыльцу, и увидите, какая картинка в нем спряталась. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем. Определите, какой звук стоит в конце вашего слова. Найдите букву, в которой этот звук живет. Вот сколько звуков мы собрали.

13.Звуко-буквенный анализ слова «туча».        

Ребята, кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, для этого надо составить слово «туча». Давайте выложим  слово из символов звуков, а затем из букв.

  1. Итог занятия.

Молодцы! Разогнали тучи. И звуки собрали. Складываем звуки и буквы в мешочек. Ребята, нам пора возвращаться в д/с. Мой мешочек полон звуков. Закрываем глаза, я дотрагиваюсь до вас волшебной палочкой. Садимся на места. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Какие трудности испытывали? Молодцы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

                                                         Конспект

 организованной- образовательной деятельности

по речевому развитию (обучение грамоте)

для старшей группы

                                                     

                                                     Составила: воспитатель

                                               Ахмадишина  Д.Д.

                                                                   

Образовательная область: речевое  развитие (обучение грамоте)

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Закрепить умение проводить звуковой анализ слов.

Задачи:

1.Образовательные: Обобщить знания воспитанников о гласных и согласных звуках.  

2.Развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Средства: проектор, ноутбук,  картинки (сыр,  лук,  мак, сок), конверты со схемами, фишки, фасоль.

Ход ООД

Приветствие: Здравствуй солнце, золотое,

Здравствуй, небо, голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день

Нам здороваться не лень!

 Азалия В. Что такое здравствуй?- лучшее из слов

Потому что здравствуй - значит будь здоров

Правило запомни. Знаешь - повтори

Старшим это слово первым говори

Вечером расстались, встретились с утра

Значит слово «здравствуй»- говорить пора!

Ш. Дима: Здравствуйте!- ты скажешь человеку

Здравствуй!- улыбнется он в ответ

И наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

Воспитатель: Дети, давайте вместе поздороваемся  с нашими гостями, пожелаем всем здоровья! Я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте меня внимательно. 

Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а». Хорошая песенка получилась.

Спою-ка я теперь другую,  - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о». Давайте вместе споем песенку язычка.

Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у».   Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы».  

Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.

Воспитатель: Дети, какие звуки пел язычок?

- Язычок пел звук: [а]

- Язычок пел звук: [о]

 -Язычок пел звук: [у]

 - Язычок пел звук: [э].  

 - Язычок пел звук: [ы].  

- Язычок пел звук: [и].

Воспитатель: А какие это звуки? Это гласные звуки. Почему их называют гласными? (Гласные звуки произносятся голосом их можно петь) Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? (красной). А какие еще, звуки у нас бывают? (согласные). Какой фишкой мы обозначаем согласные звуки? (синей)

Воспитатель:  Дети, к нам в дверь кто-то стучится. (заходит Буратино под музыку).

Буратино: Здравствуйте, дорогие ребята!

Воспитатель: Здравствуй Буратино! А почему ты такой грустный?

Буратино: Я получил важную телеграмму от папы Карло, а прочесть её не могу. Я ничего не знаю.

Воспитатель: Не грусти, Буратино, мы с ребятами постараемся тебе помочь. Поможем Буратино, ребята? (да)

Воспитатель читает телеграмму:

«Дорогой Буратино! Чтобы ты не простудился, принимай  витамины. Будь осторожен!!! Твой папа Карло

Воспитатель: Буратино, мы постараемся с ребятами помочь тебе, лишь бы ты был здоровым и никогда не грустил. Присаживайся вместе с ребятами, вместе мы справимся.

Дети, Буратино посмотрите все на экран и скажите, что там изображено и назовите звук, который повторяется чаще всего?

апельсин, ананас, абрикос, арбуз-  повторяется звук А

капуста, картофель, киви, клубника- повторяется  звук К

Буратино: Молодцы, ребята! Очень интересная игра!

Ребята, я тоже придумал одну интересную игру, у меня есть даже интересные  картинки, предлагаю посмотреть их.  Вам нужно ответить, что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове.

Ответы:  (На картинке нарисован  сыр. В слове « сыр » гласный звук [ы].  

 На картинке нарисован  лук. В слове « лук» гласный звук [у] .

На картинке нарисован  сок. В слове « сок» гласный звук [о] .

На картинке нарисован  мак. В слове « мак» гласный звук [а] .

Буратино:  Молодцы, ребята! Умеете определять заданный звук и находить его в слове. Мне очень понравилось с вами играть.

Воспитатель: Дети, а давайте сейчас поиграем и немножко отдохнем.  Вставайте все в круг и ты, Буратино, вставай вместе с нами. (Физминутка)

Воспитатель: Буратино, а наши дети, еще и умеют разбирать слова. Давай мы и тебя научим. Ребята, сегодня мы говорим о фруктах и овощах, потому что они содержат много витаминов и помогут  нам и Буратино быть всегда здоровыми и  сильными.

Послушайте первую загадку:

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан) (разбираем слово «банан»)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон) (разбираем слово «лимон»)

Молодцы ребята!

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, чем отличаются звук от буквы?

Буратино: Нет не знаю, может мне ребята подскажут. (Звуки мы произносим, а буквы мы пишем)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выложить из фасоли  первую букву вашего имени.

Буратино: Ребята, мне так понравилось с вами играть,  веселиться, я очень многому у вас научился. Спасибо вам! И за это я хочу вас угостить сладостями.

Итог:

1.Дети, в какие игры и задания  мы с вами сегодня выполняли?

2. О чем мы сегодня говорили? Что больше всего вам понравилось? А какие трудности вы испытали?

Мне тоже очень понравилось сегодня с вами играть и веселиться. Все сегодня были активные, отвечали на вопросы. Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема: Звук [э], буквы Э, э.

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательные: Продолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать навыки звукового анализа. Развивать зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Материал: презентация-5 мин.

Словарная работа: страус эму.

Индивидуальная работа с Аишой - учить давать полные ответы.

                                       Ход НОД

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

3. Ребята, сейчас у нас  вами занятие  обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

-Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются  гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) 

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Вспомните стишок про гласные звуки.

Гласные тянутся
песенкой звонкой, 
могут заплакать 
И закричать. 
В темном лесу 
Звать и аукать, 
Но не умеют 
Свистеть и ворчать. 

-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т,  В,…)

-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Вспомните стишок про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть, 

Но не хочется им петь

4. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля (слайд № 1)
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки»
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ

ЭП-ОП -АП     УП-ЭП-ОП           ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП       ЭП-АП-ЭП          ОП-УП-ЭП
6. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»

 Дети хлопают в ладоши, когда слышат  звук [Э].

А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице  и видит едет ...(экскаватор) (слайд № 2) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?

7.Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.  (Дети выполняют упражнения глазами).
8. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля? (слайд №3)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
9. Физминутка
10
. Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. (слайд №4) - Каких животных вы видите в зоопарке?  (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить. (слайд № 5) Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 6)
-Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова.  Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?

11. Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. (слайд № 7). Что в нем продают? (электроприборы)

- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине ... Что она купила? (слайд №8)
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
12. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э]. (слайд № 9)
- На что она похожа? (слайд №10)
• Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун — буква Э!
• Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.

13.Пальчиковая гимнастика
14. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева  направо, вниз,  закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют  за мной.)

15. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. (слайд № 12)
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?

16. Рефлексия.

— Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква И.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова; в словах из текста;

знакомство с буквой И.

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам; кукла мальчик; мешочек, предметы: индюк, ириска, изюм; картинки: санки, коньки (или предметы); карточки с надписью  Иа, Ауи, Иуа, Уиа.

 

Ход занятия.

1.Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, вспомните, какие  звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у).

Вы помните, какие это звуки?  Гласные. Почему они называются гласные звуки?  Потому что их  можно пропеть голосом.

2.Игра «Повторяй-ка».

Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван.  Ребята, как зовут мальчика? (Иван). Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И). Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? Давайте попробуем: и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.

Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

  1. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и.

И-а-и-у-а-и-о-у-и-а-и-о-ы…

  1. Игра «Подарки».

Как зовут нашего гостя? (Иван). Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы: индюк, ириска, изюм. Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Индюк –  Покажите на полоске, где находится звук и? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.

В мешочке еще есть какие-то предметы. Назовите их. Достаются игрушки или картинки: санки, коньки . Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Коньки  –  покажите на полоске, где находится звук и? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Санки.

  1. Игра «Один-много».

Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.

Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки…)? (В конце слов.)

  1. Физкультминутка «Подарки».

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.

  1. Буква И. Выставляется домик для гласных звуков и буква И.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква И. Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

- А какая буква? –( И.)

Пишем букву И большую и маленькую.

Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).

Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.

 

  1. Итог. Игра «Отгадай слово».

Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.

Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.



Предварительный просмотр:

Звуки р, рь. Буква Р.

Цель: выделение заданного согласного звука  в начале,

           в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

           дифференциация звуков р-рь;

           воспроизведение и чтение слов из 4-7 звуков;

           чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

   Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква Р большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); куклы Незнайки, мальчика и девочки; картинки: скворец, ворона, сорока, воробей, коростель, свиристели, снегири, стрижи, Буратино, Петрушка, Чебурашка, крокодил Гена; картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц; магнитная доска с буквами.    

                                         Ход занятия.

1. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р). Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь). Ребята, вы догадались, какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? (Звуки р, рь).

2. Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

Маленький мальчишка

В сером армячишке По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

На шесте дворец,Во дворце певец,

А зовут его… (скворец).

Какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).

Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).

3. Игра «Поймай звук».

   Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой: рак, руки, реки, репка, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор. брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул

4. Игра «Что за птица?»

   Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц. Рядом расположены предметные картинки с птицами.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам в кормушку прилетели…

Вносится кукла Незнайка.

Незнайка хочет узнать, кто прилетел в кормушку. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук р. (Ворона, сорока, воробей, коростель). Разделите эти слова на слоги.

А какие птицы со звуком рь прилетели к кормушке? (Свиристели, снегири.) Разделите эти слова на слоги.

Кого мы увидели в кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей). Какие это птицы? (Зимующие).

5. Проводится игра «Кто улетел» и с каким звуком.

Дети закрывают глаза, убирается 1 картинка, дети угадывают, кто улетел. (Например, улетел воробей. В слове воробей твердый звук р.)

6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Задания от имени Незнайки:

* узнавание птиц по первому и последнему звуку;

* Выставляются 2 куклы – мальчик и девочка. Ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. Выложите их имена кружочками.

* Мы сегодня говорили о зимующих птицах. А каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Выложите кружочками слово стрижи;

 7. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

8. Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

- Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

- Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

- Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

9 А теперь давайте определим место звука р в словах. Рука. Рак. Повар. Пар. Рыба. Рот.

10. давайте выполним схему звукового анализа имён Рома и Рита. 1 ребёнок у доски, остальные за партами. Второе слово самост-но. Взаимопроверка.

8.  Выставляются картинки сказочных героев.

Ребята, эти сказочные герои расстроены, потому что Дракон забрал у них один звук. Давайте вернем его. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это.

Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_окодил Гена.

9. «Знакомство с буквой Р».

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

 Чтение слогов: ра, ро, ру, ры, ри, ар, ор, ур, Ир. Чтение слов: Рома, Рита, радуга, гагара, воробей, топор, комар. Чтение предложения: У Риты воробей. Выкладывание слов на магнитной доске. Написать букву и слова.

10.Итог. Оценка деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «Знакомство с гласными звуками»

Цель: Формировать у детей понятие «гласный звук».

Программные задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с гласными звуками.

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие:

Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материалы и оборудование: картинки со звуком [а], картинки-схемы, фишки кр.цв., домики с красными крышами, карточки с заданиями, карандаши.

Ход:

Вводная часть:

- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Давай, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу тепло и хорошее настроение.

-Дети, сейчас я загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?(звук)

-Молодцы. Конечно, это звук.

-Как вы догадались, что это звук?

-Правильно, звуки мы слышим, слушаем.

-Какие звуки вы знаете? (бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки).

-Правильно, это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Основная часть:

-Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки.

-Сегодня мы с вами, познакомимся с гласными звуками.

-Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий.

-Посмотрите внимательно на доску, что там изображено? (дома)

-Скажите, сколько всего домов вы видите? (6)

-Правильно, здесь 6 домов потому что в русском языке 6 гласных, сейчас я вам их назову: [a],[o],[у],[э],[ы],[и].

-Давайте повторим их еще раз.

-Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

-Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть.

-Давайте попробуем все вместе, спеть каждый гласный звук по очереди.

-Теперь я предлагаю вам немного поиграть с нашими гласными звуками.

Назовем слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.

-Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

-Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.

-Дети, посмотрите еще раз внимательно на наши дома, какого цвета у них крыши? (красного)

-Да, у всех домов красные крыши, но это не просто так, ведь все гласные звуки обозначаются красным цветом, а на схемах красными фишками.

Воспитатель вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит 

-Дети, сейчас я предлагаю вам в каждом слове найти гласный звук.

-Что мы видим на 1 картинке? (мак)

-Какой гласный звук вы нашли?

-Как вы догадались, что это гласный звук? ( его можно пропеть).

-Каким цветом фишки, мы обозначим этот звук? (красным)

-Почему? ( все гласные звуки обозначаются красным цветом)

-Теперь, я предлагаю вам отдохнуть:

Мы знаем гласные звуки!

Вверх поднимаем руки, рот пошире открываем:"А! "

Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем:"Э! "

Руки вытянем вперед и губы трубочкой вперед: "У! "

Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются: "И! "

Руки назад и язык назад: "Ы! "

Руки округляем, губы округляем: "О! "

-Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите?(Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

-Молодцы и с этим заданием вы справились.

-Сейчас, я предлагаю вам сесть за столы, ведь вас там ждет задание.

-У каждого из вас лежат карточки, на которых нарисованы различные предметы, обведите в кружок те предметы, которые начинаются с гласного звука.

-Но перед тем как начнем делать задание, давайте поиграем с нашими пальчиками:

(пальчиковая гимнастика)

«Мальчик-с-пальчик»

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим другом в лес ходил.

С этим другом щи варил.

С этим другом кашу ел.

С этим другом песни пел.

С этим – в дудочку дудел.

Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.

-Молодцы!

-Коля выйди ко мне и скажи, какие слова ты обвел?

-Почему именно их? (они начинаются с гласных звуков)

-Назови их.

(вызываю 3-4 детей)

Заключительная часть:

-Вам понравилась играть со звуками?

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).

-С какими звуками мы с вами познакомились?(гласными)

-Сколько гласных звуков? (их 6).Назовите их.

-Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).

-Каким цветом они обозначаются? (красным)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...


 

Комментарии

Бурханова Ирина Занфировна

Хороший конспект, так органично смогли соединить много разных заданий. Молодец!