Быстрое обучение грамоте при помощи наборов зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Макеев Александр Константинович

В каждой возрастной категории детей есть дети с опережающим развитием, со средним развитием, и с отставанием в развитии интеллекта и социализации. А современный уровень научного и технического развития нашей цивилизации требует освоение грамоты детьми уже с младшей возрастной группы, как одной из основ формирования внимания, усидчивости и методов контактной и дистанционной инициативной и ответной коммуникации.

Речь является фундаментом интеллекта. Значит, каждый ребёнок с относительно хорошим слухом должен уметь различать на слух каждый из всех согласных и гласных звуков речи, произносимых по отдельности и произносимых в непрерывном речевом потоке.

И каждый ребёнок должен как можно раньше обучиться всем отображающим элементарные звуки речи - базовым буквам алфавита государственного языка.

Всему этому обучиться и научиться адекватно применять поможет набор зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций, и общая классификационная периодическая таблица согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Быстрое обучение грамоте482.72 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Быстрое обучение грамоте при помощи наборов зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций

Аннотация

В каждой возрастной категории детей есть дети с опережающим развитием, со средним развитием, и с отставанием в развитии интеллекта и социализации. А современный уровень научного и технического развития нашей цивилизации требует освоение грамоты детьми уже с младшей возрастной группы, как одной из основ формирования внимания, усидчивости и методов контактной и дистанционной инициативной и ответной коммуникации.

Речь является фундаментом интеллекта. Значит, каждый ребёнок с относительно хорошим слухом должен уметь различать на слух каждый из всех согласных и гласных звуков речи, произносимых по отдельности и произносимых в непрерывном речевом потоке.

И каждый ребёнок должен как можно раньше обучиться всем отображающим элементарные звуки речи - базовым буквам алфавита государственного языка.

Всему этому обучиться и научиться адекватно применять поможет набор зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций, и общая классификационная периодическая таблица согласных и гласных звуков речи.

- - - - - - - - - - - - - - - -

В начале первых двух-трёх занятий по обучению грамоте, педагог должен ознакомить детей с биомеханикой артикуляции. Звуки речи производятся на выдыхании воздуха. В ротовом отделе речевого аппарата имеется пять зон артикуляции. Звук речи производится одним из шести типов позиционирования нижних и верхних участков ротового отдела речевого аппарата.

Пять зон артикуляции от самой наружной к самой внутренней:

  1. Губно-губная.
  2. Задней поверхности резцов – передней части языка.
  3. Задней поверхности дёсен верхних резцов – передней части языка.
  4. Переднего нёба – передней части языка.
  5. Заднего (мягкого) нёба) – задней части языка.

Шесть типов артикуляции:

  1. Плотное соприкосновение нижнего участка к верхнему участку в зоне артикуляции. Особенность 4-ой и пятой зон: для пропуска выдыхаемого воздуха с голосовым тоном.
  2. Широкое отодвигание нижнего участка от верхнего участка в зоне артикуляции с голосовым тоном.
  3. Одновременное щелевое сближение и щелевое раздвигание верхнего и нижнего участков в зоне артикуляции глухого щелевого согласного без голосового тона.
  4. Одновременное щелевое сближение и щелевое раздвигание верхнего и нижнего участков в зоне артикуляции звонкого щелевого согласного с голосовым тоном.
  5. Взрывное раздвигание из плотного соприкосновения глухого взрывного согласного без голосового тона.
  6. Взрывное раздвигание из плотного соприкосновения звонкого взрывного согласного с голосовым тоном.

Педагог предлагает детям прикоснуться большим и указательным пальцем к своей трахее. И произносить разные звуки речи. Они ощутят пальцами вибрацию своей трахеи и (или) гортани при произношении тех звуков речи, которые произносятся с голосом.

Для быстрого, в игровой форме интуитивно понятного обучения всем базовым буквам алфавита государственного языка и отображающим те звуки речи, которые, как бы, не применяются в государственном языке, надо иметь

Несколько наборов по 30 кубиков;

В наборе должно быть по пять одинаковых кубиков, на гранях которых отображены буквы, обозначающие шесть типов звуков речи производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций.

Противоположные грани каждого кубика должны отображать буквы сомкнутого (сонорного) согласного  типа и раскрытого (гласного) типа;  глухого и звонкого щелевых (шипящих) согласных типов; глухого и звонкого взрывных согласных типов.

Примеры:

М-У; Ф-В; П-Б (буквы звуков речи, производимых в первой зоне элементарных артикуляций)

Н-О; С-З; Ц-(Дз) (буквы звуков речи, производимых во второй зоне элементарных артикуляций)

Л-А; Ъ-Й; Т-Д (буквы звуков речи, производимых в третьей зоне элементарных артикуляций)

Р-Э; Ш-Ж; Ч-J (буквы звуков речи, производимых в четвёртой зоне элементарных артикуляций)

R-Ы; Х-γ (буквы звуков речи, производимых в пятой зоне элементарных артикуляций)

 E:\фото и рисунки\алфавит и клавиатура\кубики с буквами Симметрицы_200.jpg

Под руководством педагога методиста или воспитателя, дети, сидя за столом, смогут переворачивать и раскладывать кубики так, чтобы складывать из букв, отображённых на их гранях, слоги и короткие слова.

Подсказкой детям, какой звук речи отображает буква, отображаемая на грани кубика, помогает таблица МОАЗР = таблица-подсказка:

Вспомогательная таблица –подсказка, отображает все 30 согласных и гласных звуков речи, производимых физиологически оптимальной, элементарной артикуляцией и отображаемых буквами алфавита государственного языка, сочетанием двух букв государственного языка и буквами иностранного языка. Звуки речи должны отражаться в шести столбцах типов артикуляции и в пяти строках зон элементарных артикуляций.

E:\фото и рисунки\алфавит и клавиатура\Таблица букв.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний»: знакомство с буквой и и звуком [И]

Цель: 1. Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».

Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....


 

Комментарии

Макеев Александр Константинович

Обучение буквам алфавита по предлагаемой методике, опирается не на тупое зазубривание по 1-3 буквы в 1-2 дня, а на обучение сразу всем основным буквам алфавита в течение 2-3 дней. Потому что буквы распределены в логически понятную систему по типам артикуляции звуков речи, и по месту артикуляции звуков речи, отображаемых основными буквами алфавита.
Фундаментальные научные основы для этой методики открыты, описаны и объяснены в данной научной публикации:
Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. – 108 с.