Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ланевская Алёна Андреевна

Содержание игр поможет воспитателю подготовить детей 6-7 лет к обучыению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx120.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ «Киселёвский педагогический колледж»

Картотека игр по звуковой культуры речи.

http://detsad82.yaguo.ru/wp-content/uploads/2016/12/malchik_i_devochka_zanimajutsja.jpg

Киселевск

2017

Вторая младшая группа

«Что как звучит?».

Цель: развитие умения внятного произношения слов, закрепление умения произносить гласные звуки

Оборудование: картинки с изображением предметов: машинки, часов, трамвая, барабана, дудочки

Ход. Воспитатель по очереди показывает картинки с изображениями предметов. Дети вслед за взрослым называют картинку и произносят звукоподражания (машина едет и гудит: би-би-би; часы идут и тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динь-динь-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та; на дудочке играют: ду-ду-ду, ду-ду-ду .


«Звуки вокруг нас».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы

Ход. Воспитатель говорит: В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Кораблики».

Цель: развитие умения у детей длительного произношения звук [ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [п] (п-п-п) на одном выдохе

Ход. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук [ф] или [п]. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука [ф]. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п ...» - дует ребенок.

При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.

«Птичий двор».

Цель: развитие умения на одном выдохе произносить 2-3 слога

Оборудование: игрушечные птицы: курица, гусь, утка и цыпленок

Ход. Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а на встречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?»  («ко-ко-ко»). «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» («га- га- га»). Далее педагог показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Средняя группа

«Понюхай цветок».

Цель: упражнение умения на выдохе проговаривать звуки без напряжения голоса

Оборудование: цветок

Ход. Воспитатель говорит: Всем артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»). Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

 «Поезд».

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимание

Ход. 

Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

«Воробушки и автомобиль».

Цель: развитие у детей умения в правильно произносить слова

Оборудование: игрушка-руль

Ход. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

- Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

-У-у-у, -повторяют дети.

-Сейчас мы поиграем так, продолжает воспитатель. Я – автомобиль, а вы все воробышки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

                                                   Воробей с березы

                                                   На дорогу –прыг!

                                                   Больше нет мороза,

                                                   Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать. А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

«Эхо».

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения произносить звуки в словах и слогах

Ход. Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

“Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» – поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» – подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу. Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

«Оркестр».

Цель: закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Оборудование: большие и маленькие кружки по кол-ву детей

Ход. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку, на доске такие же кружки.

Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.) Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку). Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку).

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Старшая и подготовительная к школе группы

«Волшебный мешочек».

Цель: развитие умения различать звуки [С] и [Ш]

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки

Ход. Воспитатель предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии.

«Найди свой домик».

Цель: развитие умения соотносить первый звук в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У)

Оборудованиетри стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

Ход. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков [а], [о], [у]. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего «домика».

«Хлопни, если услышишь…».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Ход. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов) ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Например, ребята, нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите зыку «Ч»

«Мишка ошибается».

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Оборудование: игрушка плюшевого мишки

Ход. Воспитатель объясняет детям, что плюшевый мишка, слышал, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Воспитатель предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо «стул» говорит «штул», вместо «кровать» - «шкаф» и т.п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

«Найди нужные слова».

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания

Оборудование: предметные картинки

Ход. Воспитатель выставляет все картинки, даёт задания:

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”

«Снежный ком».

Цель: развитие воображение, связной речи

Оборудование: белые листы бумаги, карандаши.

Ход. Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например, «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Содержание игр поможет воспитателю в подготовке к обучению грамоте...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...