Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе

Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе.

Задачи:

1. Закрепить знание букв русского алфавита.

2. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове).

3. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам.

4. Продолжать совершенствовать умение определять количество слов в предложении, составлять самостоятельно предложения из 3 – 4 слов.

5. Упражнять детей в словообразовании.

6. Активизировать мыслительную деятельность. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений.

7. Сформировать умения вычленять части из целого и составлять целое из частей

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами научились: правильно произносить звуки, различать их, и сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?

Я приготовила слово, но оно рассыпалось, чтобы его собрать, нужно расставить цифры по порядку от 1 до 7 (дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку, получилось слово - РОМАШКА.

Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику «Часы».

Достаю ромашку. На лепестках написано задание.

Задание № 1 Вопросы:

  • Какими  бывают речевые  звуки? (гласные и согласные)
  • Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
  • Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
  • Что можно составить из звуков? (слоги)
  • Что можно составить из слогов? (слова).
  • Назовите слова. (Дом, кот, дерево, забор).
  • Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

 (буквы под стульчиком у каждого)

Буквы вышли из своих домиков и заблудились. Поможем им попасть в свои домики? (дети помещают буквы возле красного и синего домика). Проверим, правильно ли выполнено задание.

Назовите согласные звуки. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Они живут в синем домике.)

Назовите гласные звуки. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть. Они живут в красном домике.)

Чистоговорки с гласными звуками (с опорой на картинки):

А – а – а ананас, ананас, шишка выросла у нас. У – у – у – утка плавает в пруду. Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо.

Задание N 2 Игра «Противоположные слова»

Воспитатель называет слово. Дети должны сказать противоположное слово (Зима – лето, день – ночь, девочка – мальчик). Подберем определения к словам. Какое лето, какая зима. (теплая, холодная, светлый, темная, веселый, грустная).

Задание № 3. «Деформированные слова».

НКИО - кино, кони. АИЛС - лиса, сила. ОКТ - кот, ток. ОНС - нос, сон.

Задание № 4. Игра «Придумай слово»

Вам показаны только первые слоги слова, с помощью этих слогов надо придумать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. ма– ли–ры– зи– ва–– си–

Задание № 5. Светофор.

Нам предстоит определить место звука в словах (с предметными картинками, сигнал загорается по определению позиции звука в слове). Если звук находится в начале слова, то загорается красный свет, если в середине – то желтый, если в конце – зеленый. Определяем положение звука [к] в словах: ТРАКТОР, КУКЛА, ЛУК, ЧЕСНОК. Определим положение звука [с] КАПУСТА, КАКТУС, САНКИ.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)

Задание № 7. Упражнение «Сосчитай слова в предложении»

Составьте предложение со словом ВЕСНА. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Назовите второе слово в предложении. Какое следующее слово?

Задание № 8. Игра «Раздели слова на слоги»

Измерить длиннющее слово – Да это проще простого!

Сколько слогов в нём надо узнать Хлопать в ладоши пора начинать!

Вот, например – слово – мяч. Сколько слогов в этом слове? Давайте похлопаем вместе. А если его назвать ласково «мя –чик». (дети произносят слова и хлопают в ладоши). Слова: шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.

Задание № 9. Игра «Дом».

Посмотрите все сюда, вот красивые дома. Вот дом (предъявляется картинка). В этом доме живу я. Значит, это чей дом?

- Это Мой дом.

- В этом домике живёшь ты. Чей это дом?

- Это мой дом.

- Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом?

- Это его дом.

- В этом доме живет она. Чей это дом? - Это её дом.

- А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом?

- Это наш дом.

- И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом?

- Это их дом.

Задание № 10. Игра «Один – пять»

Один мак – пять маков Один кот – пять котов

Один дуб – пять дубов Один стул – пять стульев

Один дом – пять домов Один кит – пять китов

Задание № 11. Работа в тетради.

Определить какими буквами отличаются слова. Подчеркните эти буквы.

Итог занятия. Понравилось вам наше путешествие? Вы сегодня просто молодцы: помогли буквам найти их домики, расколдовали слова, определили количество слогов в словах и количество слов в предложениях. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Что мы знаем и умеем».

Цель данного занятия - упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении слого-звукового анализа. Закреплять умение работат...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе на закрепление гласных звуков, составление и разбор предложений....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем девочке спасти братца»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в Звукоград"

Данное занятие можно использовать как итоговое в конце года в старшей группе...