Паспорт дидактического пособия «Буквоград» с приложением: Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в Буквоград. Буква и звук И»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ломанова Наталья Леонидовна

 Дидактическое пособие разработано Ломановой Н.Л. и Костояковой Е.Н., является средством для обучения детей основам грамоты, предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего возраста.

           Дидактическое пособие представляет систему работы с детьми старшего возраста, представленного в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам: воспитателям, логопедам при обучении старших дошкольников грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_opisanie_didakticheskogo_posobiya_bukvograd.docx620.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   «Детский сад № 43 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Дидактическое пособие «Буквоград»

 

Авторы: Костоякова Е.Н.,

Ломанова Н.Л.

Красноярск 2017


Аннотация

          Дидактическое пособие разработано группой педагогов, является средством для обучения детей основам грамоты, предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего возраста.

           Дидактическое пособие представляет систему работы с детьми старшего возраста, представленного в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам: воспитателям, логопедам при обучении старших дошкольников грамоте.

Пояснительная записка

Одним из требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО являются требования учета различных видов деятельности при организации воспитательно-образовательной работы с детьми. ФГОС ДО ориентирует участников педагогического процесса на смещение активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса. Старшим дошкольникам необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи -чтению и письму. Это и послужило актуальностью для создания данного пособия.

Значимость данного дидактического пособия заключается в требовании ФГОС ДО выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом индивидуальных возможностей, поддержки детской инициативы и самостоятельности. Дидактическое пособие является прекрасным средством активизации детей как при организации непосредственно образовательной деятельности, так и при самостоятельной деятельности. Данное пособие помогает осуществить личностно-ориентированный подход в обучении детей элементам грамоты.

Пособие «Буквоград» имеет практическую ценность, так как в игровой, непринужденной форме ребенок охватывает весь комплекс программных задач. Став полноправным участником образовательного процесса, ребенок учится самостоятельно находить решения предлагаемого задания, находить ошибки, учится рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются полученные навыки по обучению грамоте.

Цель данного дидактического пособия: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте.        

 Планируемый результат: старшие дошкольники оперируют терминами «слово», «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Умеют делить слова на слоги, определять место звука в слове, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова.

Необходимо также отметить, что новизна дидактического пособия «Буквоград», состоит в том, что при работе с данным пособием реализуются почти все программные задачи по обучению грамоте. Игровые упражнения способствуют концентрации ребенка во время занятий с пособием, развивают его мыслительные способности, активизируют речевую деятельность, делают образовательный процесс интересным и увлекательным.

Содержание (описание) дидактического пособия

Дидактическое пособие «Буквоград» представляет собой двустороннее панно с пришитыми деталями: дома разных цветов: синего, красного, бежевого; солнце, облака, железная дорога, пруд. Также присутствуют съемные детали: поезд, деревья, цветы, дома для чтения слов и слогов, жители Буквограда-цветные неваляшки (хранительницы букв).   Дополнительные детали: наборы картинок, букв, карточки со словами и слогами.

Применение данного пособия:

  1. Сюрпризный (организационный) момент;
  2. Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми;
  3. Организация игровых упражнений;
  4. Самостоятельная деятельность детей;
  5. Наглядно-демонстрационный материал.

Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой работы с пособием:

  1. Посели букву в ее квартиру (дети распределяют согласные и гласные буквы);
  2. Назови соседей буквы (дети закрепляют знания о звуке и букве);
  3. Разложи буквы по кармашкам неваляшек (закрепление знаний о звуке и букве);
  4. Веселый домик (дети подбирают и читают слоги, двухсложные слова); F:\DCIM\103MSDCF\DSC02442.JPG

  1. Загадочные жильцы (старшие дошкольники распределяют на заданный звук картинки согласно схемах слов – начало, середина и конец слова);

F:\DCIM\103MSDCF\DSC02443.JPG

  1. Цветочная полянка (определения количества слогов в словах, нахождение звука в слове, чтение слогов, составление слов);

F:\DCIM\103MSDCF\DSC02444.JPG

  1. Солнышко (чтение слогов);

C:\Users\DNS\Desktop\Конкурс Лучшее дидактическое пособие\DSC02397.JPG

  1. Облака (распределение слов по заданному звуку, букве);
  2. Веселый поезд (дети распределяют «пассажиров» по количеству слогов, звуковой анализ слова);
  3.  Деревья (закрепление правил русского языка);

C:\Users\DNS\Desktop\Конкурс Лучшее дидактическое пособие\DSC02402.JPG

  1.  Поймай рыбку (дети находят рыбок согласно игровой ситуации).

F:\DCIM\103MSDCF\DSC02449.JPG

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Путешествие в Буквоград. Буква и звук И»

Возрастная группа детей: старшая группа

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Формирование знаний о букве и звуке «И»

Вид деятельности: коммуникативная.

Образовательные задачи:

Обучающие:

Знакомить с гласным звуком «И», учить определять место звука в слове. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, фонематического слуха.

Развивающие:

 Развивать умение находить заданный звук в слове.

Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты: 

Дети знают и различают букву и звук «И», определяют место звука в слове, находят слова с заданным звуком.

Образовательная среда:

Пространственная среда: Перемещение детей в игровой среде (возле столов полукругом, на стульчиках за столом).

Предметно-практическая среда: 

Оборудование:

Стулья по количеству детей, стол, ширма с дидактическим пособием «Буквоград».

Демонстрационный материал:

Схемы слов, предметные картинки, набор букв.

Раздаточный материал: 

 Карточки синего, красного и зеленого цвета.

Среда взаимодействия. «Взрослый-ребенок»

Форма работы: подгрупповая.

Модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Способ помощи: ситуация припоминания.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе:

Проверка педагогом в процессе погружения в игровую ситуацию; наблюдения педагога, готовность участвовать в помощи; непосредственное общение с каждым ребенком; поощрение свободных высказываний детей через создании условий для принятия детьми решений, выражении чувств и мыслей.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап

Сюрпризный момент. Во время свободной деятельности детей раздается телефонный звонок, в котором сообщается, что в Буквограде появился новый житель и приглашает в гости.  Педагог совместно с детьми обсуждают как попасть в Буквоград, выслушивает варианты решения проблемы, задает уточняющие вопросы.

Основной этап

Дети подходят к дидактическому пособию «Буквоград».  Педагог предлагает прогуляться по городу, вспомнить всех знакомых горожан и найти нового жителя.

Педагог говорит о том, что в городе таится очень много загадок, давайте попробуем угадать какой-же новый житель появился в Буквограде.

Воспитатель предлагает рассмотреть, что необычного происходит в городе и обращает внимание воспитанников на озеро в котором «плавают рыбки с картинками».  Спрашивает у ребят, может на озере мы найдем нового жителя?

Игра «веселая рыбалка»

Слова (картинки на рыбках): ананас, арбуз, игла, альбом, апельсин.

Дети «ловят» рыбок, называют картинки на рыбке, определяют первый звук в слове, на слове «Игла» делают вывод, что все слова начинаются на «А», а «Игла» на «И»

Педагог спрашивает есть ли житель И в городе? Выслушивает ответы детей.

Дети выясняют, что буква и звук «И» новый житель Буквограда, определяют его гласность, селят в звуковой домик красного цвета.

Педагог обращает внимание детей, на то что в этот дом заселились и другие жители, но они перепутали свои квартиры, необходимо им помочь.

Упражнение «найди звук в слове»

*сначала вспоминают, где может быть звук в слове (в начале, в середине, в конце)

(санки, очки, пила, лимон, малина, грабли, индюк)

Дошкольники расселяют жителей согласно поставленным в окошках схемам (начало слова, середина, конец).

Воспитатель говорит, о том что горожане очень любят играть и предлагают ребятам поиграть в месте с ними.

Физкультминутка  «Теремок»

Снятие статического напряжения у детей.

Выставляются стулья в круг. «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, а в теремке живут слова, которые начинаются на гласный звук…». (Дети ходят вокруг стульев, тот, кто назовет слово правильно, заходит в «теремок» и садится на стульчик)

Упражнение «зашифруй слово»

Педагог спрашивает какая картинка была на рыбке со звуком «И», предлагает посчитать, сколько звуков в слове Игла.

Говорит, о том что это слово можно зашифровать. Спрашивает, каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?

Один ребенок работает у доски, остальные самостоятельно. После чего производится проверка.

Дети называют все звуки в слове, вспоминают какими цветами обозначается каждый звук.

Педагог говорит, о том что пора возвращается домой, предлагает обратно отправится на поезде. Пассажиры занимают места согласно количеству слогов своего имени. В первом вагоне имена   с одним слогом и т.д.

Рефлексивный этап

Воспитатель говорит, о том что мы вернулись домой, спрашивает какой новый житель появился в Буквограде? Уточняет у детей, как вы думаете справились ли мы с заданиями? Все ли у нас получилось?

-Какое задание было на ваш взгляд самое интересное? Самое трудное?

-Было ли что-то новое для вас?

Заключение

Дидактическое пособие «Буквоград» имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение, его можно использовать как в непосредственно-образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.

Таким образом мы видим, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к обучению грамоте, помогает организовать воспитанников с неустойчивостью внимания, недостаточной работоспособностью, повышенной утомляемостью.

Благодаря пособию «Буквоград» дети быстро освоили изучаемые буквы, и следующие умения: различать гласные и согласные буквы, делить на слоги слова, составлять схемы звукового состава слова, составлять предложения, определять место звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Логопедическое занятие в подготовительной  группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ЗПР. Освоение грамоты, звук и буква Л.

В конспекте представлена последовательность работы по обучению детей с ЗПР грамоте на основе работы с буквой Л. Представлены виды работы: развитие артикуляции, развитие фонематического восприятия, ана...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Звук [ш]. Буква Ш»

Данная разработка предназначена для воспитателей детского сада, помогает развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, речь; закрепить умение определить местоположение звука в сло...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации

Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....