Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Б], [Бь] и буквой Б»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ . В конспекте игры, упражнения и задания направленные на знакомство со звуками Б и Бь, а также буквой Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_b.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Б], [Бь] и буквой Б»

Цели: - научить четко произносить звуки [Б], [Бь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Б], [Бь] в начале, в середине слова;

           - научить анализировать слоги: БА, БО, БУ, БИ, БЫ; анализировать и сравнивать слова БОМ и БИМ, составлять звуковую схему этих слов;

           - учить считать слоги (слова по лексической теме)

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Б, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки: ботинки,  автобус, бант, бегемот, банан, жаба, корабль; тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2

Ход:

  1. Знакомство со звуком [Б].

На доске висят картинки: ботинки, бант, …

- Назови все картинки.

- Какой одинаковый первый звук во всех картинках? [Б] (раздаются зеркала)

      Когда мы произносим [Б], то

- Что делают губки? (губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха);

- Горлышко «работает»? (положить руку на горлышко) Горлышко работает.

- Мы можем этот звук петь? Почему не можем?

  • Звук [Б] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Если песня не поется

Звук согласным назовется

И для всех не секрет

У него синий цвет.

2. Фонетические упражнения

Мальчик упал с санок: бух!  

Бабушка ругается: бу-бу-бу.

Баран кричит: Бэээ… (низким голосом)            

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Б]»:

б, м, а, о б                    о, б, и, б, т              к, б, м, б, т, б

Ма, бо, ао, бам               бу, ом, уба, да,         абу, то, би, ба

4. Работа с картинками.

К вам в гости пришел гномик Бом и просит вас помочь разложить картинки в паровозики.

На столе лежать звуковые схемы-паровозики. 1. Звук [Б] в начале слова. 2. Звук [Б] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [Б] или в начали или в середине слова: бант, банан, автобус, ботинки, корабль, баранка.

5. «Хлопушка»

 

(- звук Б)     - ант,    -олт,  -отинки

(слог БА)     вер-, из-,   тру-, борь-

6. Знакомство со звуком [Бь].

В дупле живет.

Да орешки грызет. (белка)

- Какой первый звук?

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.

 «Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [Б], зеленый сигнальчик, если услышите звук [Бь]»

Б, Бь, б, бь, ба, бо, бя, бю, бо.

8. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках, посчитать слоги.

По горам, по долам                     Стоят в поле сестрицы,

Ходит шуба, да кафтан                Платья белены, шапочки зелены.

        (баран)                                            (березы)

9. «Подари подарки Биму и Бому». Работа с картинками. Детям раздаются картинки, в названии которых есть твердый и мягкий звук [б, бь].

       Жили-были два брата Бим и Бом. Бом был всегда хмурый, носил синюю одежду и любил есть все твердое: блины, бутерброд, булку, черствый батон, прыгать на батуте, носил – брюки, футболку, ботинки. Играть в баскетбол, футбол, волейбол. Его братик Бим был наоборот весельчак. Покушать он любил: биточки, безе. Играть с бегемотиком Бишкой. Ездить на автомобиле и смотреть в бинокль. Носить зеленую одежду: комбинезон, беретик.

      Вот эти два брата пришли и к вам в гости и хотят с вами поиграть в прятки. Они принесли вам картинки и спрятались с них. Нужно назвать картинку. Подумать какой из братьев спрятались в ней и положить картинку нужному брату.

10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:

                             Бом, Бим

11. Знакомство с буквой Б.

                    Б - большая бочка с краном,

                    Пьем из бочки утром рано.

           

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Б? Буква  из пальчиков: сомкнуть пальцы на двух руках вместе; согнуть пальцы левой руки под углом 90 градусов; правую сжать в кулак и приставить внизу левой ладони. - Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней) букву Б.

12. Анализ и чтение слогов: БА, БО, БУ, БИ, БЫ.

- Какой звук стоит в ряду первым (последним)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Б], мягкий звук[Бь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 2: дети закрашивают букву Б наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14.  Координация речи с движением. Упражнение «Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок              Дети идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой комок.                    катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком              Рисуют руками большой круг

И станет ком снеговиком.                     Рисуют снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!                          Широко улыбаются

Два глаза,                                              Показывают глаза

              шляпа,                                     прикрывают голову

                        нос,                                дотрагиваются до носа

                             метла.                              Стоят прямо, как бы держат

                                                                                  воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка –                  Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика.                         Разводят руками, пожимают плечиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...