Конспект занятия «Звук [к] и буква К» (старшая логопедическая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Подрезова Анна Сергеевна

Цели:

Коррекционно-образовательные:

• познакомить со звуком К;

• научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам

• совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

• познакомить с буквой К;

Коррекционно - развивающие:

• закреплять понятие о месте звука в слове;

• упражнять детей в деление слов на слоге

• упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;

• закрепить понятие «согласные звуки»;

• развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;

• развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,

• воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.

1. Сообщение темы занятия.

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);

«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);

«Не огонь а жжётся» (крапива);

«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)

Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К

2. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)

Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо

Глубже, ниже опускай!

К- короткий, К- взрывной,

К-без голоса глухой!

К- как камень крепкий звук,

Кость, кремень, камин, каблук. 

Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.

Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом замке? Правильно в синем замке. Значит звук К обозначаем фишкой синего цвета.

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук» 

Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К. (карточки)

4. Закрепление звука в слогах. 

Звуковой анализ слогов АК,КА с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звука А. Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.

5. Физминутка. 

Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)

Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)

По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)

Обломился старый сук (хлопки).

Молодцы, тихонечко садитесь.

6. Закрепление звука в словах. 

Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.

7. Произношение звука К в чистоговорках.

Ка-ка-ка- бежит река

Ко-ко-ко-вижу далеко.

Ку-ку-ку- кукушка на суку.

Ак-ак-ак –у реки рыбак. 

8. Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи. 

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды - балда!

Наши курочки в окно-

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя - петушок

Рано утром поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

9. Связь звука и буквы 

- Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?

- Буквой К (Показ буквы).

На прямую палочку справа села галочка,

там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.

Игры с букой. 

-Посмотрите, какая жалость наша буква потерялась!

Ну, ка домик ей найдите путь дорожку покажите.

В нужный домик поселите, и какой звук она обозначает, определите. 

Дети определят домик буквы К в дидактических игровых пособиями «Домики для букв».

-Буква К гостей ждала пирогов напекла. Первой в гости к ней пришла буква А заглавная в алфавите главная. Стали буквы чай пить с пирогами и блинами, а потом играть слоги вместе составлять К… А догоняла слог первая начинала. Буквы за игрались и местами поменялись А…К. 

Чтение слогов КА, АК

Логопед предлагает детям написать букву в воздухе, затем выложить её из счётных палочек.

- Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).

- А теперь выложим букву К из счётных палочек. 

- Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.

10. Итог занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_k.docx95.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звук [к] и буква К» (старшая логопедическая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

• познакомить со звуком К;

• научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам

• совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

• познакомить с буквой К;

Коррекционно - развивающие:

• закреплять понятие о месте звука в слове;

• упражнять детей в деление слов на слоге

• упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;

• закрепить понятие «согласные звуки»;

• развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;

• развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,

• воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.

1. Сообщение темы занятия. 

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);

«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);

«Не огонь а жжётся» (крапива);

«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)

Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К

2. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком. 

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)

Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо

Глубже, ниже опускай!

К- короткий, К- взрывной,

К-без голоса глухой!

К- как камень крепкий звук,

Кость, кремень, камин, каблук. 

Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.

Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом замке? Правильно в синем замке. Значит звук К обозначаем фишкой синего цвета.

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук» 

Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К. (карточки)

4. Закрепление звука в слогах. 

Звуковой анализ слогов АК,КА с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звука А. Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.

5. Физминутка. 

Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)

Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)

По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)

Обломился старый сук (хлопки).

Молодцы, тихонечко садитесь.

6. Закрепление звука в словах. 

Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.

7. Произношение звука К в чистоговорках.

Ка-ка-ка- бежит река

Ко-ко-ко-вижу далеко.

Ку-ку-ку- кукушка на суку.

Ак-ак-ак –у реки рыбак. 

8. Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи. 

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды - балда!

Наши курочки в окно-

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя - петушок

Рано утром поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

9. Связь звука и буквы 

- Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?

- Буквой К (Показ буквы).

На прямую палочку справа села галочка,

там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.

Игры с букой. 

-Посмотрите, какая жалость наша буква потерялась!

Ну, ка домик ей найдите путь дорожку покажите.

В нужный домик поселите, и какой звук она обозначает, определите. 

Дети определят домик буквы К в дидактических игровых пособиями «Домики для букв».

-Буква К гостей ждала пирогов напекла. Первой в гости к ней пришла буква А заглавная в алфавите главная. Стали буквы чай пить с пирогами и блинами, а потом играть слоги вместе составлять К… А догоняла слог первая начинала. Буквы за игрались и местами поменялись А…К. 

Чтение слогов КА, АК

Логопед предлагает детям написать букву в воздухе, затем выложить её из счётных палочек.

- Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).

- А теперь выложим букву К из счётных палочек. 

- Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.

10. Итог занятия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе

Данный конспект будет полезен учителям-логопедам для проведения занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе

Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"

Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе

Конспект предназначен для детей старшего возраста...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять по...